Interested Article - Персы

Пе́рсы ( перс. فارسی‌زبان ‎ [fɒːrsi-zæbɒːn], перс. ایرانی ‎ [irɒːni], перс. فارس ‎ [fɒːrs], устар . перс. پارس ‎ [pɒːrs]) — иранский народ , основное население Ирана (по разным оценкам от 56 % до 63 %), этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана , Таджикистана и Афганистана для которой родным языком является персидский язык , представленный разнообразными диалектами . Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации , объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

Этногенез и терминология

В древности

Костюмы древнего персидского дворянина и солдат

Этническое имя персов впервые упоминается в 836 году до н. э. в виде Parsuaš [ прояснить ] — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III . С Парсуа воюет в 743 году до н. э. царь Тиглатпаласар III . В 639 году до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама .

Начиная с VII века до н. э. этническое имя персов ( др.-перс. pārsa- ), одного из союзов ираноязычных племён, заселивших Иранское плато в результате экспансии индоиранцев из Средней Азии , прочно связывается с регионом Аншана на восток от собственно Элама , известного с этих пор как Парса (Персида) — территория современного остана Фарс , колыбель персидской государственности и персидского языка . По всей видимости, уже в древнюю эпоху древнеперсидский язык был также распространён в соседних областях: Мекране и Кермане , население которых (гедрозиев и германиев) Геродот причисляет к персам .

Происхождение этнонима персов неотделимо от подобных названий других индоиранских племён: Паршу в Ригведе ( ведич. parśu-), парфяне , пуштуны — от индоиран. *parśṷ(a)- букв. «бокастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь» . Производное от этого названия закономерно отражается в совр. перс. پهلوان ‎ [pæhlævɒːn] «богатырь» (< др.-перс. *parθavāna- < древнеиран. *parśavāna-). При этом др.-перс. pārsa- — этноним и название страны — представляет собой -форму от этого этнонима (*pārśṷa «относящийся к богатырскому племени»).

Держава Ахеменидов наибольших размеров

В V веке до н. э. вследствие греко-персидских войн персы ассоциировались с варварами , но несмотря на тот факт, что их уровень военной подготовки уступал боевым качествам греков , Персия воспринималась Грецией как серьёзная угроза .

Дарий III , Оксафр и другие персидские воины на фрагменте мозаики битвы при Иссе

В возвысившейся в VI веке до н. э. Ахеменидской империи персы были ведущим этносом, благодаря чему их имя стало широко известно в Средиземноморье (через др.-греч. Πέρσες ). В аршакидский период Парс (Персида) стала лишь одной из областей империи парфян , этноним которых однако стал известен в античном мире в юго-западноиранской (древнеперсидской) форме.

В персидской более поздней форме этноним парфян проник и в Древнюю Индию санскр. pahlava- . Начиная с Сасанидской эпохи этим же именем в Индии стали называть самих персов.

В сасанидскую эпоху

Сасанидская напольная мозаичная деталь из дворца Шапура I

В конце Ахеменидской эпохи доиранское население Персиды было, по всей видимости, уже персизировано, однако среднеперсидский язык не распространялся за её пределы и оставался языком местных правителей фратараков . Лишь с возвышением Сасанидов (III век н. э.) язык Парса ( пехл. pārsīk ) становится официальным в обширной Иранской империи ( пехл. Ērān-šahr ) и языком государственной религии — зороастризма . Со временем разговорный среднеперсидский распространяется на север и восток, вытесняя северо-западные иранские диалекты . Так в Хорасане к V—VI векам он вытеснил парфянский язык . Эта экспансия послужила основой формирования новой персоязычной общности, охватывающей не отдельный регион Сасанидской империи, а все основные области Ирана.

В исламском мире

Персы и классический персидский

После арабского завоевания Ирана (VII век), несмотря на период господства в официальной и религиозной сфере арабского языка , персизация ираноязычных областей Большого Ирана и распространение в них разговорных персидских диалектов только усилились. В областях Тохаристана , Кабула и Мавераннахра персидский язык, принесённый обращёнными в ислам хорасанцами , участвовавшими в арабском завоевании этих областей, стал одним из средств и символов исламизации . Персизация и исламизация этих регионов стала основой формирования современной таджикской общности .

