Кабинет Уоррена Гардинга
- 1 year ago
- 0
- 0
Яхья бен Мухаммед Хамид-ад-Дин ( араб. يحيى بن محمد حميد الدين ; 18 июня 1869 , Сана — 17 февраля 1948 , около Саны) — государственный деятель Йемена , имам шиитской секты зейдитов с 1904 года , правитель независимого Йеменского королевства (северная часть современного Йемена) с 1918 года .
Яхья укрепил свою власть благодаря ослаблению Османской империи в конце Первой мировой войны и установил авторитарный режим на подконтрольных территориях . Победы над османами, в том числе битва при Шахре в 1905 году , укрепили позиции имама как одного из лидеров сопротивления османской власти . Яхье удалось стабилизировать молодое государство — Северный Йемен и добиться его признания в качестве полностью независимого государства . В 1926 году он получил поддержку Италии , которая гарантировала его суверенитет . Столкнувшись с возвышением саудовского государства, в 1934 году король Яхья вел короткую войну против саудовского короля Ибн Сауда . Имам Яхья отказался от притязаний на спорные пограничные районы — Асир , Джизан и часть Неджрана , а Ибн Сауд возвратил оккупированные в ходе войны йеменские территории.
Король Яхья был убит 17 февраля 1948 года , но мятежники были разбиты его сыном Ахмедом, который стал новым йеменским монархом.
Яхья родился в знатной зейдитской семье в Сане в 1869 году . Став зейдитским имамом в 1904 году после смерти своего отца , также имама, Яхья возглавил восстание местных племён против Османской империи ; 20 апреля 1905 года возглавляемые им отряды сумели захватить крупнейший город региона Сану и удерживали его в течение шести месяцев, захватив также ряд других городов. Несмотря на ряд успехов, турецкие войска так и не смогли окончательно подавить это восстание , и 27 октября 1911 года в Данне король Яхья заключил договор с турецким султаном (оттоманскую делегацию возглавлял Ахмед Иззет Фургач ), который даровал части османского Йемена внутреннюю автономию . 22 сентября 1913 года этот договор был подтверждён специальным фирманом султана . По данному договору, османы признали власть имама Яхьи над контролируемыми зейдитами частями Йемена . Однако, в это время Яхье не удалось навязать свою власть другими вождями племен в регионе. На подконтрольных ему территориях Яхья установил авторитарную власть .
После поражения Османской империи в Первой мировой войне 30 октября 1918 года имам Яхья провозгласил независимость страны . Вокруг него объединились представители крупных феодальных семей и шейхи племен Джебеля, для которых имамы на протяжении веков являлись духовными и политическими авторитетами .
14 октября он вступил со своими отрядами в Сану, а через три дня провозгласил себя королём Йемена . При этом он старался привлечь на свою сторону всех бывших османских чиновников, которые соглашались присягнуть ему на верность. В 1919 году усилиями Яхьи была создана армия королевства.
В 1919 году провозгласивший себя королём Йемена Яхья бен Мухаммед Хамид-ад-Дин окончательно разорвал вассальные отношения с Турцией .
Название Йеменское Мутаваккилийское Королевство страна получила в 1920 году .
Государство Яхьи, занимавшее в то время горный Йемен, стало центром объединительного движения йеменских племен. Имам Яхья также развернул активную кампанию по укреплению йеменской государственности, объединив племена Северного Йемена и подавляя восстания сепаратистов в 1922–1923 годах , и проводил курс на международное признание Йемена.
В 1925 была освобождена Ходейда и остальная территория Тихамы . .
Сокрушительное поражение Османской империи в первой мировой войне привело к разделу территории некогда огромной державы. Условия Мудросского перемирия , подписанного 30 октября 1918 г., распространялись и на территорию Северного Йемена, представлявшего тогда Йеменский вилайет. Статья 16 данного документа предусматривала, в частности, полную капитуляцию перед союзниками всех турецких войск и ликвидацию османской администрации в бывших арабских вилайетах Османской империи, в том числе в Асире и Йемене .
