Interested Article - Бани в Санкт-Петербурге

Общественные бани в Санкт-Петербурге выступали неотъемлемой частью городской жизни, эти заведения становились площадкой для общения людей разных сословий . Городская дума Петербурга уделяла баням самое пристальное внимание так как среди думцев было много поклонников бань . Петербургские бани становились местами действия в литературных произведениях Чехова или Лейкина .

В ранний период истории города представители знати относились пренебрежительно к общественным баням, подражая европейской моде, где не было принято мыться и рассматривали это, как традицию простолюдин, существовавшие тогда торговые бани обслуживали низшие сословия . Когда к концу XIX века идея общественной гигиены стала преобладать в Европе, это нашло отражение и в более положительном восприятии петербургских бань , среди которых стало появляться множество фешенебельных заведений . Всё же большая часть бань пребывала в неудовлетворительном санитарном состоянии .

Построенные в ранний советский период общественные бани представляли собой массивные сооружения и яркие образцы ленинградского авангарда . Так как ещё до середины XX века у основной части населения не было дома душа, общественные бани продолжали играть важную роль в общественной жизни города . В начале XXI века оставшиеся с советского времени бани приходят в упадок и закрываются, банная индустрия переживает свою трансформацию, из места соблюдения гигиены в сторону заведений для отдыха .

XVIII век

Бани стали появляться практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Пётр I первое время посещал общественные бани, пока не построил собственные в Петергофе . Такие заведения строились по традициям русской бани , где помещения раскалялись и камни обдавались водой . Так как Пётр запретил вырубку леса у города, цена на древесину для отопления бани была высока, зачастую выше самого посещения бани .

Банный корпус, построенный при Елизавете Петровне на месте скромной деревянной мыльни Петра I

Население нового города периодически после работы посещало бани . В таких заведениях продолжали соблюдать старинные банные обычаи . Бани стали для многих горожан центром отдыха и паломничества . Русские мылись в них один или два раза в неделю . В 1710 году в городе домовые бани были в каждом втором офицерском доме и в каждом четвёртом солдатском/пушкарском . Общественные бани также играли важную роль в жизни представителей высшего класса и интеллигенции . О любви к постоянным посещениям бань рассказывали иностранные путешественники XVIII века, замечая простолюдин, грязных лохмотьями и чистых телом . Простолюдины как минимум один раз в неделю обновляли одежду и посещали баню . Для иностранцев такая традиция выглядела диковинно, особенно то, что в зиму голые посетители бань , как мужчины, так и женщины у всех на виду могли выскакивать голыми, резвиться в снегу или нырять в реку . В этих ситуациях речь шла о сельской местности вокруг ещё небольшого города .

В XVIII веки торговые бани держались крестьянами и располагались в обветшалых деревянных домах немного позже — гильдейскими купцами, чиновниками и губернскими секретарями . В 1705 и 1706 годах в городе имелось более 30 торговых бань . Адреса ранних бань не сохранились до наших дней . Самые изысканные бани с лепниной были оборудованы в домах богатых людей . Бани для богатых обустраивали в домах и дворах при домах, где помимо двора и паровых комнат имелись комнаты для отдыха . Бани для богатых также могли обустраивать на французский манер . Крупное здание бань для её величества Анны Иоановны построил архитектор Растрелли , которое однако было снесено уже в 1770-х годах . Другой роскошный комплекс был построен Чарлзом Камероном в Зимнем дворце в конце XVIII века . Много торговых бань присутствовало у фабрик .

Борьба с частными банями

Хотя в первый год после основания города Пётр I позволил всем желающим возводить бани, чтобы пополнить городскую казну, уже в 1704 году издал «устав о банном сборе» на торговые и домовые бани, а также поощрял устройство торговых бань в городе . В 1705 году бани, имевшие доходы более 50 рублей в год, обязывались платить по рублю, а меньше 50 — по 15 копеек . В 1723 году доходы с бань составляли 1102 рубля и были одними из крупнейших после доходов с таверн . Общественные бани приписывалось строить вдалеке друг от друга, чтобы не переманивать посетителей . Так как торговые бани были склонны с быстрому обветшанию, их владение сопровождалось финансовыми рисками, и купцам позволяли платить меньший оброк в казну в первое время . В 1757 году сборы составляли уже более 10 000 рублей, при этом бани были склонны недоплачивать оброк .