Классический новоперсидский язык (فارسی fārsī, دری darī), господствовавший на протяжении тысячелетия во всех неарабских областях исламского мира , сформировался в IX—X веках на территории Хорасана и Мавераннахра и распространился в дальнейшем в Западном Иране, вытесняя местные диалекты, в том числе в самом Фарсе .

В мусульманском Иране этноним «персы», «персидский» ( پارس pārs и арабизированная форма فارس fārs ) фактически не использовался как самоназвание персов-мусульман. Основными его значениями были:

  1. « Зороастрийцы » как непосредственные наследники сасанидских персов. Например, суфийский автор , персоязычный уроженец Газны (X — начало XI века), пишет, что «персы называют комментарий на свою Книгу Зенд у “», имея в виду под «персами» зороастрийцев .
  2. Этническое происхождение населения Ирана, уходящее корнями в эпоху Сасанидов. При этом широкое распространение персоязычия уже в Сасанидском Иране приводило к смешению понятий «персидский» и «иранский». Мусульманские авторы называют «персами» по происхождению носителей разных иранских языков : хорезмийского , табари (старомазендеранского) и азери . Известный персидский историк Масуди пишет :

Персы — это народ, населяющий горы Махат и Азербайджан вплоть до Армении и Аррана , Байлекан и Дербент , Рей и Табаристан , Маскат и Шабаран, Джурджан и Абаршахр , то есть Нишапур , Герат и Мерв и другие области в земле Хорасана , Седжистан , Керман , Фарс и Ахваз … Все эти земли были когда-то единым царством с одним царём и одним языком.. хотя язык немного отличается… Существуют различные языки, такие как пехлеви, дари, азери и другие персидские языки.

Аджамы

Распространённым наименованием персоязычных жителей Ирана после мусульманского завоевания стало арабское слово عجم [ʕadʒam] «бормочущий», широко используемое и как самоназвание в персидской литературе , прежде всего в западных областях, где было особенно актуальным противопоставление عرب [ʕarab] «говорящий ясно», « араб » — عجم [ʕadʒam], «иранец».

В представлении писателей-арабов Х века, например того же ал-Масуди, персы (ал-фурс) были единый народ (уммат) с единым языком, хотя и разделённым на диалекты, с территорией, включавшей помимо областей современного Ирана также часть (восточную) Закавказья, Хорасан (куда входили и Мавераннахр, и часть современного Афганистана и почти современные территории Таджикистана и Узбекистана). Этот народ первоначально чаще называли аджам , букв. «неарабы», или, точнее, «говорящие на непонятном (для араба) языке» (ср. слав. «немец»). Позже, где-то с Х века, на них постепенно перешло наименование таджики, то есть не арабы. В некоторых случаях слово таджик обозначает аджам, то есть, народ который под охраной персидской короны. Следовательно, есть основания говорить о формировании в IX—Х веках этнической общности («таджиков»), которая включала предков современных персов и таджиков, а также некоторое другое ираноязычное население (например, говорившее на языке азери в Азербайджане). Много позже, уже в послемонгольское время, в новых условиях эта общность, часть которой (в Азербайджане и Мавераннахре) подверглась тюркизации, стала распадаться на самостоятельные общности. Формирование этой этнической общности играло большую роль в период образования на востоке Халифата полусамостоятельных и самостоятельных государств .

В наши дни

Иранский политический аналитик
Персидская девушка из Ирана

До 1935 года на Западе Иран назывался « Персией », однако в самом Иране это название фактически было неизвестно, и его эквивалент « Фарс » означал лишь одну из областей страны. Население Ирана, основную часть которого составляли персоязычные, называло чаще всего себя по названию областей (خراسانی «хорасанец», اصفاهانی «исфаханец» и т. д.). С началом правления династии Пехлеви (1925 год) благодаря популяризации древнего имени страны «Иран» этноним ایرانی [irɒːni] ( разг. ایرونی [iruni]) «иранец» стал основным национальным самоопределением персоязычных иранцев, хотя он не может дифференцировать их от других ираноязычных и неираноязычных народов Ирана. Если необходимо данное уточнение, обычно используют термин فارسی‌زبان [fɒːrsi-zæbɒːn] «персоязычный», подразумевая, что персидский язык , которым владеют более 90 % , является родным, в отличие от тех, для кого этот язык второй и кто дома разговаривает на другом иранском или неиранском языке. Учитывая широкие ассимиляционные процессы в Иране , следует выделить также третью промежуточную группу: ли́ца, для которых персидский язык стал первым и родным, но которые помнят о своих «неперсидских» корнях или продолжают относить себя к другому этносу ( азербайджанцы , арабы , мазендеранцы и т. д.).

