Interested Article - Райт, Фрэнк Ллойд

Фрэнк Ллойд Райт ( англ. Frank Lloyd Wright ; 8 июня 1867 , Ричленд-Сентер , Висконсин 9 апреля 1959 , Финикс ) — американский архитектор , создатель « органической архитектуры » и приверженец открытого плана. Созданные им « дома прерий » стали прообразом американской жилой архитектуры XX века . По заключению Американского института архитекторов — самый влиятельный из всех архитекторов США . Британская энциклопедия называет его «самым творческим гением американской архитектуры» .

Биография

Родился 8 июня 1867 года в городе (англ.) , Висконсин , США , в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви . В детстве много играл с «развивающим» конструктором « », разработанным Фридрихом Фрёбелем . Родители Райта развелись в 1885 году, по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. В это время он взял фамилию матери в качестве второго имени .

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 году он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета . Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго , где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую идеологом « чикагской школы » Луисом Салливаном . С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк . К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Стиль Прерий

Дом Роби в кампусе Чикагского университета

Известность Райту приносят « дома прерий », спроектированные им с 1900 по 1917 годы . «Дома Прерий» созданы в рамках концепции « органической архитектуры », идеалом которой является целостность и единение с природой . Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио . По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы . Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби .

Своим учителем Райта называл советский архитектор Мержанов , строивший государственные дачи для Сталина .

Резиденция «Талиесин»

Резиденция Талиесин

Свой собственный дом, летнюю (англ.) , Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. Стимулом к постройке послужило увлечение (англ.) , женой его клиента (англ.) , которая позже станет его гражданской женой и поселится в этой летней резиденции.

Вид на Талиесин с воздуха
Знак на въезде в поместье.

Долина, в которой находится Талиесин, принадлежала до Гражданской войны семье матери Райта. Его дед по материнской линии и дядя, иммигранты из Уэльса, были пасторами унитарианской конгрегации , и его две тёти в 1887 году открыли в долине школу совместного обучения.

Мать Райта, Анна Райт, отправляла сына на каникулы в долину каждое лето, начиная, с одиннадцати лет. Семья, её идеи, её религия и идеалы, оказали большое влияние на формирование личности молодого Райта, который позже изменил своё второе имя с «Линкольна» (в честь Авраама Линкольна ) на «Ллойд» — в знак уважения к этой ветви семьи.

Когда Райт решил построить дом в этой долине, он выбрал имя валлийского барда Талиесина , которое в переводе означает «сияющий лоб». Райт расположил дом на «лбу» холма, любимом с детства, а не на пике, поэтому «Талиесин» смотрится возникшим из естественного ландшафта. Говоря его словами — «… Не в земле, но из земли» . Дом состоял из трёх крыльев, которые включали жилое помещение, офис и хозяйственные постройки .

Помимо того, что здание органично вписалось в ландшафт, Райт применил в его постройке свои идеи органической архитектуры. Дымоходы и каменные опоры были построены из местного известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин .

«Талиесин» дважды пострадал от пожаров. Первый пожар в 1914 году устроил слуга, убивший перед этим проживавшую в доме Марту Босвик и двух её детей. Второй пожар возник в 1925 году. Здание полностью перестраивалось, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует своё двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.

План фасада отеля «Империал»

Отель «Империал»

Отель «Империал», важная работа Райта в Японии, была завершена в 1923 году. Общий план состоит из двух трехэтажных корпусов, в которых умещались более 100 номеров, соединенных вестибюлем и рестораном. Благодаря прочному фундаменту и стальной конструкции, отель практически без повреждений пережил Великое землетрясение Канто, которое произошло в день банкета по случаю окончания строительства .

Архитектор применил в проекте одно из главных открытий органической архитектуры — перепады высот, которые создают иллюзию нахождения в пещере или любом другом природном замкнутом пространстве. Райт спроектировал не только здание, но и внутреннее интерьерное убранство, создав пространство с сильным чувством единства и гармонии.

Отель «Империал», 1930-е годы

Отель «Империал» был поврежден во время бомбежки Токио и военной оккупации США после Второй мировой войны. В это время Райту была предоставлена возможность отреставрировать или перестроить отель, но он отказался . По мере роста цен на землю в центре столицы сносить гостиничные здания стало более практичным, чем их реставрировать, поэтому его разобрали в 1968 г. и перенесли в музей под открытым небом Мэйдзи-Мура.

Завершение строительства Императорского отеля Райта было его последней и самой значительной работой в Японии, где он находился на протяжении 5 лет. Дизайн Райта, сочетающий различные объемы в одном плане, наглядно продемонстрировал силу и потенциал архитектуры молодым японским архитекторам (Антонин Раймонд, Арата Эндо, Камеки Цутиура и др.) и вдохновил их на дальнейшее развитие органической архитектуры.