Наоборот, владельцев собственных бань начали всячески ограничивать . Это было обусловлено тем, что домовые бани часто работали, как торговые и их владельцы отнимали доходы у торговых бань , а значит ухудшали поступление денег в казну . Вначале владельцев частных бань обложили налогами, как торговые бани . Частникам в 1719 году было запрещено топить бани в любые дни кроме субботы и за деньги приглашать к себе других посетителей, чтобы не страдал бизнес торговых бань . Уже в 1720 новым указом было запрещено новым переселенцам — подлым строить собственные бани. Для них были отстроены казённые мыльни на набережной реки мойки, где за вход брали копейку . Эти действия были направлены и на борьбу с пожарами, так как многие крестьяне строили курные печи (без трубы), которые строго воспрещалось возводить . В деревнях такие сооружения ставили подальше от дома , но в городе бани стали главными источниками пожаров .

XIX век

Открыв дверь этой комнаты, я остолбенел: […] Шум, гам, крики. Стыда у них не малейшего: мужчины моют женщин, женщины — мужчин. […] Минут через десять я пожаловался на жару и убежал, возмущённый этой безнравственностью, которая здесь, в Петербурге, считается настолько естественной, что о ней даже не говорят

Если в раннем периоде общественные бани были деревянными, то в XIX веке в Петербурге начали массово строить бани в кирпичных постройках, носивших имена своих владельцев . Бани стояли в основном на крупных улицах — Невском, Московском, Лермонтовском, Геслеровском проспектах. Многие здания, размещавшие в себе бани выделялись примечательной архитектурой . Особую славу приобрели талевские бани , украшенные мраморными ванными . Бани оказали влияние на топонимику города, в которым появился Банный переулок .

Общественные бани, начало XIX века, Джон Аткинсон
Интерьеры фешенебельных егеровских бань

Почти все бани в начале XIX века обслуживали средние и низшие сословия , так как знать начала XIX века презрительно смотрела на общественные бани, считая их варварским и безнравственным пережитком допетровкой эпохи . Владение банями также традиционно считалось низким среди знати, хозяевами бань были чиновники, купцы или вдовы купцов . Желавшие париться представители знати посещали домашние бани, коих в 1815 году насчитывалось 480 .

На ухудшение общественного восприятия бань влияло и удручающее состояние большинства банных заведений . Виной этому стали установленные в самом начале века фиксирование цены за вход после резких скачков цен . Бани были поделены на четыре категории в зависимости от фешенебельности. В самые дешёвые принимали 7 копеек за вход и 10 — 15 копеек для средних сословий, дорогие бани могли брать по два рубля . За невозможностью дальше повышать цены, хозяева бань начали экономить на помещениях и обслуживании посетителей . Многие владельцы бань ради доходов допускали превышение заложенной предельной вместимости вдвое или втрое способствуя антисанитарной обстановке и часто без разделения по полу . Современники описывали такие заведения, как грязные и ветхие помещения с плохим освещением, разбитыми окнами, сквозняками и прогнившими полами . Часто при топке дым заполнял до «сумрачной темноты» помещения бани, также дым распространялся по окрестностям, доставляя неудобства близлежащим домам .

Фиксированные цены мешали развиваться банному бизнесу. В 1840-х годах в городе было около 40 общественных бань и общее количество не менялось к концу века, что приводило к перегруженности заведений . В 1870-х годах в городе имелось 46 общественных бань на 650 000 или по одной на 14 000 человек . В некоторых районах банные заведения отсутствовали вовсе, например в Гавани . Немногие дельцы решались открывать банный бизнес из-за излишней рискованности вложений. Государство субсидировало постройки бань . Уже к 1870-м годам бани массово нарушали установленную таксу, требуя с посетителей дополнительные копейки . Бани становились злачными местами, где сходились представители преступного мира .

Здание бывших общественных бань, проспект Ленина , 21, Кронштадт. Дореволюционные бани внешне выглядели, как доходные дома

В 1860-е годы грязные бани стали предметом массовых волнений среди городского населения . 1870-е годы сопровождались скандалами вокруг неухоженности бань, полицейским проверкам и журналистским расследованиям . В 1879 году были изданы постановления с требованием соблюдать строительные нормы, например толщину стен или высоту потолков . В 1871 году правительство запретило строить деревянные бани, тем не менее санитарное состояние в каменных банях также было удручающим .

Самые лучшие или «чистые» бани располагались у невы , так как вода из этой реки была самой чистой. Худшей репутацией пользовались бани у Екатериниского канала из-за своих крайне грязных вод в результате медленного течения и в народе называвшихся «канавой» . Некоторые бани вынуждены были закрываться в сложившейся ситуации . В этот период почти все городские кварталы не были оснащены водопроводом, и население брало воду из ближайшего водоёма или из колодцев . Существовали исключения, например бани у Воскресенского моста брали воду из оборудованной для них водокачальной машины c 1826 года и с 1846 года — первого в городе парового насоса . Также например хозяин знаменских бань владел водопроводным предприятием . Переломный момент настал в 1860-е годы вместе открытием первой водопроводной сети, что отныне позволяло многим баням на неудачных местах брать воду из Невы Акционерным сообществом Санкт-Петербургских воподпроводов длинной 108 верст . В конце XIX века на фоне массового распространения водопровода в петербургских квартирах, жильцы массово сталкивались с «субботним безводьем», так как жители в основном по суботам посещали бани, растрачивая водопроводную воду .