Этноним فارس [fɒːrs] или پارس [pɒːrs] употребляется так же редко, как и в классическую новоперсидскую эпоху.

Расселение

Составляя чуть более половины (51 %) численности населения Ирана (более 35 млн чел.), персы проживают по всей территории страны , однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы . С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники ( Тегеран , Мешхед , Кередж , Исфахан , Шираз , Кум ).

Культурно-исторические регионы и субэтносы

Персидский этнический массив охватывает несколько исторических регионов Ирана, где персы составляют большинство населения, каждый из которых отличается культурным своеобразием и таким образом может считаться соответствующим отдельному персидскому «субэтносу»:

Значительные автохтонные группы персов также проживают в останах Хузестан (персы-хузестани), Северный Хорасан , Керманшах . Более 200 тыс. персоязычных проживает на территории Ирака . Персоязычные переселенцы в Бахрейне образуют сообщество, известное как аджамы Бахрейна.

Группы с другими иранскими языками

Среди массивов персо- и азербайджаноязычного населения известны районы распространения различных иранских языков, диалектов или «диалектных полос» (континуумов). Носители таких языков поголовно двуязычны (или трёхъязычны) и в отличие от таких оформленных общностей, как курды , луры , гилянцы , мазендеранцы и др., не обладают отдельным самосознанием, не имеют существенных культурных отличий и в статистике обычно учитываются «персами». Эти диалекты являются остатками древних языков Ирана, вытесненных в результате распространения классического персидского языка (персизации). На бытовом уровне носители часто считают их «диалектами персидского языка».

Персоязычные вне Ирана

Персоязычные (суб)этносы с оседлой земледельческой культурой продолжают единый этнокультурный ареал на восток и север от Ирана:

  • Фарсиваны (в узком смысле) — шиитское население западных провинций Афганистана долгое время составляло единое целое с хорасанскими и систанскими персами Ирана, пока не было подчинено афганскими правителями в XVIII веке.
  • Таты — «закавказские персы».

Язык и литература

Персидский язык — язык с одной из древнейших зафиксированных историй, восходит к древним иранским диалектам Фарса , где зарождались его непосредственные предшественники: древнеперсидский и среднеперсидский . Классический новоперсидский язык, зародившийся в Хорасане и Мавераннахре и испытавший большое влияние арабского языка , обладает богатейшей литературой, связанной с именами всемирно известных поэтов Рудаки , Фирдоуси , Хафиза , Хайяма , Саади , Низами , Руми , Джами , Аттара , Санаи и др. Во многих средневековых мусульманских государствах он использовался как официальный язык администрации и двора, зона его прямого или косвенного воздействия охватывала Османскую Империю , Кавказ , Золотую Орду , Среднюю Азию , Восточный Туркестан , Индию ( Южную Азию ). В современном Иране персидский язык — единственный государственный и официальный язык, им владеет практически всё население страны.

Религия

В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм , и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. Зороастрийские храмы обладали обширными территориями, а их жрецы имели большое влияние среди местного населения. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Появились гонения на иноверцев, им запрещалось селиться рядом с мусульманами, демонстративно проводить немусульманские обряды, ездить верхом на лошадях . Тем не менее до IX X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий ( Буиды , Саманиды и др.). После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман . От них происходят современные зороастрийцы Ирана , количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии .

В эпоху Омейядов обращение персов в ислам происходило прежде всего в виде придания им статуса мавали («клиентов») разных арабских племён, вторгшихся в Иран. Политика Аббасидов сделала ислам более интернациональным и открыла дорогу к широкому обращению неарабских народов, в том числе персоязычных. Первоначально на территории Ирана господствовал суннизм и многие известные учёные персы раннего средневековья были суннитами ( Абу Ханифа , Абу Давуд , Хаким Нишапури , Газали , аль-Бухари , Абу Иса ат-Тирмизи и др.). Тем не менее постепенно из иракских центров стал распространяться иснаашаритский шиизм , особенно укрепившийся в городах Кум , Кашан, Себзевар и др. Окончательное закрепление этой ветви ислама в Иране связано с правлением династии Сефевидов , объявивших иснаашаритский шиизм государственной религией и развернувших широкую кампанию по обращению (часто насильственному) суннитов. На сегодняшний день шиизм — государственную религию Ирана — исповедует более 90 % населения и подавляющее большинство персоязычных. На территории Ирана расположена такая значимая шиитская святыня как Мавзолей Имама Резы в Мешхеде .

Бахаизм , религия, возникшая в XIX в. в Ширазе , составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство (до 500 тыс. чел.), однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям .

Антропология

Антропологически персы в основной массе представители индо-иранской расы .

Традиционная культура

Хозяйство

Первоначально персы были нацией пастухов и скотоводов, которая могла работать в самых разных условиях .

Большинство персов — сельские жители, основные занятия которых — пашенное земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении), садоводство и овощеводство , скотоводство . Главные культуры — пшеница , рис , ячмень , табак , клевер , просо , джугара , сахарная свёкла , чай . В животноводстве преобладает мелкий рогатый скот.

Из ремёсел развиты ковроделие, ручное ткачество ( шерсть , ситец ), производство металлических изделий, чеканка , инкрустация перламутром и костью . Персы, живущие в городах, — ремесленники, торговцы, служащие и др. Персы составляют также значительную часть рабочих страны. Многие заняты в нефтяной промышленности.

Бытовые традиции

Курение кальяна

Поселения могут иметь беспорядочную планировку. Поскольку в Иране преобладает горный рельеф, то их селения похожи на селения других горных народов. Другой тип поселения — кале ( крепость ). Оно имеет глинобитную ограду и ворота.

Жилище — глинобитное, крыша — из камыша . В строительстве используется дерево и кирпич . Дома обращены глухой стеной на улицу, а внутри находится замкнутый двор. У богатых во дворе — сад и бассейн. Иногда во дворе устраивается веранда (айван). Внутреннее помещение делится на мужскую (бирун) половину и женскую (эндерун). В быту используется низкая мягкая мебель, ковры, тюфяки. Посуда , утварь и вещи хранятся в нишах . Для отопления служат камины , печи и жаровни .

Мужской национальный костюм состоит из белой рубахи, чёрных штанов, безрукавки и кафтана (каба). Состоятельные люди носят сюртук (сердари). Обувь — с вязаным верхом, подошва — из прессованных тряпок. Сельский костюм — белая рубаха, синие штаны, синий кафтан или овчиный тулуп. Головной убор — войлочная шапка (кулах) или шапочка ( аракчин ), сверху которой наматывается чалма ( тюрбан ). У женщин — рубаха, штаны, кофта , юбка . Лицо закрывают белым покрывалом. Персидское название штанов ( шаровары , шелвар) вошло во многие языки мира.

Пища — рис, мясо, маринады , лепёшки, овечий сыр , молочные продукты, фруктовые сиропы.

Культура

Устное народное творчество персов, их театральная поэзия , литература и др., со стороны средневековой и современной культуры весьма богаты.

Литература в Иране возникла давно, уже на древнеперсидском и среднеперсидском писались произведения, например « Авеста », династийная хроника «Хвадай-намак» и др. Известен сборник «Калила и Димна», — вариант индийской «Панчатантры». Развивались жанры национальной поэзии, — рубаи , газели , бейты. Существует эпос , легенды , сказки . Наиболее популярный герой легенд — богатырь Рустам .

Архитектура также имеет древнюю историю. При Ахеменидах строили дворцы и культовые сооружения, зороастрийские храмы , квадратные в плане каменные башни. Позже возник мусульманский тип храма — мечеть . Использовались дерево, камень, сырцовый кирпич. В украшениях популярны были сдвоенные полуфигуры животных. Очень большое развитие получило искусство орнамента , который близок арабскому и турецкому. Была развита миниатюра . У персов (шиитов), в отличие от арабов (суннитов), не было запрещено изображение живых объектов, людей, животных.

