Interested Article - Мариинский дворец (Санкт-Петербург)

Марии́нский дворе́ц — дворец в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади , назван в честь дочери императора Николая I Марии , которой предназначался как свадебный подарок по случаю бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским . Построен в 1839—1844 годах по проекту Андрея Штакеншнейдера и считается лучшим произведением зодчего.

В 1880-х годах дворец был продан в казну и стал служить резиденцией Государственного совета , в 1890-х был отремонтирован и частично перестроен под руководством архитектора Людвига Петерсона . В 1906 году под руководством Леонтия Бенуа был пристроен отдельный корпус для Большого зала заседаний. С конца XIX века наряду с Зимним и Таврическим дворцами Мариинский является одним из трёх «политических» дворцов Петербурга. После февральской революции 1917 года в нём разместилось Временное правительство , а после Октябрьской революции был отдан Высшему совету народного хозяйства . С 1945 года во дворце заседал Ленсовет . Во время Августовского путча 1991 года Мариинский стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде. В 1994 году, после роспуска Ленсовета, дворец заняло Законодательное собрание Санкт-Петербурга .

История

Ранняя застройка участка

В начале XVIII века земельный участок, занимаемый Мариинским дворцом, принадлежал представителям разных дворянских семейств — Бутурлиным , Урусовым , Репниным . В 1763 году земли подарила графу Ивану Чернышеву императрица Екатерина II . В 1768-м граф возвёл для себя роскошный дворец по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота . После смерти Чернышева имение унаследовал его старший сын Григорий, однако вскоре за долги имение было передано Казённому Опекунскому Управлению. Здание долгое время сдавали в частичную аренду. В 1824 году его передали военному ведомству, великий князь Николай Павлович решил построить на этом месте школу Гвардейских подпрапорщиков . Под нужды школы главный дом имения был радикально перестроен, уничтожены внешний декор фасадов и внутренняя отделка, снесены флигели и упразднён парадный двор. Проект возглавлял архитектор Александр Штауберт , строительство закончилось в 1828-м. В 1832—1834 годах в школе учились Михаил Лермонтов и Александр Барятинский .

Строительство дворца

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади перед Мариинским дворцом, 2014

В 1838 году император Николай I решил возвести новый дворец в подарок своей дочери Марии Николаевне в честь её помолвки с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским . Школу гвардейских подпрапорщиков перевели в другое здание и переименовали в Николаевское Кавалерийское училище. Под дворец отошла земля, ранее принадлежавшая школе , и выкуплены ещё три близлежащих участка в Новом переулке. В результате получился участок неправильной формы, ограниченный со всех сторон зданиями министерств, и встала непростая задача вписать в его рамки будущий дворец. Кроме того, требовалось оставить роль архитектурной доминанты площади для Исаакиевского собора .

Возглавить строительство пригласили Андрея Штакеншнейдера , уже в декабре 1838-го он представил императору свой проект перестройки дворца Чернышева. Сохранив основной объём, Штакеншнейдер радикально изменил интерьеры, перенёс дверные проёмы и парадную лестницу. Вокруг прежних стен вплотную была возведена стена в полтора кирпича, несущие элементы заменили на несгораемые материалы — кирпич и металл. При строительстве применялись новейшие на тот момент технические решения: были установлены аммосовские печи для обогрева здания, проведены водопровод, канализация, продумана система вентиляции . 28 июля 1839 года состоялась торжественная закладка дворца .

Для руководства ходом строительства была учреждена специальная комиссия, в которую вошли именитые архитекторы Карл Росси и Василий Стасов . Она еженедельно формировала доклады «об успехах работ», которые отправлялись императору. Периодически Николай I лично приезжал с инспекцией .