В конце века на фоне оглушительного успеха воронинских бань , в городе стало появляться всё больше фешенебельных бань по образцу римских терм . Свою важную роль в строительстве, популяризации дорогих бань и совершенствовании банного хозяйства в Петербурге сыграл архитектор Павел Сюзор . По его проекту были построены например Мальцевские , Казачьи , , , , Бани Петрова . Среди владельцев бань помимо купцов стали появляться представители знати .

К концу XIX века владельцы бань активно рекламировали свои заведения, также предлагались бани для семейного отдыха . В конце XIX века самые фешенебельные бани находились в центре города, а дешёвые располагались в рабочих районах Александро-Невской части , там же можно было постирать одежду . Закрытые бани строились при женских учебных заведениях, военных училищах и тюрьмах, при этом в такие бани допускались только женщины .

Строение бани

Городские бани было принято топить по «белому», то есть выводить дым наружу через трубу . В банях строились помещения для женщин и для мужчин или они впускались в разное время . Бани работали по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам. Также они были закрыты в церковные праздники . Заведения разрешалось открывать не раннее четырёх часов утра и закрывать не позже двух ночи, хотя заведения работавшие около фабрик открывались и закрывались раньше и позже. Петербургские бани не раз становились местом действия литературных произведений, например у Салтыкова-Щедрина в «Дневнике провинциала» упоминались Воронинские бани . Петербуржцы в основном посещали бани по субботам . Большинство бань строились для извлечения больших доходов в ущерб качеству, продавая слишком много билетов и провоцируя толкучку или же наоборот экономя на топке, воде и уборке помещений . Эти проблемы приводили к царившей в таких заведениях антисанитарии, массово угрожавшей здоровью посетителей .

Очередь простолюдин в общественные бани
Характерный пример помещения скромной общественной бани при женском институте, 1911 год

Около бань гуляли зазывалы, махавшие вениками и кричавшее призывы отправиться в баню и банные прибаутки . При входе с улицы на банный двор сидел сборщик с ящиком, собиравший с посетителей плату за вход — «банное». Бедные горожане обычно приходили группами — семьями или артелями, чтобы сэкономить деньги . Чтобы одежду не украли во время посещения бани, группы договаривались входить в заведение по очереди и стеречь вещи друг друга . Более богатые платили сборщикам пару копеек за охрану вещей . Мыло надо было приносить с собой из дома. Бедняки подбирали брошенные другими «обмылки» или брошенные веники — «опарыши» . Попав в помещение, посетитель выходил на открытый двор, выбирал несколько шаек, черпал горячую воду из котла и распаривал веник, чтобы уже затем войти в баню. На полках посетитель парился и брал холодную воду из чана, после чего возвращался во двор, мылся и отдыхал . Мыло в то время делалось из щёлока , сделанного из древесной золы . Гигиенические средства чаще всего готовились кустарным способом в домашних условиях . В банях высшей ценовой категории парильные комнаты объединялись в закрытом помещении — мыльнях . Посещение бани длилось полтора часа, за лишнее время требовалось доплачивать, вход для детей до 10 лет был бесплатным .

Из-за необходимости гулять нагишом в открытом дворе бани низшей категории, посетители часто простужались зимой . Этой проблемой заинтересовалась комиссия, потребовавшая от 30 бань соорудить во дворе временные деревянные мыльни. Владельцы бань претворяли требования без энтузиазма и повышали плату за вход . Другая проблема была связана с распространением заболеваний в случае излишней многолюдности в банях . Для этого были разработаны санитарно-гигиенические нормы, ограничивавшие максимальное количество клиентов в зависимости от размера здания. Женские бани отличались меньшими разменами и меньшей вместимостью . Другая проблема была связана с частой смертью из-за кровоизлияния и перегрева при посещении бани, в народе получившая название «смерть под веником», в Петербурге велась статистика по таким смертям. Чаще всего это были старики или пьяницы. Для избегания проблем с перегревом, посетители носили головные уборы .

В XIX веке почти при всех банях имелись номера — отдельные малые банные помещения для петербуржских семей, рабочие фабрик получали специальные «сверсметные» на возможность посещения бани семьёй . В незанятые номера приходили посетители развлечься и покутить .

Так как в городе у значительной части населения не было доступа к воде, чтобы стирать одежду, они использовали бани, как прачечные, занимаясь стиркой свой одежды. Даже когда в городе начали открываться прачечные, они не сумели перебороть уже укоренившеюся привычку . Со временем при банях стало открываться всё больше прачечных .

