Interested Article - Сеннар (султанат)

Сенна́р , Сеннарский султанат , Фунджистан , Голубой Султанат, султанат Фунг (из-за традиционной суданской традиции называть черных людей синими , араб. السلطنة الزرقاء ‎, латинизированный: al-Sulṭanah al -Zarqā ) — феодальное государство с монархическим строем на территории нынешнего Судана , северо-западной Эритреи и западной Эфиопии . Было основано в 1504 году народом , вскоре после этого формально обратившегося в ислам . Пока в XVII веке в стране не утвердился более ортодоксальный ислам, государство оставалось «афро-нубийской империей с мусульманским фасадом» . Сеннар достиг своего расцвета в конце XVII века, после чего пришёл в упадок и в конце концов в XVIII веке распался. В 1821 году последний султан, полностью потерявший власть, без боя сдался вторгшимся войскам Османской империи .

История

Основание

Христианская Нубия , представленная двумя средневековыми королевствами Мукурра и Алва , с XII века начала приходить в упадок . К 1365 году Мукурра практически полностью распалась и превратилась в мелкое королевство, ограниченное Нижней Нубией, пока, наконец, 150 лет спустя не исчезла . Судьба Алвы менее ясна . Было высказано предположение, что она пала уже в XII веке или вскоре после этого, поскольку археологические данные показывают, что в этот период Соба перестала являться столицей . К XIII веку центральный Судан распался на несколько небольших государств [17]. Между XIV и XV веками территория Судана была захвачена племенами бедуинов . В XV веке один из этих бедуинов, которого по суданскому преданию называют Абдаллахом Джаммахом, создал племенную федерацию и впоследствии уничтожил то, что осталось от Алвы. В начале XVI века федерация Абдаллаха подверглась нападению народа с юга .

Этническая принадлежность фунги до сих пор остается предметом споров. Первая и вторая из трёх наиболее известных теорий предполагают, что они были либо нубийцами, либо шиллуками, в то время как, согласно третьей теории, фунги были не этнической группой, а социальным классом.

Известно о том, что в XIV веке торговец-мусульманин из народа фунги по имени аль-Хадж Фарадж аль-Фуни был вовлечён в торговлю на Красном море . Согласно устным преданиям, динка, которые мигрировали вверх по течению Белого и Голубого Нила после распада Алодии в XIII веке, вступили в конфликт с фунги, в котором одержали победу . В конце XV — начале XVI века шиллуки прибыли на стык Собата и Белого Нила, где они встретили оседлых людей, которых в традициях шиллуков называют апфуни, обвонго и/или донго. Сегодня этот народ приравнивается к фунги. Считающиеся более утончёнными, чем шиллуки, они потерпели поражение в серии жестоких войн и либо ассимилировались, либо были вытеснены на север . Пропаганда против фунги более позднего периода султаната называла фунги «язычниками с Белого Нила» и «варварами», происходящими из «примитивных южных болот» .

В 1504 году фунги победили Абдаллу Джамму и основали султанат Сеннар .

Османская угроза и восстание Аджиба

В 1523 году султанат посетил еврейский путешественник Давид Реувени , который переоделся шерифом . Султан Амара Дунка , писал Реувени, постоянно путешествовал по своему королевству. Тот, кто «правил чёрными и белыми» между регионом к югу от слияния Нила и вплоть до Донголы , владел большими стадами различных видов животных и командовал многими наездниками на лошадях . Два года спустя османский адмирал Селман Рейс упомянул Амару Дунку и его государство, назвав его слабым и легко победимым. Он также заявил, что Амара ежегодно платил Эфиопской империи дань в 9.000 верблюдов . Годом позже османы заняли Суакин , который ранее был связан с Сеннаром . Похоже, чтобы противостоять османской экспансии в регионе Красного моря, Фундж заключил союз с Эфиопией. Помимо верблюдов, фунги, как известно, экспортировали в Эфиопию лошадей, которые затем использовались в войне против мусульман Зейлы , а позже и против османов, когда они пытались расширить свои владения в Эфиопии .