Помимо самого дворца, Штакеншнейдеру предстояло возвести служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный, несколько сараев и кухонь. Чтобы справиться с таким объёмом работ, архитектор набрал целый штат помощников. Штакеншнейдер часто принимал на службу молодых выпускников Академии художеств и поручал им важные задания. Единственным условием, которое ставило ему начальство — брать подписку с каждого «о непринадлежности к тайным обществам», что являлось отголоском Декабристского восстания . Отдел чертежей возглавлял Август Ланге , его старшим помощником был Владимир Шрейбер , каменных дел мастером — Лев Адамини . Со служебными корпусами помогали Павел Кармин и Иван Козлянинов .

2 июля 1839 года, в день свадьбы Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского, Николай I объявил, что дворец на Исаакиевской площади станет их постоянной резиденцией. Однако в тот момент ещё даже не началась внутренняя отделка, поэтому молодожёны первое время жили в здании при Пажеском корпусе на Садовой улице .

История эксплуатации

Домовая церковь Святителя Николая, худ. Григорий Гагарин , 1880-е

Отделку интерьеров завершили в конце 1844 года, а 25 января 1845-го дворец сдали Приёмной комиссии, и состоялась торжественная церемония освящения. После этого на некоторое время дворец открыли для свободного посещения всем желающим . При Марии Николаевне во дворце устраивали балы, маскарады, благотворительные вечера. В Ротонде проходили Рождественские ёлки для детей, а в Квадратном зале ставились любительские спектакли. В основном концертном зале выступали как профессиональные певцы и музыканты, так и любители из дворянских семей. Среди них был скрипач князь Алексей Львов , музыканты князь Григорий Волконский и князья Матвей и Михаил Юрьевичи Виельгорские. Гостями на приёмах в Мариинском были ректор Петербургского университета Александр Плетнёв , писатель Владимир Одоевский , критик Пётр Вяземский и многие другие .

Штакеншнейдер продолжил работать над дворцовым комплексом в 1850-х — тогда были устроены зимний сад и домовая церковь. В двухэтажном зимнем саду установили фонтан, образ которого был заимствован из Бахчисарайского дворца . Благодаря паровому отоплению сад круглый год хорошо прогревался, в нём росли пальмы и экзотические растения, и были развешаны клетки с тропическими птицами .

Главным украшением домовой церкви святителя Николая Чудотворца изначально был иконостас, заказ на исполнение икон получил Козрое Дузи . В 1858 году Мария Николаевна пожелала сделать интерьер более парадным. Для создания росписи стен и потолка она пригласила вице-президента Академии художеств Григория Гагарина .

Супруги Максимилиан и Мария были большими знатоками и ценителями искусства, они собрали в Мариинском такую коллекцию, которую Теофиль Готье назвал «одной из лучших среди частных собраний своего времени» . Часть полотен герцог привёз с собой из принадлежавшей его семье мюнхенской галереи: полотна Джованни Беллини , Пьетро Перуджино , Аньело Бронзино , Рафаэля , Лотто , голландцев Яна Стена , Метсю , фламандцев Ханса Мемлинга и Антониса Ван Дейка , испанцев Диего Веласкеса и Бартоломе Мурильо . Собрание пополнили картины российских художников — Ивана Айвазовского , Карла Брюллова , Тимофея Неффа и других . В библиотеке насчитывалось свыше 50000 томов, из которых многие ранее принадлежали отцу Максимилиана Эжену де Богарне . Кроме того, герцог увлекался нумизматикой и геологией , его коллекции монет и минералов также хранились в Мариинском дворце .

Перестройка Петерсона

Илья Репин , «Заседание Государственного Совета Российской Империи», 1903

В начале 1880-х наследники Марии Николаевны продали дворец в государственную казну за 3 млн. рублей. 14 июля 1884 года император Александр III своим указом объявил Мариинский дворец новой резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии, Комитета министров и Канцелярии по принятию прошений на Высочайшее имя. Для перестройки здания под новые цели был приглашён Людвиг Петерсон , он получил пост штатного архитектора. Петерсону предстояло подготовить внутренние помещения к работе ведомств, максимально сохранив имеющуюся отделку. Танцевальный зал был переделан под Комитет министров, Ротонда превратилась в зал общих заседаний Государственного совета, овальные столовую и гостиную передали его департаментам, бывшая библиотека герцога Максимилиана стала Приёмной великой княгини. Значительная часть помещений 1-го и 3-го этажей, а также бельэтажа, заняла канцелярия. К февралю 1885 года переустройство было завершено, и все указанные выше ведомства разместились во дворце .