Работники бань

Во всех общественных банях свои услуги предлагали банщики или банщицы. Они учились этому ремеслу в семье с детства. Банщики следили за чистотой в помещении, носили дрова, топили баню, скалывали лёд зимой или например посыпали двор золой, чтобы посетители не поскальзывались. Банщики также мыли посетителей, от двух до 15 человек в день . За дополнительную плату они также тёрли клиентов мочалками, правили животы и спины, срезали мозоли . Среди работников бань было обыденно удовлетворять сексуальные услуги, это делали как банщицы, так и банщики . Предоставление гомосексуальных секс-услуг являлось распространённым явлением в петербургских, да и русских бань в целом . Хотя не известно, насколько это явление было распространено, тем не менее питерские банщики и банщицы постоянно лечились от сифилиса .

Существовала тенденция, что банщики были моложе банщиц. Если среди мужчин абсолютно преобладал юношеский возраст, то банщицы были в основном старше 40 лет. Объяснялось это тем, что мужчины выполняли тяжёлую работу и рано теряли силы, а банщицы часто без семьи крепко держались за работу, чтобы не оказаться на улице. Часто банщики и банщицы имели долги перед хозяином бань и по сути попадали в рабство . Банщицами также называли нищенок у бань, которых нанимали для услуг посетительницы, чаще купчихи . Также банщицы и банщики могли обслуживать посетителей обоих полов в фешенебельных банях . Работа банщиком была крайне тяжёлой, продолжаясь до 20 часов в сутки. В остальное время банщики спали на скамьях для раздевания . Жалования не платились, и банщики рассчитывали на деньги от клиентов. Часть полученных денег надо было отдавать владельцу бани, а другую часть отдавать в общую артель и делить поровну. Оставшиеся деньги банщики часто отсылали в родную деревню . Деньги из кассы членов артели использовались на покупку пива и кваса для посетителей, мочалок, мыла, простыней .

В банях также работали «бабки» — целительницы-знахарки, которые давали клиентам снадобья для натирания или употребления внутрь или заговаривали раны или болезни. Многие посетители отправлялись в бани специально за услугами бабок . Нерадивые банщики, часто сами хозяева бани или их родственники в простонародье назвались «рыжими приказчиками» .

Культурное восприятие бань

Так как Петербург строился как город, подражавший европейской культуре и сам Пётр I стремился приобщить русских к западной культуре, он мог в рамках этой тенденции запретить торговые бани, да и в целом добиться запрета мытья, как это было принято в странах западной Европы в начале XVIII века, где заведения общественного мятья считались недопустимыми, как источник разврата .

Тем не менее Пётр I был поклонником русской бани и с самого начала разрешал строить новоприезжим бани и развивать дело торговым баням , даже если это продолжало портить общественное восприятие русских со стороны европейцев, как варваров . С проблемой «разврата» на фоне обвинений французских путешественников в безнравственности русских боролись с помощью регламентов, например запрет с 1743 года на смешанное пребывание женщин и мужчин в банях , однако многими этот устав не соблюдался . В 1782 году вышел второй закон, требовавший оборудовать для женщин и мужчин отдельные бани, а также чтобы мужчин обслуживали банщики, а женщин — банщицы . В 1782 году было запрещено брать с собой сыновей старше семи лет в женские бани . В стремлении половой сегрегации, от бань требовалось впускать посетителей разных полов в разное время, перегораживать бани тесовыми перегородками, тем не менее совместное мытьё продолжало существовать в XIX и XX веках . Под влиянием мнения европейских современников, многие русские аристократы отказывались посещать баню, рассматривая её как постыдную старинную привычку . Русские учёные доктора и городские чиновники считали баню привычкой простонародья .

Бани Егорова , мужская часть, 1910 год

Прибывавшие в Петербург европейские медики изучали русские банные обычаи с точки зрения медицинского интереса . Это в свою очередь повлияло на возникновение к концу XVII века среди медиков западной Европы дискурса о пользе мытья в общественных заведениях, чья общая польза в профилактике болезней по их мнению перевешивала творящийся в таких заведениях разврат, постоянно ссылаясь на российскую банную культуру . Свой вклад в признание общественных бань в западной Европе внёс Антониу Санчес , друживший с Екатериной II и применявший свои практики в лечении петербургской знати . Сам Санчес также в России с большим успехом пропагандировал медицинскую ценность банных процедур . Медик составил рекомендации по обустройству бань, должному поведению в них для минимизации рисков здоровья посетителей .