До того, как османы закрепились в Эфиопии, в 1555 году Оздемир-паша был назначен бейлербеем из (ещё не завоеванного) Хабеш-Эялета . Он попытался пройти вверх по течению Нила, чтобы завоевать Фундж, но когда он приблизился к первому порогу Нила его войска подняли восстание . Однако до 1570 года османы обосновались в Каср-Ибриме в Нижней Нубии, что, скорее всего, было упреждающим шагом для защиты Верхнего Египта от агрессии фунги . Четырнадцатью годами позже они продвинулись на юг до третьего порога Нила и впоследствии попытались завоевать Донголу , но в 1585 году были разбиты Фунджем в битве при Ханнике . Впоследствии поле битвы, которое было расположено к югу от третьего порога Нила, стало границей между двумя государствами . В конце XVI века фунги двинулись в сторону области Хабеш Эйалет, завоевав северо-запад Эритреи . Не сумев добиться успеха в войнах как против султаната Фундж, так и против Эфиопии, османы отказались от своей политики экспансии . Таким образом, начиная с 1590-х годов, османская угроза исчезла, сделав союз Фунджа и Эфиопии ненужным, и отношения между двумя государствами вскоре переросли в открытую враждебность . Однако даже в 1597 году отношения всё ещё описывались как дружеские, а торговля процветала .

Во время правления султана Дакина (1568—1585) начал приобретать всё больше влияния Аджиб, вассальный правитель северной Нубии. Когда Дакин вернулся из неудавшейся кампании на эфиопско-суданской границе, Аджиб потребовал и получил большую политическую автономию. Несколько лет спустя он заставил султана Тайиба жениться на его дочери, фактически сделав Тайиба и его потомка и преемника Унсу своими вассалами. Унса был свергнут в 1603/1604 годах Абд аль-Кадиром II, что предоставило Аджибу повод вторгнуться в Фундж. Его армии оттеснили войска Фунджа на юго-восток. Таким образом, Аджиб фактически правил империей, простирающейся от Донголы до Эфиопии. Абд эль-Кадир II, свергнутый в конце концов в декабре 1606 года, бежал в Эфиопию и подчинился императору Сусныйосу , предоставив Сусныйосу возможность вмешаться в дела султаната . Однако новому султану Фунджа Адлану I удалось переломить ход войны против Аджиба . В конечном счёте Аджиб был убит в 1611 или 1612 году . Во время преследования остатков армии Аджиба на север, сам Адлан I был свергнут, и его наследником стал сын бывшего султана Абд аль-Кадира II, Бади I. Он подписал мирный договор с сыновьями Аджиба, согласившись фактически разделить территории Фундж. Преемники Аджиба, Абдаллаб, получили все территории к северу от слияния Голубого и Белого Нила, став вассальными королями Сеннара. Таким образом, Фундж потерял прямой контроль над большей частью своих территорий .

Расцвет

После подавления восстания Аджиба проблемой для султаната оставались подчинение Абд аль-Кадира II эфиопскому императору и возможность последующего вторжения Эфиопии. Адлан I был слишком слаб, чтобы что-то предпринять в этой ситуации, но Бади I смог установить контроль над ситуацией . На богатый подарок от Сусныйоса, который он, возможно, послал в надежде, что преемники Абд аль-Кадира II будут уважать подчинение последнего, был дан грубый ответ двумя хромыми лошадьми и первыми набегами на эфиопские посты . Сусныйос, отбивающий вторжение в другом месте, не отвечал на этот акт агрессии до 1617 года, когда он совершил набег на несколько провинций Фундж. Это взаимное нападение, наконец, переросло в полноценную войну в 1618 и 1619 годах, в результате которой были опустошены многие восточные провинции Фунджа . Состоялось также генеральное сражение, которое, по утверждениям эфиопских источников, окончилось их победой, хотя это вызывает сомнения в связи с тем, что эфиопские войска сразу же после этого отступили. После этой войны между двумя странами установился продолжительный мир .

Рабат I, султан, правивший во время войны, был первым из трёх правителей, при которых султанат вступил в период процветания, расширения и установления контактов с внешним миром, но также столкнулся с несколькими новыми проблемами .

В XVI веке шиллуки и сеннары были вынуждены заключить непростой союз для борьбы с растущей мощью динка . После того, как альянс начал действовать, в 1650 году султан Бади II оккупировал северную половину королевства Шиллук . Под его руководством Фундж завоевал королевство Такали на западе и сделал его правителя (названного Востером или Макком) своим вассалом.