В 1893 году во дворец провели электричество. В том же году штатный архитектор Петерсон рапортовал о необходимости срочно провести комплексный ремонт дворца и отреставрировать художественное убранство. К тому моменту в здании протекали потолки, а у главного подъезда дождём были размыты ямы в полметра глубиной. Для оценки объёма работ была учреждена специальная комиссия, которая пришла к выводу, что 80 % кровли требовали замены, вместо аммосовского отопления следовало установить водяное, в ремонте нуждались все фасады, система водоснабжения и канализации, значительная часть интерьерной отделки .

В 1906 году было решено устроить в Мариинском дворце зал для заседаний Государственного совета, однако специально созданная комиссия отвергла проект перепланировки уже имеющихся помещений и решила построить отдельный корпус во дворе и провести от него галерею к главному зданию. 5 мая 1907 года комиссия одобрила проект Леонтия Бенуа и Мариана Перетятковича , а 21-го июля того же года состоялась торжественная закладка здания. Электрификацию здания возглавил инженер М. М. Курбатов, а вентиляцию — гражданский инженер . Он создал уникальную систему фильтрации, нагрева и увлажнения воздуха, благодаря которой идеальный воздухообмен был достигнут не только в Большом зале, но и у каждого рабочего места . Оформление фасадов в корпусе Бенуа отлично от основного — у Штакеншнейдера декор оконных проёмов дворовой части выполнен из камня, а у Бенуа сделаны штукатурные тяги. В ходе строительства был демонтирован зимний сад с фонтаном у Помпейского зала . Уже к марту 1908-го все основные работы были завершены и начался этап отделки .

Первое заседание в новом здании состоялось 15 октября 1908 года .

После революции

Заседание Государственного совета в Мариинском дворце. 1908 . ( РГИА )

После революции дворец заняло Временное правительство . 7 августа 1917-го в нём начала работу Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание , а в ноябре 1917 здание передали Наркому имуществ и Высшему совету народного хозяйства . Когда правительство большевиков в 1918-м переехало в Москву, дворец отдали под казармы и комиссию Красной армии .

В 1920-х дворец отдали «Трансбалту» (управлению морского и речного флота Балтийского бассейна), организовав в здании 60 квартир для служащих. Поскольку большая часть помещений осталась свободной, в 1928-м во дворце открыли «Дом печати», а к 1929-му — общежитие общества «Советский турист» на 1000 мест. Осенью 1929-го во дворце открылось отделение Всесоюзной промышленной академии с общежитием, аудиториями, комнатами персонала. Вместо бывшей домовой церкви сделали кинотеатр, для чего разрушили иконостас и закрасили живопись . В 1940 году аудитории и общежитие перешли Высшим курсам при ЦК ВКП(б) .

С началом Великой Отечественной войны дворец отошёл Военному совету, вскоре в нём разместили «Городок № 1» батальонов выздоравливающих — пациентов госпиталей, направленных на восстановительное лечение. Согласно сохранившимся документам, ежедневно в городке находилось около двух тысяч солдат. В годы блокады дворец пострадал от бомбардировок — в него попали три крупных снаряда и около 40 фугасов . Чтобы сохранить внутреннее убранство помещений, в 1944-м здание законсервировали, архитектор М. А. Шепелевский возглавил реставрацию . С 1945-го во дворце разместился Ленсовет . В 1947 году бывший Белый зал переоформили под его нужды, фризы Виги завесили полотнами Владимира Серова .