«Дом над водопадом»

« Дом над водопадом »

В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумев реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения.

Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Райта практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман ( англ. Edgar Kaufmann ) — сын успешного бизнесмена из Питтсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.

Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» ( англ. Bear Run ), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.

Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции , продолжая противопоставлять устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой . В 1935 1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания .

Интерьер «Дома над водопадом», разработанный Райтом

В ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт — заявивший в частности: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка , расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера . Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. С учётом инфляции эта сумма в 2009 году была эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах , с добавлением дополнительных стальных опор.

В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» служил семейству Кауфманов загородной резиденцией. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал здание в виде пожертвования организации (англ.) (Охрана природы Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга ), в настоящее время к «Дому над водопадом» приезжают более 120 000 посетителей в год.

«Юсоновский» период, 30-е годы

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A. (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

Древовидные колонны в интерьере (англ.)

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна (англ.) (1936—1939) в Расине в штате Висконсин . Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой , в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов , а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места .

Музей Соломона Гуггенхейма

Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль , а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу . Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. В качестве орнамента забора музея Райт использовал фигуры находящихся в экспозиции картин В. В. Кандинского.

Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

Поздние работы. Итоги

В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле . В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности .

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. В 1956 году Райт хотел построить небоскрёб в Чикаго Mile High Illinois общей высотой в милю (1609 метров), с лифтами, работающими на атомной энергии , рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму . Но проект отменили.

Умер 9 апреля 1959 года в Финиксе в штате Аризона .

Семья и личная жизнь

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы . Он был женат официально три раза и состоял в ряде фактических браков ещё до оформления предыдущего развода.

  • Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
  • Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребёнка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
  • Брак с Мириам Ноэль (1923 год) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году.
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в Скоттсдейле , шт. Аризона . На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии « Оскар ».

Галерея

Избранные работы

Книги

  • . — , 1910.
  • An Organic Architecture: The Architecture of Democracy. — 1939.
  • In the Cause of Architecture: Essays by Frank Lloyd Wright for Architectural Record 1908–1952. — 1987.
  • Visions of Wright: Photographs by Farrell Grehan, Introduction by Terence Riley. — 1997. — ISBN 0-8212-2470-0 .

Здания

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана « Катрина » в 2005 году, один — во время урагана « Камилла » в 1969 году. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оук-Парке в штате Иллинойс.

См. также

Примечания

  1. архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
  2. (нидерл.)
  3. (англ.)
  4. . Дата обращения: 15 марта 2018. 14 октября 2019 года.
  5. , с. 201.
  6. , с. 90.
  7. . Дата обращения: 17 апреля 2022. 13 апреля 2022 года.
  8. . Дата обращения: 1 июня 2019. Архивировано из 3 апреля 2019 года.
  9. Hisao Koyama, John Sergeant, Kevin Nute. . — 2000-07-01.
  10. 里 植松三十. . — 2019-04-10.
  11. , с. 274.
  12. , с. 258.
  13. Дата обращения: 27 сентября 2014. Архивировано из 20 августа 2015 года.
  14. , с. 278.
  15. , с. 559.
  16. , с. 279.
  17. Дэвид Литтлфилд. "Бумажная архитектура" // Архитектура / пер. с англ. Ю. Змеевой; науч. ред. М. Гукетлов; под ред. Э. Денисон; вст. ст. Дж. Глэнси. — М. : Рипол-классик , 2017. — С. 90. — 160 с. — ISBN 978-5-386-06581-2 .
  18. (англ.) . The New York Times (10 апреля 1959). Дата обращения: 20 апреля 2016. 27 апреля 2014 года.

Литература

  • Пфайффер, Брюс Брукс. Райт. — М. : Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — 3000 экз. ISBN 5-9561-0196-2 .
  • Julie Sloan. Light Screens: The Leaded Glass of Frank Lloyd Wright. — Rizzoli, 2001. — 160 с. — ISBN 0847823059 .
  • Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
  • Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. — М. : Стройиздат, 1990.
  • Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — М. : Прогресс-Традиция, 2001. — Т. 1.
  • Всеобщая история архитектуры. — М. , 1973. — Т. 11.
  • Анисимова И. И. Уникальные дома от Райта до Гери. — 2009. — ISBN 978-5-9647-0161-3 .
  • Гольдштейн А.Ф. Фрэнк Ллойд Райт. — М. , 1973.

Ссылки

Источник —

Same as Райт, Фрэнк Ллойд