Упадок и падение

В конце XVII века Сеннар находился на пике своего развития, но в XVIII веке по мере ослабления монархии он начал приходить в упадок. Самым большим вызовом авторитету короля были улема , финансировавшиеся торговцами, которые настаивали на том, что отправление правосудия является их долгом по праву.

Примерно в 1718 году предыдущая династия Унсаб была свергнута в результате переворота Нул, который, хотя и был связан с предыдущим султаном, фактически основал новую династию .

В 1741 и 1743 годах молодой эфиопский император Иясу II совершил первые набеги на запад Сеннара, пытаясь быстро обрести военную славу. В марте 1744 г. он собрал армию численностью 30 000—100 000 человек для нового вторжения, которое первоначально было задумано как очередной набег, но вскоре переросло в захватническую войну . На берегах реки Диндер состоялось генеральное сражение, в которой победу одержал Сеннар . Путешественник Джеймс Брюс отметил, что на обратном пути в Эфиопию Иясу II собрал большую добычу, что позволило ему выдать свою кампанию как успешную . Между тем, отражение Бади IV эфиопского вторжения сделало его национальным героем . Военные действия между двумя государствами продолжались до конца правления Иясу II в 1755 году, а напряжённость, вызванная этой войной, сохранялась до 1773 года . Однако торговля вскоре после конфликта возобновилась, хотя и в меньших масштабах .

Было высказано предположение, что именно победа Бади над эфиопами укрепила его власть ; в 1743—1744 он, как известно, казнил своего визиря и взял бразды правления в свои руки . Он попытался создать новую опору власти, очистив предыдущий правящий клан, лишив аристократии их земель и вместо этого наделив полномочиями феодалов с западной и южной периферии своего царства. Одним из этих феодалов был Мухаммад абу Ликайлик, хамадж (общий суданский термин, применяемый к дофунджскому, неарабскому или полуарабизированному населению Гезиры и эфиопско-суданских приграничных территорий) с востока от Фазугли, которому было предоставлено послелиться непосредственно к югу от Сеннара в 1747—1748 г . Он был командиром кавалерии, которому было поручено усмирить Кордофан, который стал полем битвы между Фунджем и Мусаббат, беженцами из Султаната Дарфур . Война длилась до 1755 года, когда Абу Ликайлик, наконец, сумел захватить Кордофан и сделал его центром своих владений . Тем временем султан Бади становился все более непопулярным из-за своих репрессивных мер. В конце концов разочарованные дворяне Сеннара, многие из которых проживали в Кордофане, убедили абу Ликайлика напасть на столицу. В 1760—1761 году он достиг Алайса на Белом Ниле, где состоялся совет, на котором Бади был официально низложен . После этого он осадил Сеннар, который пал 27 марта 1762 г . Бади бежал в Эфиопию, но был убит в 1763 году . Так началось регентство Хамаджа, во время которого монархи Сеннара были всего лишь марионетками Хамаджа .

Абу Ликайлик назначил одного из членов королевской семьи своим марионеточным султаном и правил как регент. Это положило начало длительному конфликту между султанами Сеннара, пытающимися восстановить свою независимость и власть, и регентами Хамаджа, пытающимися сохранить реальную власть над страной. Эти внутренние конфликты сильно ослабили государство, и когда в конце XVIII века Мек Адлан II, сын Мека Тайфары, пришёл к власти в султанате уже чувствовалось сильное турецкое присутствие. Турецкий правитель Ат-Тахир Ага женился на Хадидже, дочери Мека Адлана II. Это открыло путь к включению Сеннара в состав Османской империи.

В конце XVIII века султанат Сеннар распался. В 1785—1786 году Дарфурский султанат завоевал Кордофан, который он продолжал удерживать до египетского вторжения 1821 года . Во второй половине XVIII века Сеннар потерял Тигре на территории нынешней Эритреи из-за восходящего наиба («заместителя») Массауы , а после 1791 года независимость приобрела Така вокруг суданской реки Мэрэб . После 1802 года власть султаната распространялось только на Гезиру . В первые годы XIX века государство было охвачено жестокими гражданскими войнами. Регент Мухаммад Адлан, пришедший к власти в 1808 году и чей отец был убит военачальником того периода, смог положить конец этим войнам и стабилизировать положение в султанате ещё на 13 лет .