В 1960—1970-х была проведена первая комплексная реставрация дворца, в ходе которой восстановили росписи Помпейской галереи, интерьеры Красного и Белого залов. В 1990-х была восстановлена и частично отреставрирована домовая церковь Николая Чудотворца, на месте которой в 1929-м был устроен кинотеатр .

После распада СССР

19-22 августа 1991 года во время Августовского путча дворец стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, вокруг него были возведены баррикады . В 1991—1993 годы дворец стал местом заседания Петросовета, в декабре 1993 года совет был распущен в связи с принятием новой Конституции . Целый год дворец стоял пустым, только 14 декабря 1994 года в нём состоялось первое заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга .

В 2010-х прошла серия реставрационных работ, во время которых были восстановлены Большой обеденный зал, Голубая гостиная, двери и паркет Помпейской галереи. В 2015-м году была воссоздана роспись домовой церкви работы Григория Гагарина .

Архитектура

Фасады и планировка

В силу неправильной формы участка дворец получил несколько асимметричные очертания. Если стоять к нему лицом, то правое крыло короче левого и расположено под небольшим углом к площади, так как идёт параллельно Вознесенскому проспекту . Главный фасад отмечен тремя ризалитами, у левого и правого подчёркнуто строгие треугольные фронтоны , а центральный слегка подан вперёд и завершён аттиком с крупными волютами . Оформление фасада эклектично , в нём сочетаются и характерный для классицизма вертикальный рисунок, и элементы барокко в малых скульптурных формах. Всю декоративную скульптуру выполнил один мастер — выпускник Дрезденской академии художеств Иосиф Карл Готлиб Герман. В Мариинском дворце Штакеншнейдер первым оформил фасады на уровне первого этажа гранёной («бриллиантовой») рустовкой , характерной для палаццо итальянского Возрождения , и до того не применявшейся в России .

Планировку внутренних помещений продумали так, чтобы служебные комнаты выходили на Вознесенский проспект и Новый переулок, а жилые покои были удалены вглубь здания и выходили к тихим внутренним дворам. Штакеншнейдер впервые в Российской империи сделал анфиладу залов уходящей вглубь, а не параллельно главному фасаду. Две анфилады личных покоев великой княгини и герцога соединялись с центральной системой коридоров .

Штакеншнейдер планировал возвести у восточного и западного павильонов масштабные портики из песчаника. Мария Николаевна предложила заменить их на небольшие, но отделанные мрамором, а для отделки пригласить В. Модерни, но ввиду дороговизны от этой идеи отказались. Штакеншнейдер представил императору эскизы портика малой террасы южного фасада, Николай I велел заменить песчаник на оштукатуренный кирпич, и только после долгих уговоров архитектора и снижения иных расходов на строительство было позволено применить песчаный камень. Материал доставили из Бистремских каменоломен в пойме реки Луги близ Нарвы .

Внутреннее убранство

Эдуард Гау , середина XIX века, Синяя гостиная Мариинского дворца

К отделке приступили весной 1841 года . Штакеншнейдер привлёк к работе над внутренним убранством дворца Фёдора Клагеса , Александра Кольмана , Александра Катина, Давида Йенсена , Антонио Виги , Иоанна Дроллингера и других . Для отделки применялись только ценные породы древесины и дорогой мрамор. Над лепниной работала артель Тимофея Дылёва , И. Яишникова, И. Косолапова . Мебель создавали именитые мастера Василий Бобков и Николай Тарасов. Как и с фасадами, архитектор стремился достичь разнообразия и уникальности для каждого помещения, поэтому в их эклектичном оформлении использовались приёмы и мотивы разных стилей, от ренессанса до классицизма и барокко . Многие декоративные элементы Штакеншнейдер создавал лично: например, сохранились его эскизы медных канделябров у парадной лестницы .

Парадный вестибюль был украшен колоннами из натурального твидийского мрамора розового цвета, полы выложены метлахской плиткой, а крестовые своды расписаны арабесками. В помещении также стоял камин из сибирского зелёного мрамора. За вестибюлем следует холл, подводящий к парадной лестнице, потолок которого был расписан золочёным орнаментом с монограммами владельцев. По холлу и фризу лестницы проходил барельеф, копия работы Бертеля Торвальдсена , оригинал которого художник создал в 1811—1812 годах для Квиринальского дворца в Риме . Слепок и форму купил и привёз в Петербург Иосиф Герман . В центре парадной приёмной стояла скульптура Антонио Кановы «Три грации» .

За приёмным залом открывалась Ротонда — центральный композиционный элемент всего дворца. Круглое в плане помещение с высотой потолков почти в 17 метров по периметру окружала двухъярусная беломраморная колоннада, и перекрывал купол с верхним светом. Потолок был отделан лепниной и позолотой, а над первым ярусом были установлены позолоченные фигуры грифонов, держащих лиру . Среди других выразительных элементов отделки были наборный паркет со сложным рисунком, палисандровые двери, инкрустированные перламутром и слоновой костью .

За Ротондой шёл Помпейский (другие названия — Квадратный, Тёмный) зал, при отделке которого Штакеншнейдер черпал вдохновение из своей поездки на юг Италии, к Везувию, а также из росписей Ватиканского дворца. Над живописными медальонами работал Иоганн Дроллингер. Выполненные в духе античных фресок, они содержали сюжеты из произведений классиков русской литературы — Пушкина, Державина, Жуковского . В том же стиле была оформлена Помпейская галерея: её стены и потолок были декорированы арабесками, а освещали её бронзовые люстры с фигурами грифонов .

Концертный (Танцевальный) зал был декорирован сдержанно — у гладких панно стен только кайма была оформлена меандром. В зале стоял мраморный камин с кариатидами, но в целом остальное убранство стремилось не затенить роспись фриза работы Антонио Виги, главный декоративный элемент помещения. Фреска содержала античные сюжеты о Марсе и Венере . Эта работа стала последним творением Виги, он скончался, не успев получить гонорар .

Интересным объектом является расположенный в западном ризалите, зоне бывшего дворца Чернышева, пандус, на тот момент не имевший аналогов в стране. Соорудить его специально попросил Николай I для Марии Николаевны, у которой болели суставы ног . Овальное в плане помещение освещалось через стеклянный потолок. Спиральная чугунная "лестница без ступеней" была покрыта асфальтом и ограждена чугунными перилами с поручнями из красного дерева .

Авторский почерк Штакеншнейдера особенно ярко проявился в интерьере гостиной, которая была позже превращена в библиотеку. Оформленная четырёхгранными пилонами с обильным золотым орнаментом, она также была украшена множеством медальонов, лепниной, красочной росписью фриза и потолка . Другой из «особых удач» Штакеншнейдера называют будуар дворца, имитировавший изящную шкатулку и поражавший современников своей роскошью. Стены будуара были затянуты шёлком и отделаны деревянными рамами, зеркалами, живописными панно, потолок украшен орнаментом и круглым зеркалом, установлен фарфоровый камин, и в изобилии применены лепнина и позолота .