Бани до середины XIX века крайне редко упоминались в русской литературе и статьях, так как ассоциировались с низшей, крестьянской культурой, места которой не было в высшем свете. Если подобные заведения и упоминались, то только как рассадники грязи и безнравственности . Основными посетителями бань были простолюдины . Наоборот, западные мыслители приезжавшие в Петербург для изучения бань затем у себя на родине призывали к возрождению общественных купален, взывая к трактатам Санчеса. XIX век стал на западе переломным в споре вокруг общественных купален, так как голоса моралистов, рассуждавших о банях, как о рассаднике распутства уступили дискуссиям об общественной гигиене и болезней среди населения . В середине XIX века по образцу петербургских общественных бань, первые общественные купальни стали строить в Берлине, Лондоне, Париже и Нью-Йорке . К 1880-м годам сложилась ситуация, когда восприятие общественных купален на западе среди знати было уже лучше, чем у российского высшего света . Русские бани стали рассматриваться, как предмет гордости сторонниками национального самосознания . Принятие и активное внедрение общественных купален в странах запада к концу XIX века повлияло и на восприятие общественной бани в России в лучшею сторону и их стали окончательно воспринимать, как положительный символ русской культуры . Государственные органы начали активно регламентировать правила обустройства бань и поведения в них, понимая проблемы, связанные с массовым нарушением санитарных норм в торговых банях . В это же время стало открываться множество новых фешенебельных бань в Петербурге . Петербургские бани также начали активно упоминаться в русской литературе конца XIX века .

Начало XX века

Первое десятилетие XX века сопровождалось строительством ряда новых бань в связи с ростом городского населения . В 1907 году в городе имелось 78 бань . На фоне смягчения общих нравов после революции 1905 — 07 годов , общественные бани Петербурга сыскали славу одних из главных мест для гомосексуальных встреч . Хотя это явление не было новым, оно впервые стало придаваться общественной огласке в том числе стараниями писателя и открытого гея Михаила Кузьмина .

Торговые бани ругали за создаваемые там антисанитарные условия ради большей выгоды . Появлявшиеся санитарные инспекции с переменным успехом следили за исполнением общих правил . Массово появляющиеся при фабриках бани ускользали от государственного надзора , часто там впускали работников по завышенной цене и требовали дополнительно платить за горячую воду и дрова . В городе существовала одна фабричная баня, которая управлялась самими рабочими и без банщиков, однако это было исключение из общего правила, где фабричные бани злоупотребляли в условиях повышенного спроса . Жалобы на бани со стороны фабрикантов стали массовым явлением, однако попытки регулирования сталкивались с бюрократией .

Крайне быстрый рост населения привёл к перегруженности имевшихся бань и усложнённому доступу к ним со стороны рабочих. Городская санитарная комиссия постановила, что бедная часть населения вынуждена посещать переполненные, плохо оборудованные и дурно управляемые торговые бани . Тогда было предложена идея построить первую «народную баню» — в удобном месте и с хорошим управлением. Работы над строительством начались в 1916 году, но так и не увенчались успехом .

Петроград

В 1917 году в городе рухнула налаженная двумя веками система банного хозяйства . Постановлением ВЦИК от 20 августа 1918 года об отмене частной собственности все петроградские бани переходили в собственность государства . Бани, лишённые хозяев быстро приходили в упадочное состояние . Первые годы советского правления сопровождались странными решениями со стороны руководства, например переоборудование одной из бань в крематорий или открытие новой бани в здании тюрьмы . Приравнивание бани к крематорию стало частью градостроительного замысла в СССР, что повлияло и на облик будущих бань, имевших в строении схожесть с крематориями .

К 1927 году в городе сложилось бедственное гигиеническое положение . Жители продолжали мыться в дореволюционных банях , чьё количество упало с 1917 года с 75 до 32-х . Многие дореволюционные бани приспособили под другие нужды, например офисы райкомов . Оставшиеся бани пребывали в упадочном состоянии и были перегружены . Чтобы попасть в них, жителям приходилось стоять в очередях . В Петрограде стало открываться множество нелегальных бань-притонов с секс-работницами . Петроградский банный бизнес оказался связан с городской секс-торговлей , поэтому в такие заведения периодически устраивала рейды милиция . Хотя формально все бани были национализированны, в условиях НЭПа они сдавались в аренду предпринимателям и функционировали, как частные. Налоги с бань выступали важной частью доходов городской казны .

В город массово прибывали люмпены , не желавшие соблюдать традиции русской бани , и власти всячески вели пропаганду о важности посещения этих заведений. Например работникам «Красного судостроителя» организовывали коллективное хождение в бани .

Возведение новых бань постоянно выступало частью политической повестки, но не находило воплощения за неимением денежных средств . Например ещё в 1920-м году в Петрограде задумывалась постройка районных терм на территории Литовского замка с плавательным бассейном, душами и ванными , а также с залом со скеттинг-рингом, гимнастическом залом и трибунами для публики. Власти задумывали возведение грандиозного здания со своей площадью . В 1921 году была разработана программа по составлению проектов петроградских районных бань, в городе планировалось построить по одному заведению на 50 000 человек в том числе и с бассейнами . В новых банях постановлялось отказываться от шаек и заменять их душевым мытьём . В этот период стали постепенно отказываться от слова «бани» в пользу «купальни», «термы» или «здания для мытья» .