В 1820 году Исмаил бин Мухаммед Али, генерал и сын номинального османского вассала Мухаммеда Али-паши , начал завоевание Судана. Понимая, что турки собираются завоевать его владения, Мухаммад Адлан приготовился к сопротивлению и приказал собрать армию у слияния Нила, но в начале 1821 года он был убит недалеко от столицы в результате заговора. Один из убийц по имени Дафаллах, вернулся в столицу, чтобы подготовить церемонию подчинения султана Бади VII туркам . Турки достигли впадения Нила в мае 1821 года. Затем они пошли вверх по течению Голубого Нила, пока не достигли Сеннара . Они были разочарованы, узнав, что Сеннар, когда-то пользовавшийся репутацией богатого и великолепного города, превратился в груду развалин . 14 июня Бади VII официально сложил полномочия в пользу османского правителя .

Население

Этническое ядро Сеннара составляли ; жили также нубийцы , арабы , беджа и другие народы . На значительной части территории собственно Сеннара господствовал арабский язык .

Религия

Государственной религией был ислам суннитского толка.

Социально-экономическое развитие

Султан Сеннара, 1821

Наряду с феодальными отношениями сохранялся рабовладельческий уклад, а на окраинах султаната — родоплеменные отношения.

Список правителей

Период

правления

Правитель
1504 1534 Амара Дункас ибн Адлан
1534 — 1551 Наиль
1551 — 1558 Абд аль-Кадир I
1558 — 1569 Амара
1569 — 1586 Дакин
1586 — 1588 Даура
1588 — 1592 Тайиб (Табль)
1592 — 1604 Унса I
1604 — 1606 Абд аль-Кадир II
1606 — 1611 Адлан I
1611 — 1616 Бади I (Сид аль-Ком)
1616 — 1645 Рубат I
1645 — 1680 Бади II (Абу Дигн)
1680 — 1692 Унса II ибн Насир
1692 — 1716 Бади III
1716 — 1720 Унса III
1720 — 1724 Нул
1724 — 1762 Бади IV (Абу Шеллук)
1762 — 1769 Насир
1762 — 1768 Хамаг Мухаммед Абу-ль-Кайлак ( регент )
1769 1776 Исмаил
1776 — 1788 Адлан II
1780 1786 Раджаб уалад Мухаммед (регент)
1788 Рубат II
1788 — 1789 Аукаль
1788 — 1789 Насир уалад Мухаммед (регент)
1789 — 1790 Тайиб II
1790 Бади V ибн Дакин
1790 — 1791 Наввар
1791 — 1798 Бади VI
1798 — 1805 Ранфи
1798 — 1805 3 регента
1805 — 1821 Бади VI

Примечания

  1. Bender, M. Lionel (1983). . Anthropological Linguistics . 25 (1): 19—27. из оригинала 14 июня 2021 . Дата обращения: 15 марта 2021 .
  2. , p. 91
  3. , p. 141.
  4. Alan Moorehead, The Blue Nile , revised edition (New York: Harper and Row, 1972), p. 215
  5. , p. 117.
  6. , pp. 143–146.
  7. , p. 19.
  8. , p. 176.
  9. , pp. 140–141.
  10. , p. 22.
  11. , pp. 32–33.
  12. , pp. 108–110.
  13. , p. 33.
  14. , p. 210.
  15. , pp. 25–26.
  16. , p. 23.
  17. , p. 136.
  18. , p. 91.
  19. , p. 98.
  20. , p. 26.
  21. , pp. 98–101.
  22. , pp. 143–144.
  23. , pp. 145–146.
  24. , pp. 96–97.
  25. , p. 35.
  26. , p. 665.
  27. , p. 97.
  28. , pp. 101–102.
  29. , p. 64.
  30. , pp. 36–38.
  31. , p. 60.
  32. , p. 38.
  33. , p. 36.
  34. , pp. 38–40.
  35. , p. 65.
  36. , pp. 65–66.
  37. , p. 61.
  38. , p. 57.
  39. , p. 115.
  40. , p. 213.
  41. , pp. 116–118, note 21.
  42. , p. 91.
  43. , p. 125.
  44. , p. 68.
  45. , pp. 371–372.
  46. , p. 53.
  47. , p. 54.
  48. , pp. 17–18.
  49. , pp. 53–54.
  50. , p. 93.
  51. , pp. 53–54.
  52. , p. 94.
  53. , p. 313.
  54. , p. 128.
  55. , pp. 94–95.
  56. , pp. 391–392.
  57. , p. 383.
  58. , p. 382.
  59. , pp. 440–442.
  60. , pp. 449–451.
  61. , p. 73.
  62. , p. 106.