Театр также возник в древности. Театр базигер — бродячие актёры типа европейских жонглёров , русских скоморохов . Известны были пантомима , кукольный и теневой театры. До начала XX века существовали масхаребазы (бродячие актёры).

Музыка

Рельеф из Так-е Бостана , изображающий сасанидских женщин, играющих на чанге — древнем музыкальном инструменте

Музыкальная культура Ирана — результат многовекового исторического процесса формирования и развития музыкальных традиций, создавших богатое музыкальное наследие иранского народа.

Сведений о музыке древнего Ирана почти не сохранилось. Вместе с тем музыкальные инструменты , а также эстетические теории, обобщающие и оценивающие различные явления музыки, указывают на связь музыкальной культуры Ирана с музыкальными традициями Месопотамии (одного из древнейших очагов мировой цивилизации).

Музыка и поэзия составляли существенную часть раннесредневековой культуры Ирана. Стихосложение, видимо, служило важным показателем принадлежности к светскому обществу Ирана. Из источников неизвестно, каким образом обучались парфянские госаны, но преобладание наследственной передачи профессий в Древнем Иране делает вероятным семейное обучение и передачу знаний от отцов детям. Представляется возможным, что каждый феодальный род имел своих родовых госанов -менестрелей, знавших историю и традиции рода и воспевавших их в своих произведениях .

Внешние видеофайлы

Ко времени зарождения ислама на территории государства Сасанидов (III—VII века) существовала развитая классическая музыкальная традиция, некогда формировавшаяся в процессе тесного взаимодействия с музыкальной традицией Византии . После завоевания Ирана мусульманами классическая музыка Сасанидов была заимствована и адаптирована на всей территории ислама . С IX века начинается расцвет придворного искусства, в народе приобретают популярность мутребы (певцы-танцоры). Развитие получает теория музыки. Начиная с XV века существуют свидетельства о музыкальной нотации .

Со второй половины XIX века на иранскую музыку начинает оказывать влияние европейская музыка, в Тегеране при Имперском колледже была основана музыкальная школа европейского типа. В 1920-х годах композитор, исполнитель-виртуоз на таре, профессор Тегеранского университета Али Наги Вазири положил начало обучения национальной музыке, записал на ноты дастгахи, издал учебник теории музыки, открыл в Тегеране музыкальную школу, в которой обучались первые профессиональные музыканты Ирана.

Сегодня профессиональная (классическая) и народная музыка Ирана существует в основном как монодическая . В её основе своеобразная ладовая система дастгāх ( перс. دستگاه‎ ‎ [dastgāh]).