Наиболее сильной и влиятельной личностью, претендовавшей на политическую власть в Йемене, был имам Яхья, вокруг которого объединились представители крупных феодальных семей и шейхи племен Джебеля, для которых имамы на протяжении веков являлись духовными и политическими авторитетами. Более того, Яхья с первых лет своего избрания имамом в 1904 г. вел военные действия с османами за независимость Йемена и к концу первой мировой войны стал признанным лидером освободительного движения в горном Йемене. Яхья считался умелым военачальником, опытным политическим деятелем и администратором. Росту его популярности способствовали и предпринимаемые им в период османского владычества акции, направленные на укрепление своей власти в контролируемых им районах .
Успехи движения имама Яхья по созданию независимого централизованного государства пошатнули британское господство в регионе. Лишь ценой больших усилий Лондону удалось удержаться в Южном Йемене .
Сложившаяся политическая ситуация после подписания Мудросского перемирия была расценена имамом Яхьей как подходящий момент для установления верховной власти над всей страной. С этой целью он покинул свою резиденцию в Шихаре, которая располагалась в труднодоступном горном районе, и направился в Сану. По договоренности с Махмудом Надим-беем и с согласия шейхов племен, расположенных в окрестностях Саны, имам Яхья торжественно вступил в столицу, где он был радушно встречен жителями города. Бывший вали Саны передал Яхье военное снаряжение, принадлежавшее османам, признав тем самым имама Яхью правопреемником османской администрации в Йемене .
Другим претендентом на верховную власть в Йемене выступила семья аль-Идриси — эмиров Южного Асира, административного округа бывшего Йеменского вилайета Османской империи. Глава семьи эмир Мухаммад ибн Али аль-Идриси пользовался как поддержкой знатных семей Тихамы, так и шейхов некоторых племен. С начала XX в. эмир вел военные действия против османских войск в Южном Асире. С 1911 г. семья аль-Идриси в своих антиосманских выступлениях пользовалась военной и финансовой поддержкой Италии .
Кроме имама Яхьи и семьи аль-Идриси, которые на тот момент считались двумя основными претендентами на верховную власть в Йемене, также имелось довольно много шейхов крупных и мелких племен, преследовавших в таких сложных условиях свои личные интересы. Они пытались дистанцироваться как от имама Яхьи, так и от эмира аль-Идриси и сохранить независимость в своих действиях. Кроме того, они вели постоянные войны с соседними племенами за расширение своих владении. Наибольших успехов среди них достигли шейхи племени аз-зараник из Тихамы, которые в начале первой мировой войны пользовались поддержкой Лондона и Рима .
После эвакуации османских войск с юга Аравийского полуострова , английские военные части, располагавшиеся в Адене, продвинулись на север от Лахеджа . Используя в качестве предлога тот факт, что некоторые османские войска, находившиеся к концу войны на территории аденских протекторатов , не сдались англичанам, а присоединились к отрядам имама Яхьи, англичане заняли территорию значительно севернее линии, которая была установлена англо-турецким соглашением 1905 г. В йеменской Тихаме британцы оставили под своим контролем город Ходейду . Оккупация этого города нарушила естественную связь внутренней области страны — Джебеля с прибрежными районами Тихамы, прервался путь, через который осуществлялась значительная часть внешней торговли Йемена. В январе 1921 г. англичане передали Ходейду эмиру Мухаммеду аль-Идриси .
Имам Яхья категорически отказался признать все ранее заключенные между Османской империей и Великобританией договоры, касающиеся распределения сфер влияния на Аравийском полуострове, и потребовал возвращения всех захваченных англичанами и аль-Идриси территорий, которые он считал неотъемлемой частью исторического Йемена. В этом вопросе Яхью поддерживали большинство зейдитских племен Джебеля .
Английские колониальные власти в Адене расценивали имама Яхью как основного противника в борьбе за утверждение своего господства в этом важном районе Аравийского полуострова, и поэтому они всеми средствами стремились помешать ему осуществить намеченный им политический курс и создать централизованное йеменское государство. К концу 1918 г. британцы, при поддержке своих войск и с помощью племенных ополчений своих союзников — асирского эмира Мухаммеда аль-Идриси и хиджазского шерифа Хусейна — блокировать горный Йемен. Захватив значительную часть йеменской Тихамы, они стали провоцировать беспорядки внутри племен, населявших горные и прибрежные районы, разжигать племенную вражду. Британцы пытались подбодрить племена на сепаратистские выступления против имама Яхьи. Одновременно Великобритания развернула дипломатическую борьбу против своих соперников на Аравийском полуострове — Италии и Франции, которые тоже претендовали на сферы влияния на территории бывшей Османской империи.