Примечания

  1. .
  2. , с. 45.
  3. . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (22 октября 2018). Дата обращения: 30 октября 2020.
  4. , с. 27.
  5. , с. 46.
  6. (недоступная ссылка — ) . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (23 октября 2017). Дата обращения: 31 октября 2020.
  7. , с. 262.
  8. , с. 31.
  9. , с. 77—78.
  10. , с. 206.
  11. , с. 149.
  12. , с. 394—395.
  13. , с. 149, 154-155.
  14. , с. 149, 155-156.
  15. , с. 36.
  16. , с. 164.
  17. , с. 156.
  18. , с. 141, 172.
  19. .
  20. , с. 141.
  21. , с. 151.
  22. .
  23. , с. 155.
  24. , с. 142.
  25. , с. 37.
  26. , с. 14—15.
  27. Клушина, Л., Иваненко, С., Верещагина, Л. . «Вечерний Санкт-Петербург» (13 декабря 2019). Дата обращения: 2 ноября 2020. 28 июля 2021 года.
  28. , с. 79, 449-456.
  29. Афонькин, С. . «СПб Дневник» (22 сентября 2018). Дата обращения: 2 ноября 2020. 26 июля 2021 года.
  30. . «Новая газета» (23 августа 2010). Дата обращения: 2 ноября 2020.
  31. . «Фонтанка» (19 августа 2016). Дата обращения: 2 ноября 2020. 29 октября 2020 года.
  32. . ЗакС.ру (13 декабря 2019). Дата обращения: 2 ноября 2020. 24 июля 2021 года.
  33. , с. 85—91.
  34. , с. 78.
  35. . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (2 сентября 2020). Дата обращения: 3 ноября 2020.
  36. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (28 сентября 2018). Дата обращения: 31 октября 2020.
  37. , с. 30.
  38. , с. 32—33, 42.
  39. Седов, В. . «Проект Классика» (1 июня 2007). Дата обращения: 11 мая 2020. 20 февраля 2020 года.
  40. , с. 152.
  41. , с. 78, 105, 141.
  42. , с. 35.
  43. , с. 152—153.
  44. . «Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». Дата обращения: 30 октября 2020. 8 апреля 2022 года.
  45. . «Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». Дата обращения: 30 октября 2020. 8 апреля 2022 года.
  46. , с. 79.
  47. , с. 115.
  48. , с. 38.
  49. , с. 33.
  50. , с. 38—39, 42.

Литература

  • Бенуа, Л. . — т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. — С. 14-.
  • Богдан В., Троянова И. // Искусство Евразии. — 2017. — Вып. 4 (7) . — С. 87—97 . — doi : .
  • Выскочков Л. В. // Будни и праздники императорского двора / под ред. Власовой Е.. — СПб. : Питер, 2012. — С. 394—395. — ISBN 978-5-459-00388-8 .
  • Зуев Г. И. Свадебный подарок великой княжне Марии Николаевне // / под ред. Середнякова В. Н.. — Центрполиграф, 2013. — ISBN 978-5-227-04586-7 .
  • Иванов А. Л. // Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация: Мат-лы II Междунар. конф. в рамках V Международного культурного форума / сост. Бобров Ю. Г.. — СПб. , 2018. — С. 85—91 .
  • Кириченко Е. И. // Искусство Евразии. — 2017. — Вып. 4 (7) . — doi : .
  • Куценогий М. В. // «Мир Экскурсий» / под ред. В. Б. Фридмана. — СПб. : «Мир», 2013. — Вып. 1 (21) . — С. 45 .
  • Осипов Д. В. «Помпейские» портики — памятник дворцу герцога Лейхтенбергского, усадьбы «Сергиевка», старый Петергоф // / под ред. О. С. Капполь. — СПб. : ГМЗ «Петергоф», 2016. — С. 262—265. — ISBN 978-5-91598-021-0 .
  • Петрова Т. А. Мариинский дворец // Андрей Штакеншнейдер / под ред. Кошевой Л. Е.. — Ленинград: Лениздат, 1978. — С. 27—44.
  • Петров Г. Ф. Дворец у Синего моста: Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. — Логос, 2001. — 468 с. — ISBN 978-5-87288-358-6 .
  • Сназина В. Б. // Дом Бурганова. Пространство культуры. — Музей классического и современного искусства «Бурганов-Центр», 2010. — № 2 . — С. 148—158 .

Ссылки

  • по Мариинскому дворцу ( 13 мая 2022 года. )
Источник —

Same as Мариинский дворец (Санкт-Петербург)