Праздники

Иранцы отмечают Сиздах-бе-дар

Архитектура

Сады

Ковры

Примечания

  1. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова . [dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/158346 Толковый словарь Ожегова]. 1949—1992.
  2. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36566 Современная энциклопедия]. 2000.
  3. Central Intelligence Agency ( CIA ) The World Factbook: от 3 февраля 2012 на Wayback Machine : … Ethnic groups: Persian 61 %, Azeri 16 %, Kurd 10 %, Lur 6 %, Baloch 2 %, Arab 2 %, Turkmen and Turkic tribes 2 %, other 1 % (2008 est.) … Population: 78,868,711 (July 2012 est.) … Languages: Persian (official) 53 %, Azeri Turkic and Turkic dialects 18 %, Kurdish 10 %, Gilaki and Mazandarani 7 %, Luri 6 %, Balochi 2 %, Arabic 2 %, other 2 % (2008 est.) … Religions: Muslim (official) 98 % (Shia 89 %, Sunni 9 %), other (includes Zoroastrian, Jewish, Christian, and Baha’i) 2 %.
  4. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 9 октября 2019 года.
  5. . Дата обращения: 3 июня 2017. 23 сентября 2015 года.
  6. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  7. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  8. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  9. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  10. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  11. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  12. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  13. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 3 мая 2021 года.
  14. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  15. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  16. . Дата обращения: 3 июня 2017. 31 июля 2017 года.
  17. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  18. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  19. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  20. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  21. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  22. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  23. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 10 июля 2015 года.
  24. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  25. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  26. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  27. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  28. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  29. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  30. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  31. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  32. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  33. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  34. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  35. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  36. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  37. . Farsinet.com. Дата обращения: 10 июня 2012. 21 ноября 2019 года.
  38. . Дата обращения: 23 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  39. Windfuhr, Gernot: The Iranian Languages , Routledge 2009, p. 418.
  40. Основы иранского языкознания. М. 1979, с. 235—236.
  41. (англ.) . Дата обращения: 21 августа 2010. Архивировано из 11 апреля 2011 года.
  42. Бартольд В. В. Историко-физический обзор Ирана. СПб., 1903, с. 93.
  43. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён в Передней Азии. М. 2007, с. 196.
  44. Рунг Э. В. Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н. э. // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. № 4 (2005), с. 125—166.
  45. Основы иранского языкознания. Среднеиранские языки. Среднеперсидский язык. М., 1980, с. 153.
  46. Основы иранского языкознания. Среднеиранские языки. Парфянский язык. М., 1981, с. 6.
  47. John R. Perry . от 18 января 2012 на Wayback Machine : «Early New Persian (pārsi-e dari), a continuation of spoken Middle Persian, spread to Central Asia during the 8th century CE as the language of Iranian converts to Islam who were attached to the invading Arab armies. The Samanid rulers of Bukhara (9th—10th centuries) patronized it as the literary language, in which form it soon spread throughout Iran».
  48. Основы иранского языкознания. Новоиранские языки. М., 1982, с. 6.
  49. Аль-Худжвири . Раскрытие скрытого. Старейший суфийский траткат по суфизму. М., 2004, с. 407.
  50. Abu Rahyan Biruni . Athar al-Baqqiya 'an al-Qurun al-Xaliyyah (Vestiges of the past: chronology of ancient nations), Tehran, Miras-e-Maktub, 2001.
  51. Al Mas’udi, Kitab al-Tanbih wa-l-Ishraf, De Goeje, M. J. (ed.), Leiden, Brill, 1894, p. 77—78.
  52. Гумилев Л. Н. от 3 мая 2008 на Wayback Machine .
  53. от 3 февраля 2012 на Wayback Machine .
  54. от 18 декабря 2008 на Wayback Machine .
  55. ВасильевЛ.С. История Востока / под ред. О. К. Смирновой. — 2. — М. : Издательство "Высшая школа", 2001. — С. 263—264. — 512 с. — ISBN 5060039609 .
  56. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26.
  57. (недоступная ссылка) (PDF).
  58. Federation Internationale des Ligues des Droits de L'Homme (2003-08). 22 апреля 2008 года. (PDF).
  59. Wilson A.T. The military record and potentialities of the Persian Empire // Journal of the Royal Society of Arts, 1926, No3843, p. 824
  60. Sibyl Marcuse. (неопр.) . — Harper & Row , 1975. — С. —401.
  61. Bruno Nettl . от 7 декабря 2021 на Wayback Machine // Encyclopædia Iranica , Vol. XIII, Fasc. 5, p. 474—480.
  62. от 24 сентября 2020 на Wayback Machine : «Probably, however, each noble family would have had its own hereditary gōsāns, who knew its traditions and could celebrate in song its illustrious forbears and their achievements, thus sustaining family pride».
  63. Шамилли Г. Б. от 5 июля 2020 на Wayback Machine .

Литература

  • Народы и религии мира , под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
  • Народы Передней Азии, М., 1957.
  • Васильев Л. С. История востока // том 1, М., 2001.
  • Иванов С. А. Персы // Большая советская энциклопедия , том 19, М., 1975.
  • Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No. 7 (2011), p. 19—26.
  • Фролов Э. Д. Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н. э. // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. No. 4 (2005), p. 125—166.
  • Minorsky V. [Rev.:] Persia (by Wilson A. T.) // Bulletin of the School of Oriental Studies. 1934. No. 2, p. 461—463.
  • Myres J. L. [Rev.:] Climnate and the energy (by Markham S.F.) // The Classical Review, 1943. No. 1, p. 48—49.
  • Wilson A. T. The military record and potentialities of the Persian Empire // Journal of the Royal Society of Arts. 1926. No. 3843, p. 823—841.

Ссылки

  • . Ethnologue . Дата обращения: 9 ноября 2019. 14 февраля 2013 года.
Источник —

Same as Персы