Ленинград

До второй мировой войны, у большей части населения Ленинграда не было доступа к ванне . В подавляющем числе ленинградцы жили в коммуналках , чьи дореволюционные помещения не были оборудованы для мытья на дому . Как и горожане, так и руководство придерживались традиционной идеи того, что главным местом для гигиены выступали общественные бани, поэтому обеспечение населения банями было в приоритете . Доступ к общественной бане, соответствующей всем гигиеническим стандартам выступало частью советской идеологии. Ленинград унаследовал разрушенную революцией и гражданской войной банную инфраструктуру, которая и до этого страдала от множества проблем. Эту инфраструктуру приходилось фактически отстраивать заново .

Бани « гигант »
Круглые бани
Лиговские бани
Геслеровские бани, они же Чкаловские или Разночинные

В 1930 годы начали открывать первые крупные бани нового советского образца и шедевры ленинградского конструктивизма . « Круглые », построенные в 1930 году, были рассчитаны на ежедневную пропускную способность в 2100 человек . В этом же году на Ушаковской улице открылся второй массивный банный комплекс « Гигант », рассчитанный на 4000 человек ежедневно . Третий масштабный проект — , построенные ещё в 1920-е годы как общественный душ, но перестроенные в 1934 году, где оборудовали парные и бассейн. Менее крупные здания, но также характерные образцы советского авангарда — Лиговские и Станционные бани . Новые заведения стали популярными у жителей, а ежедневные нормы в банях перевыполнялись . В следующее десятилетие был построен ряд общественных бань, ориентированных на максимально высокую пропускную способность . В 1931 году в Ленинграде работала 51 баня, три десятка из которых были ещё дореволюционными. «Вечерняя красная газета» признавалась, что это было вдвое ниже нормы . В имевшихся банях часто не хватало воды, особенно в час пик . Советские газеты сообщали о перегруженности бань и не соблюдении в некоторых банях санитарно-гигиенических норм, особенно в дореволюционных, где были часто неисправные души и проблемы с отоплением . Серьёзной проблемой для бань было массовое воровство кранов и шаек в связи с острым дефицитом товаров, в 1930 годы в заведениях почти не осталось тазиков . В 1937 году было постановлено снабдить ленинградские бани 50 000 тазами, в итоге ленинградцы сумели в короткое время «обеспечить» себя 13 000 шайками . Для борьбы с массовым воровством, помещения бань стремились переоборудовать для бесшаечного мытья .

Несмотря на возведение двух крупных бань, чрезмерная перегруженность оставалась серьёзной проблемой, а на строительство новых масштабных проектов не хватало денег. Правительство Ленинграда объявило «пятилетку чистоты» в рамках которой предполагалось строительство 19 бань среднего размера и реконструкция 30 старых бань. Бани предполагалось прикреплять к определённым заводам, чтобы те обслуживали их работников. Однако такая система не прижилась. В итоге новые бани средних размеров продолжали возводиться до начала 1940-х годов, также переоборудовались старинные бани. Они могли открываться ещё до завершения ремонта из-за острой нужды . Например в 1938 году самые крупные бани, открывшиеся к концу десятилетия — «Воронежские бани» на 316 человек в час а в 1939 году — «Чайковские бани» — на 520 . К началу 1940-х годов в Ленинграде действовали 64 бани на 22 000 мест . Даже в этой ситуации бань не хватало, дореволюционные бани продолжали ещё пуще приходить в негодность . Коренные петербуржцы по привычке предпочитали посещать старые бани .

В рамках избавления от излишеств, на материалах при строительстве новых бань начали экономить, что приводило к быстрой порче строительного материала , при этом банные строения были экспериментальными и игнорировали многовековые дореволюционные техники по построению банных заведений . Характерным примером стала открытая в 1939 году баня в Парголово, которая была вынуждена закрыться через пару дней . Несмотря на то, что старые и новые бани обозначались по номерам, петербуржцы давали новым баням неофициальные имена, чаще всего по адресу .

Блокада

Дальнейшим проектам по строительству бань помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война . Блокада Ленинграда сопровождалась санитарной катастрофой. В первые два года не работали водопровод и отопление. Все имевшиеся бани были закрыты, значительная часть из них пострадала от обстрелов, три из них были полностью разрушены. Вместе с улучшением ситуации в 1942 году, в красногвардейском районе коротко открылись четыре бани. В этом же году в рамках «неотложных мероприятий по бытовому обслуживанию трудящихся города» было поручено ввести в строй не менее двух бань с прачечными в каждом городском районе. Для этих целей требовалось восстановить водопровод. Исполкомам было велено помогать ленинградцам организовывать в подвалах домов простейшие бани . От всех эвакуируемых из города требовали справку о недавнем посещении бани и санитарной обработке для профилактики распространения заболеваний .

Уже в мае 1942 года была восстановлена работа 34 бань, которые были переоборудованы в санпропускники, через которые ежедневно проходило 80 000 человек. По крайне мере об этом рапортовала советская пропаганда . Исходя из воспоминаний переживших блокаду, санобработки были обязательны, но неэффективны в свете нужды днями ждать очереди на эвакуацию . Люди были настолько истощены голодом, что посещение санпропускника могло им только ещё больше навредить . Сами блокадники собственными силами устраивали самодельные бани в подвалах . Попасть в открывшиеся бани в 1942 году было трудно, и жителям выдавались талоны на посещение . Тем не менее многие блокадники воспринимали открытие бань, как радостное событие .

Поздний период

Типовые бани на Таллинской улице , 1977 год

После окончания войны строительство новых бань продолжалось, их сильно не хватало с учётом постоянного роста городского населения, и среди ленинградцев сохранялась традиция периодически посещать бани . В 1950-е годы было простроено десяток бань как в городе, так и ближайших посёлках . В конце десятилетия в институте Ленгипрогор был разработан типовой проект бань с прачечными на 50 и 200 мест для Ленинграда и затем других советских городов по проектам архитекторов Файнберга , Горбачёва, Гальперина и инженера Иоффе . В 1960-е и 1970-е годы в Ленинграде были построены шесть типовых бань . На их фоне выделялась построенная на проспекте Ветеранов баня на 500 мест . В 1968 году в городе работало 95 общественных бань. В пяти из них стиралось бельё во время посещения бани хозяином . Такая форма обслуживания существовала в фешенебельных банях в конце XIX века . В 1973 году в городе уже работало 88 бань на 27 000 мест, ежегодно их посещали 37 000 000 раз . Бани страдали от редких и медленных ремонтов, многие заведения постепенно приходили в обветшавшее состояние . Из-за долгих согласований ремонт бани мог растягиваться на годы . В попытке решить назревавшую с каждым годом проблему в Ленинграде был образован орган «Объединение бань Управления предприятий коммунального обслуживания» . В 1980 году в Ленинграде действовало 77 бань на 22 000 мест, к 1987 году их количество сократилось до 51, так как всё большее количество ленинградских квартир были обеспечены душевыми, и нужда в банях отпадала . По нормативам, обеспеченность банями составляла 77% и только 15 бань отвечали предъявляемым требованиям . В 1986 году ленинградские бани продолжали посещать люди, у которых дома отсутствовала возможность мыться . В 1970-е годы в банях вновь начали предлагать забытые с революции услуги банщика-мойщика и возможность сдать бельё в срочную стирку . В 1970-е и 1980-е годы бани стали любимым местом для представителей художественной интеллигенции .

Новейшее время

В 1990-е и начало 2000-х годов многие советские бани закрылись, а те, что продолжали работать, пришли в упадочное состояние . В начале XXI века бани продолжали посещать люди из соблюдений традиций, или при отсутствии бытовых удобств. Многие посетители были старожилами . Очередей в бани, как в прошлом, не было .

Большинство современных жителей Петербурга имеют дома душ и ванную. За ненадобностью посещать бани большинством горожан, сформированная при советском режиме банная система начала приходить в упадок . По данным на 2008 год, основные посетители общественных бань делали это из-за отсутствия дома душа, остальная треть посетителей указывали другие причины . При этом вместе с продолжавшимся процессом закрытия общественных бань старого образца жители коммуналок к концу 2000-х столкнулись с трудностью добираться до ближайших бань и повышением цен в оставшихся банях

Начало XXI века стало переломным моментом в общественном восприятии бань. Сама цель посещения таких заведений поменяла свой первоначальный смысл. Если раньше это было для большинства населения единственным способом соблюдения чистоты тела, то в XX века бани стали всё чаще посещать ради досуга и общения . Вместе с этим стало меняться и восприятие бань, как мест для закрытых встреч и тайных переговоров . На место устаревающих советских бань стали приходить модные сауны и спортивно-оздоровительные клубы . В 2010-е годы общественные бани, по большей части, становились частными предприятиями, выполняющими развлекательную роль наряду например с ресторанами, кафе или барами . Особым событием стала реставрация знаменитых в дореволюционном Петербурге фонарных бань, где были восстановлены старинные интерьеры .

В 2023 году обсуждался план по реконструкции более 20 общественных бань .