В августе 1919 г. из Ходейды в Сану для переговоров с имамом Яхьей выехал английский подполковник Гарольд Ф. Джейкоб, который от Лондона получил четкие инструкции: добиться согласия имама на признание существующих территориальных границ на юге Аравийского полуострова, прежде всего в отношении границы между складывающимся йеменским государством и британским протекторатом Аден, а также на предоставление Великобритании ряда экономических привилегий, что в конечном итоге позволило бы британцам включить Йемен в сферу своего политического, экономического и военного влияния . Однако данная миссия потерпела неудачу .
Несостоявшаяся встреча с полковником Джейкобом дала повод имаму Яхье возобновить военные действия против английских войск. Имам скептически относился к мирному урегулированию спорных вопросов, поэтому он отдал приказ поддерживавшим его племенам, сосредоточенным на йеменско-аденской границе, начать наступление на Аден. В ноябре 1919 г. отряды имама Яхьи вместе с турецкими подразделениями, отказавшимися капитулировать, и южнойеменскими племенами установили свой контроль над четырьмя районами Западного аденского протектората .
Йемен был одним из основателей Лиги арабских государств в марте 1945 года, а в сентябре 1947 года Йемен был принят в Организацию Объединенных Наций .
Первым международным договором стал Договор Йеменского королевства с Италией , подписанный в 1926 году в Сане . Италия признала независимость Йемена и королевский титул Яхьи. В 1937 году Итало-йеменский договор был продлён .
В 1928 году Яхья также заключил Договор о дружбе и торговле с СССР .
Дар аль-Хаджар — летняя резиденция имама Яхья в Сане, построенная в 1930-х годах.
|
В 1934 году произошёл военный конфликт Йемена с Саудовской Аравией по вопросу спорных территорий; армия имама была разбита, и ему пришлось отказаться от претензий на расширение территории королевства на север .
23 июня 1934 года Саудовская Аравия и Йемен подписали мирное соглашение (Таифский договор), завершившее войну между двумя странами. Имам Йемена Яхья отказался и от притязаний на спорные пограничные районы — Асир , Джизан и часть Наджрана .
В 1946 году произошли столкновения между отрядами йеменских племен и армейскими частями аденских протекторатов, которые находились под командованием английских офицеров .
В мае 1946 года был подписан первый американо-йеменский договор «о дружбе, торговле и мореплавании» , установлены дипломатические отношения между двумя страмами , в Таизе открыта миссия США , а в 1947 году — йеменское представительство в Вашингтоне .
Во внутренней политике Яхья проводил курс на укрепление собственной абсолютной власти, которая была одновременно светской и духовной; имея 14 сыновей, он предпочитал ставить их во главе различных ведомств страны для лучшего контроля над делами. Так, принц Ахмед стал губернатором Таиза . Несмотря на поддержку фактически феодальных порядков и культурную изоляцию от внешнего мира, Яхья способствовал и ограниченной модернизации страны: при нём несколько йеменцев были впервые отправлены за границу на обучение, при нём же появились первые торговые компании в Йемене. Во внешней политике имам придерживался нейтралитета и антизападных настроений; в 1945 году поддержал создание Лиги арабских государств .
С 1934 года до своего убийства в 1948 году король Яхья перенаправил свою энергию на укрепление своей власти внутри страны и создание жизнеспособного центрального правительства, подотчетного ему лично. С этой целью контроль над внутренними районами был усилен созданием постоянной армии и назначением своих сыновей губернаторами ключевых провинций. Более жесткий контроль над делами в Сане был обеспечен за счет расширения административных функций и назначения других сыновей руководителями старых и новых политических институтов. Режим Яхьи отправил за границу первых студентов Йемена: военных курсантов в Ирак в 1930-х годах и гражданских студентов («знаменитые сорока») в Ливан в конце 1940-х годов . Была предпринята попытка ввести какое-то направление в зарождающуюся национальную экономику путем создания йеменской торговой компании . Но даже с этими изменениями Йемен при Яхье оставался полуфеодальным государством, в котором даже самые простые меры требовали его личного одобрения.
С целью получения опыта по модернизации государственного аппарата, имам Яхья направил в группу чиновников Ирак, который тогда был более развитым, чем Йемен .