Литература

Книги

  • Aregay Merid Wolde, Selassie Sergew Hable. Sudanese-Ethiopian Relations Before the 19th Century // Sudan in Africa (англ.) / под ред. Yusuf Fadl Hasan. — Khartoum: Khartoum University, 1971. — P. 62–72.
  • Beswick Stephanie. Sudan's Blood Memory (англ.) / под ред. Yusuf Fadl Hasan. — University of Rochester, 2004. — ISBN 978-1580462310 .
  • Beswick Stephanie. The Role of Slavery in the Rise and Fall of the Shilluk Kingdom // The Road to the Two Sudans (англ.) / под ред. Souad T. Ali. — Cambridge Scholars, 2014. — P. 108–142. — ISBN 9781443856324 .
  • James Bruce. Travels to Discover the Source of the Nile (англ.) . — J. Ruthven, 1790. — Vol. IV.
  • Connel Dan, Killion Tom. Historical Dictionary of Eritrea (англ.) . — 2011. — ISBN 9780810875050 .
  • Crawford O. G. S. The Fung Kingdom of Sennar (англ.) . — John Bellows LTD, 1951.
  • Edwards David. The Nubian Past: An Archaeology of the Sudan (англ.) . — Routledge, 2004. — ISBN 978-0-415-36987-9 .
  • Tsega Endalew Etefa. Inter-ethnic Relations on a Frontier: Mätakkäl (Ethiopia), 1898-1991 (англ.) . — Harassowitz, 2006. — ISBN 978-3-447-05442-3 .
  • Hammarström Harald. A survey of African languages // The Languages and Linguistics of Africa (англ.) . — De Gruyter Mouton, 2018. — P. 1 – 57. — ISBN 9783110421668 .
  • Hasan Yusuf Fadl. The Arabs and the Sudan. From the seventh to the early sixteenth century (англ.) . — Edinburgh University, 1967.
  • Holt Peter Malcolm. // (англ.) / под ред. John Donnelly Fage, Roland Oliver. — Cambridge University Press, 1975. — Vol. Volume 4: from c. 1600 to c. 1790. — P. . — ISBN 978-0-521-20413-2 .
  • Insoll Timothy. The Archaeology of Islam in Sub-Saharan Africa (англ.) . — Cambridge University, 2003. — ISBN 978-0521651714 .
  • Wendy James. Sudan: Majorities, Minorities, and Language Interactions // (англ.) / под ред. Andrew Simpson. — Oxford University, 2008. — Vol. Volume 4: from c. 1600 to c. 1790. — P. –78. — ISBN 978-0199286744 .
  • Manfred Kropp. // Der Sudan in Vergangenheit und Gegenwart (нем.) . — Peter Lang, 1996. — P. 111–131. — ISBN 3631480911 .
  • Roman Loimeier. Muslim Societies in Africa: A Historical Anthropology (англ.) . — Indiana University, 2013.
  • McGregor Andrew James. (англ.) . — Praeger, 2006. — ISBN 0275986012 .
  • McHugh Neil. (англ.) . — Northwestern University, 1994. — ISBN 0810110695 .
  • Miran Jonathan. Constructing and deconstructing the Tigre frontier space in the long nineteenth century // History and Language of the Tigre-Speaking Peoples. Proceedings of the International Workshop, Naples, February 7-8, 2008 (англ.) / под ред. Gianfrancesco Lusini. — Università di Napoli, 2010. — P. 33–50. — ISBN 9788895044682 .
  • Natsoulas Theodore. Charles Poncet's Travels to Ethiopia, 1698 to 1703 // (англ.) / под ред. Glenn Joseph Ames, Ronald S. Love. — Praeger, 2003. — P. –96. — ISBN 0313308640 .
  • R.S. O'Fahey, J.L. Spaulding. Kingdoms of the Sudan. Studies of African History Vol. 9 (англ.) . — London: Methuen, 1974. — ISBN 0-416-77450-4 .
  • Bethwell Allan Ogot. // General History of Africa (англ.) . — Berkeley, CA: University of California Press, 1999. — Vol. Volume V: Africa from the Sixteenth to the Eighteenth Century. — P. 89–103. — ISBN 978-0-520-06700-4 .
  • Oliver Roland, Atmore Anthony. (англ.) . — Cambridge University, 2001. — ISBN 978-0-521-79024-6 .
  • Pankhurst Richard. The Ethiopian Borderlands: Essays in Regional History from Ancient Times to the End of the 18th Century (англ.) . — Red Sea, 1997. — ISBN 0932415199 .
  • Russegger Joseph. (англ.) . — Schweizerbart'sche Verlagshandlung, 1844. — Vol. 2, Part 2.
  • Wolbert Smidt. // Encyclopedia Aethiopica (англ.) . — Harrassowitz, 2010. — Vol. 4. — P. 665–667. — ISBN 9783447062466 .
  • Spaulding Jay. The Heroic Age in Sennar (англ.) . — Red Sea, 1985. — ISBN 978-1569022603 .
  • Spaulding Jay. Early Kordofan // Kordofan Invaded: Peripheral Incorporation in Islamic Africa (англ.) / под ред. Endre Stiansen and Michael Kevane. — Brill, 1998. — P. 46–59. — ISBN 978-9004110496 .
  • Spaulding Jay, Muhammad Ibrahim Abu Salim. Early Kordofan // Public Documents from Sinnar (англ.) . — Michigan State University, 1989. — ISBN 978-0870132806 .
  • Werner Roland. Das Christentum in Nubien. Geschichte und Gestalt einer afrikanischen Kirche ["Christianity in Nubia. History and shape of an African church"] (нем.) . — Lit, 2013. — ISBN 978-3-643-12196-7 .
  • Zurawski Bogdan. (англ.) . — Lit, 2012.
  • Zurawski Bogdan. Kings and Pilgrims. St. Raphael Church II at Banganarti, mid-eleventh to mid-eighteenth century (англ.) . — IKSiO, 2014. — ISBN 978-83-7543-371-5 .

Журналы

  • Chataway, J. D. P. (1930). (PDF) . Sudan Notes and Records . 13 : 247—258.
  • Crowfoot, J. W. (1918). (PDF) . Sudan Notes and Records . 1 : 55—56, 216.
  • Grajetzki, Wolfram (2009). (PDF) . Internet-Beiträge zur Ägyptologie und Sudanarchäologie . X .
  • Ménage, V. L. (1988). . Annales Islamoloiques . Institut français d'archéologie orientale du Caire. 24 : 137—153.
  • Nassr, Ahmed Hamid (2016). . Sudan & Nubia . The Sudan Archaeological Research Society. 20 : 146—152.
  • Peacock, A.C.S. (2012). . Bulletin of the School of Oriental and African Studies . University of London. 75 (1): 87—111. doi : .
  • Spaulding, Jay (1972). . The Journal of African History . 13 (1): 39—53. doi : . ISSN .
  • Spaulding, Jay (1974). (PDF) . Meroitic Newsletter . 15 : 12—30. ISSN .
  • Spaulding, Jay (2006). "Pastoralism, Slavery, Commerce, Culture and the Fate of the Nubians of Northern and Central Kordofan Under Dar Fur Rule, ca. 1750-ca. 1850". The International Journal of African Historical Studies . Boston University African Studies Center. 39 (3). ISSN .

Дополнительная литература

  • Robinson, Arthur E. (1931). "Some Notes on the Regalia of the Fung Sultans of Sennar". Journal of the Royal African Society (30): 361—376. JSTOR .
  • Lobban, Richard A. (1983). . The International Journal of African Historical Studies . 16 (2): 231—262. doi : . JSTOR .
  • Pankhurst, Richard (1975). "Ethiopia's economic and cultural ties with the Sudan from the middle ages to the mid-nineteenth century". Sudan Notes and Records . University of Khartoum. 56 : 53—94. ISSN .
  • Spaulding Jay. The Art of the Memory and Chancery in Sinnar // A Companion to African History (англ.) / под ред. William H. Worger, Charles Ambler, Nwando Achebe. — Khartoum: Wiley-Blackwell, 2018. — P. 421–430. — ISBN 978-1-119-06350-6 .

Ссылки

.

Источник —

Same as Сеннар (султанат)