Литература

  • Итан Поллок. Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции. — Искусство, 2019. — 560 с. — ISBN 978-5-17-123202-3 .
  • Богданов И.А. Три века Петербургской бани. — Искусство, 2000. — 254 с.
  • Екатерина Юхнёва. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. — Центрполиграф, 2019. — 530 с. — ISBN 978-5-227-08608-2 .
  • С.П.Лупов. История строительства Петербурга впервой четверти XVIII века. — Академиянаукссср, 1957. — 179 с. — ISBN 1957-38300-17018.
Источники
  1. , с. 191.
  2. Вадим Пустовойтов. . — Litres, 2022-05-15. — 310 с. — ISBN 978-5-457-01910-2 .
  3. , с. 125.
  4. , с. 127.
  5. , с. 95.
  6. , с. 124.
  7. , с. 106.
  8. , с. 114.
  9. , с. 154.
  10. , с. 515.
  11. , с. 3.
  12. kudago . KudaGo.com . Дата обращения: 18 сентября 2023.
  13. , с. 7.
  14. Андрей Дачник. . — Андрей Дачник, 2015-08-12. — 234 с.
  15. . Peterburg.center .
  16. , с. 22.
  17. , с. 20.
  18. , с. 143.
  19. , с. 23.
  20. , с. 34.
  21. , с. 35.
  22. , с. 37.
  23. , с. 47.
  24. , с. 48.
  25. , с. 52.
  26. , с. 53.
  27. , с. 54.
  28. , с. 55.
  29. , с. 49.
  30. , с. 27.
  31. , с. 28.
  32. , с. 56.
  33. , с. 57.
  34. , с. 59.
  35. , с. 31.
  36. , с. 33.
  37. , с. 62.
  38. , с. 4.
  39. , с. 113.
  40. , с. 105.
  41. , с. 79.
  42. Татьяна Кравченко. . — Litres, 2015-11-25. — 400 с. — ISBN 978-5-457-92924-1 .
  43. , с. 66.
  44. , с. 90.
  45. , с. 91.
  46. , с. 63.
  47. , с. 73.
  48. , с. 64.
  49. , с. 77.
  50. , с. 129.
  51. , с. 92.
  52. , с. 105.
  53. , с. 74.
  54. . History.Gradpetra .
  55. , с. 271.
  56. , с. 57.
  57. , с. 10.
  58. , с. 87.
  59. , с. 29.
  60. , с. 281.
  61. , с. 283.
  62. , с. 120.
  63. , с. 65.
  64. , с. 78.
  65. , с. 88.
  66. , с. 89.
  67. , с. 142.
  68. , с. 29 — 30.
  69. , с. 228.
  70. , с. 229.
  71. , с. 172.
  72. , с. 67.
  73. , с. 30.
  74. , с. 86.
  75. , с. 58.
  76. , с. 41.
  77. , с. 60.
  78. , с. 38.
  79. , с. 80.
  80. , с. 39.
  81. , с. 97.
  82. , с. 62.
  83. , с. 79.
  84. , с. 80 — 81.
  85. , с. 91.
  86. , с. 108.
  87. , с. 110.
  88. , с. 111.
  89. , с. 123.
  90. , с. 135.
  91. , с. 128.
  92. , с. 137.
  93. , с. 141.
  94. Лев Лурье. . — Litres, 2018-11-03. — 160 с. — ISBN 978-5-04-140524-3 .
  95. , с. 175.
  96. , с. 185.
  97. , с. 180.
  98. , с. 181.
  99. , с. 25.
  100. , с. 143.
  101. , с. 150.
  102. , с. 147.
  103. , с. 146.
  104. , с. 151.
  105. , с. 148.
  106. , с. 300.
  107. , с. 149.
  108. , с. 144.
  109. , с. 145.
  110. , с. 263.
  111. , с. 163.
  112. , с. 153.
  113. , с. 155.
  114. , с. 156.
  115. , с. 157.
  116. , с. 167.
  117. , с. 170.
  118. , с. 171.
  119. , с. 172.
  120. , с. 168.
  121. , с. 177.
  122. , с. 178.
  123. , с. 179.
  124. , с. 180.
  125. , с. 181.
  126. , с. 183.
  127. , с. 186.
  128. , с. 187.
  129. , с. 189.
  130. , с. 190.
  131. , с. 191.
  132. , с. 192.
  133. , с. 193.
  134. , с. 194.
  135. , с. 195.
  136. , с. 196.
  137. , с. 207.
  138. , с. 525.
  139. , с. 252.
  140. , с. 517.
  141. , с. 522.
  142. , с. 526.
  143. (рус.) . mydecor.ru . Дата обращения: 19 сентября 2023.
  144. Кроневальд, Софья . Санкт-Петербург.ру (19 августа 2023). Дата обращения: 18 сентября 2023.
Источник —

Same as Бани в Санкт-Петербурге