Имам Яхья издал ряд указов, регулирующий древнюю еврейскую общину Йемена. Так, например, евреи не должны были обсуждать религиозные вопросы с мусульманами; они не должны были заниматься ростовщичеством и т.д. . Несмотря на это, имам Яхья вызывал восхищение у евреев Йемена, считавших его своим покровителем и защитником .
Имаму Яхье удалось положить конец состоянию анархии, беззакония и насилия, которое разрывало страну и причинило огромные страдания ее жителям, включая евреев. Во время его долгого правления евреи пользовались относительно благоприятными условиями и в целом поддерживали имама .
Ранее, в 1906 году, евреи Саны вышли в полном составе, чтобы приветствовать имама, который вернулся в город после того, как турки временно покинули его. Однако к 1922 году в ответ на давление извне имам Яхья издал указ, запрещавший эмиграцию йеменских евреев. Хотя запрет на эмиграцию оставался официальной политикой государства до 1949 года, евреи смогли обойти его политику, тайком переправляясь в британский протекторат Аден . В начале 1940-х годов имам Яхья не обращал внимания на еврейскую эмиграцию, не запрещая и не разрешая официально, а давая свое негласное согласие на отъезд евреев из Саны и других поселений центрального Йемена .
Во время своего правления имам Яхья утвердил старый указ, запрещавший евреям строить дома выше домов мусульман .
Имам назначил Яхью Исаака Халеви одним из четырех представителей еврейской общины, ответственным за доведение государственных дел до его общины и сбор ежегодного подушного налога, должность, которую он занимал до своей смерти в 1932 году . После убийства имама в 1948 году эмиграционная политика короля продолжилась при его сыне Ахмеде.
Деятельность « свободных йеменцев » как в эмиграции (прежде всего в Адене), так и на родине вызывала беспокойство правящей верхушки. Попытка имама Яхьи договориться с лидерами оппозиции и убедить их вернуться в страну оказалась безуспешной. Более того, в конце 1946 г. оппозиционеры получили неожиданное подкрепление: в Аден эмигрировал девятый сын имама, принц Ибрагим, ставший активным участником движения. Осенью 1947 г. «свободные йеменцы» достигли соглашения о совместной борьбе против режима Саны с представителями влиятельного семейства аль-Вазиров — многолетним претендентом на управление имаматом. Их поддержали некоторые феодальные роды, шейхи племен, улемы, военные .
17 февраля 1948 года Яхья был застрелен наёмным убийцей в результате заговора недалеко от столицы . 20 февраля 1948 г. в каирских газетах появилось сообщение о государственном перевороте в Йемене. Повстанцы убили короля-имама Яхью, трех его сыновей и премьер-министра Ибрагим бен Яхья Хамидаддина, захватили королевский дворец и правительство . Это был заглавный эпизод переворота семьи аль-Вазири.
По некоторым данным, имам Яхья был проинформирован о заговоре против него, и он собирался покинуть Сану вместе с сыновьями, но заговорщики опередили его .
По одной из версий, убийство короля Яхьи было связано с англо-американской борьбой . Король Яхья проявлял тенденцию к сближению с американцами и он был «устранен» английскими агентами; однако вскоре произошел переворот, приведший к свержению английских ставленников .
Эта новость шокировала как Лигу арабских государств , так и все мусульманские правительства . Король Иордании Абдалла I ибн Хусейн сравнил его смерть со смертью третьего халифа Усмана .
19 февраля сын имама Яхьи принц Сейф аль-Ислам Абдулла покинул Лондон, по всей видимости, не зная, что смерть его отца была уже подтверждена сообщениями из Каира .
Сэр Гилберт Фолкингэм Клейтон , который посетил короля Яхью в Сане в 1925 году в попытке завоевать его расположение, во время своего недолгого пребывания в столице, был впечатлен администрацией этого правителя, его военной подготовленностью и организованностью .
Подполковник Гарольд Ф. Джейкоб , описывая короля Яхью записан: « Имам Яхья – сильный правитель. Его неприкосновенность как первосвященника секты зейдитов и его происхождение из семьи Пророка добавляет престижа, завоеванного его добрым правлением. Его методы патриархальны и гуманны. Его единственное хобби – Йемен » .
У короля Яхьи было 14 сыновей: