Кузнецов, Анатолий Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Влади́мирович Кузнецо́в ( 21 июля 1938 , Ленинград — 14 марта 2005 , Москва ) — советский , затем российский журналист , теле- и радиоведущий. Доцент , заведующий кафедрой телевидения и радио факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова .
Родился 21 июля 1938 года в Ленинграде. Мать — Нина Ивановна, геолог. Отец — Владимир Евгеньевич, инженер-связист.
В 1941 году отец ушёл на фронт, а семья, не успев выехать в эвакуацию, осталась в блокадном городе. В конце сороковых годов семья выезжает в Куйбышев (ныне Самара ) на строительство ГЭС . Георгий окончил школу и начал работать в Жигулёвске . Первая рабочая должность — собкор областного радио на Куйбышевгидрострое . Одновременно сотрудничал со Всесоюзным радио и учился на заочном отделении журфака МГУ имени М. В. Ломоносова .
С 1958 года работал корреспондентом Куйбышевского радио, затем — местного телевидения.
В 1967 году по окончании поступил в аспирантуру факультета журналистики МГУ , стал вести различные телепередачи в Москве. Кузнецов вёл на Центральном телевидении программу «Эстафета новостей», был ведущим первого прямого репортажа с Останкинской башни с прямой трансляцией на Францию 7 мая 1967 года, программу «Пресс-центр» на четвёртом канале, входил в число авторов широко известной многосерийноной эпопеи « Наша биография » .
С 1970-го по 1980 год, затем с 1982-го по 1983 год и с 1986-го по 2005 год преподавал на факультете журналистики Московского университета .
В 1971 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук .
В 1983 году Г. В. Кузнецов параллельно преподаванию начал работать в Главной редакции пропаганды Центрального телевидения , стал ведущим популярной программы «Добрый вечер, Москва!». В феврале 1990 года по личному распоряжению первого секретаря Московского горкома партии Юрия Прокофьева Георгий Владимирович был отстранен от ведения прямого эфира за призыв к демонстрации демократических сил. С 1991 года Г. В. Кузнецов вел на Первом канале программу «Киноправда?!», а в 1995 — предвыборные дебаты .
В 1990 году стал доцентом, в 1991 году возглавил кафедру телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова . Среди его учеников ведущие тележурналисты России, Германии и США. Автор книг, посвящённых специфике работы телевизионного журналиста, техническим приёмам, используемым в телевизионном документальным кино .
Скоропостижно скончался на 67-м году жизни 14 марта 2005 года в Москве . Похоронен на Троекуровском кладбище столицы .
Первая жена — Майя Александровна Кузнецова (урождённая Тарасова), дочь Ирина. Впоследствии брак с Ириной Евгеньевной Петровской , дочь Маша.
Автор более 100 научных работ, в том числе научных и научно-популярных статей, публикаций и монографий .
В последних трудах Г. В. Кузнецов призывал к объединению традиций советского телевидения с современным: «Из прошлого опыта ветераны ТВ считают наиболее ценной атмосферу творчества, свойственную первым десятилетиям ТВ, в противовес нынешнему облегченному, „конвейерному“ производству программ; они мечтают о том времени, когда телевизионная речь — речь дикторов, ведущих, репортеров — снова станет эталоном русской речи для всего населения страны. Старые телефильмы также, по мнению ветеранов, могут служить образцами как по драматургии, операторской и режиссёрской работе, так и по гуманизму идей. Былые „Бенефисы“ намного выше нынешней телевизионной эстрады. Театральные телепостановки А. Эфроса и других режиссёров остаются недосягаемой классикой. Главный вывод: надо преодолеть противоестественный разрыв поколений работников ТВ, сочетая энергию молодых с опытом мастеров» .
Кузнецов сетовал на снижение качества телевизионных программ, объясняя это необразованностью новых деятелей телевидения: « Евгений Киселёв считает, что еженедельную информационно-аналитическую программу придумал он. Он же не учился на журфаке и не знает, что в 1960-е годы была „Эстафета новостей“, а эта программа, в свою очередь, была подсмотрена за границей, и что еженедельное информационно-аналитическое обозрение так же естественно, как движение светил, потому что в конце недели человеку надо выдохнуть воздух, оглянуться и посмотреть, что было в течение недели. Точно так же для себя открывают „новые“ жанры на региональных студиях и говорят: „Вот мы такое придумали“. Типов передач не так уж много, и то, что мы их систематизируем, раскладываем по полочкам — это, по-моему, очень полезное дело. Так что осмысление практики очень важно и нужно, хотя бы для того, чтобы всякий новый приходящий на телевидение человек не изобретал велосипед» .
Лауреат премии журналистов России «За журналистское мастерство».
«Георгий был замечательным журналистом, отстаивающим демократические ценности, очень честным, принципиальным, смелым. Я помню, как мы вместе проводили конкурс школьников, которые хотели поступить на наш факультет, и он живо интересовался тем, о чём думают ребята. Из того набора выросли очень толковые журналисты. Он вел прекрасные доперестроечные передачи о кино, и при этом был блестящим организатором учебного процесса, умел сочетать журналистский профессионализм с талантом педагога». Я.Н. Засурский , декан факультета журналистики МГУ .
«Все или почти все современные исследователи телевидения, советские и „постсоветские“ ученые прошли сквозь огонь, воду и медные трубы практической работы на телевидении. Одни уходили оттуда в науку по доброй воле, другие — по „доброй воле“ тогдашнего руководства. И лишь немногие сохраняли и приобретенный опыт создания телепередач своими руками, и поиск закономерностей развития самого молодого СМИ. В этих редких случаях сплав личного практического опыта и теоретических исследований рождал у такого человека удивительную способность растить новые поколения профессионалов, обучать и воспитывать: тележурналистов. Именно таким человеком с уникальной судьбой предстает кандидат филологических наук, доцент Георгий Владимирович Кузнецов». , медиакритик
У Георгия Владимировича было необыкновенное чутье на талантливых и порядочных людей! Бесконечно благодарен ему за поддержку! Виктор Елманов, автор документальных фильмов
Примечания