Interested Article - Халонен, Пекка

Пе́кка Ха́лонен ( фин. Pekka Halonen , 23 сентября 1865 , Лапинлахти , Куопиоская губерния 1 декабря 1933 , Туусула ) — финский художник, профессор. Наиболее известен своими зимними пейзажами, портретами и жанровыми сценками.

Биография

Детство и юность

Пекка Халонен родился в общине Лапинлахти , в Восточной Финляндии, недалеко от Куопио , в небогатой семье. Его отец Олли Халонен был земледельцем и ремесленником, по совместительству выполнявшим декоративные работы в церквях и оформлявшим надгробия на кладбищах. Мать Вильхельмиина в молодости играла на скрипке и кантеле. Игре на последнем инструменте Пекка научился именно у матери. Фамилия Халонен стала довольно известной также благодаря двоюродным братьям художника, известным скульпторам Эмилю и . В 1885 году Халонен поступил в педагогический институт — «семинарию Ювяскюля». Будучи недовольным строгими правилами института, он прервал обучение и отправился в Хельсинки, где проживал его знакомый — архитектор Йозеф Стенбек . Халонен твердо решил стать художником, и вся осень ушла на подготовку к поступлению в художественную школу. Время от времени он подрабатывал на стройке и выполнял работу декоратора. В 1886 году он поступил на весенний семестр в школу рисования Финского художественного общества, которая с 1888 года располагалась в только что построенном здании музея «Атенеум» . Халонен стал одним из первых студентов «Атенеума». В то время обучение в художественной школе велось на шведском языке. Несмотря на то что летом Халонен подрабатывал, его доходов не хватало на полноценную учёбу, в связи с чем он был вынужден запросить в своем родном городе свидетельство о бедности, чтобы продолжить курс. Халонен окончил школу рисования в 1890 году с отличными оценками и стипендией в размере 200 марок. Лето 1890 года Халонен провел дома, где написал картину «Сосновый мыс» ( фин. Honkaniemi ) . Также он брал частные уроки французского языка.

Учеба в Париже

Осенью 1890 года Халонен отправился на учёбу в Париж, в Академию Жюлиана . На лето 1891 года Халонен приехал в Финляндию, где и написал свою первую известную работу «Косари» ( Niittomiehet ). Осенью картина была выставлена на первой персональной выставке Халонена. На картине изображен брат художника Антти. Зимой Халонен продолжил обучение в Париже и весной 1892 вернулся в Финляндию, где и познакомился со своей будущей женой Майей Мякинен (род. 1.1.1873). Родителям невесты Халонен не понравился, и, разочарованный тем, что не произвел на них должного впечатления, он отправляется в Рускеалу под Сортавалой . Там он пишет такие картины, как «Оийюстие» ( Oijustie ) и «Кантелист» ( Kanteleensoittaja ). В этом же 1892 году он становится членом Финского художественного общества. Весной 1893 в Лапинлахти Халонен пишет картину «У костра» ( Tukkinuotiolla ), на которой изобразил своего отца. В этот год Халонен получил от государства денежное пособие в размере 3000 марок, которые по тем временам были очень большой денежной суммой, и отправился со своим другом художником Вяйно Бломстедом в Париж продолжать обучение, на этот раз в Академии Коларосси . Учеба в Академии Коларосси длилась недолго, так как Халонен и Бломстед перевелись в ученики к только что приехавшему с Таити французскому художнику Полю Гогену . Будучи учеником Гогена, Халонен узнал о символизме и синтетизме, знакомство с которыми, однако, не привели его к отказу от реалистической манеры. В это же время Халонен увлекся японским искусством и даже приобрел для себя несколько гравюр на дереве. Также заинтересовался теософией и начал подумывать о первых запрестольных образах.

Возвращение в Финляндию

В июле Халонен вернулся в Финляндию и в следующем 1895 году женился на Майе Мякинен. В семье родилось восемь детей: Юрье, Анни, Эркки, Антти, Марья, Элина, Сакари и Кайя. Супруги прожили в родной общине Халонена в местечке Аккалансаари всего несколько недель, так как отношения художника с жителями общины сильно изменились после воспроизведенного им наброска запрестольного образа для местной церкви. Жители общины не считали Халонена настоящим художником, а выплаченное государством денежное пособие вызывало у многих зависть и возмущение. Все это привело к тому, что Халонен принял решение уехать из родной общины. Будучи летом в общине Палтамо, супружеская пара знакомится с писателем и поэтом Эйно Лейно . В Палтамо Халонен пишет картину «Девицы у реки» ( Neiet niemien nenissä ). Полотно иллюстрирует отрывок из сороковой руны финского эпоса «Калевала» . По словам самого Халонена, на создание этого полотна его вдохновило хоровое сочинение Яна Сибелиуса «Путешествие Вяйнямейнена по реке» ( Väinämöisen venematka ). Картина также выставлялась в 1900 году на всемирной выставке в Париже.

Туусула

Могила Халонена в Туусуле

Супружеская пара переезжает в Туусулу, где Халонен в конце мая 1899 года выкупает земельный участок для постройки дома и студии. Там же Халонен создает картины «Вечерняя заря зимой» ( Talvinen iltarusko ), «Воз сена» ( Heinäkuormia ), «Молодые сосенки под снегом» ( Lumisia männyntaimia ). В 1899 году заканчивает запрестольный образ «Распятый на кресте» ( Ristiinnaulittu ) в церкви города Миккели . В 1902 году в Туусуле были построены дом и студия, а Халонен стал одним из членов Общества художников Туусуланъярви. В 1925 году Халонен заканчивает работу над картиной «Лесосплав» ( Tukinuitto ), которая была заказана Государственным советом Финляндии для Дворца Лиги Наций в Женеве. В этом же году Халонену присваивается звание профессора. Пекка Халонен умер 1 декабря 1933 в своем доме в Туусуле.

Творчество

В основном Халонен работал в пейзажном жанре и в жанровой живописи. В начале 1900-х годов Халонен стал прибегать к колористическим экспериментам и искать новые способы изображения. В 1915—1916 годах общий колорит его работ утратил былую яркость, а сам художник вернулся к традиционным пейзажам. Халонен, в отличие от многих других художников-пейзажистов, работал быстро, часто даже без набросков, и придавал полотну законченный вид уже на пленэре , сводя к минимуму роль работы в студии. Целью художника являлось не скрупулезное воспроизведение наблюдаемой картины, а создание гармоничной и взвешенной композиции. В работах Халонена находят отражение мотивы и сюжеты как традиционной финской, так и мировой живописи. Он проявлял особый интерес к работам Жана-Франсуа Милле , мастера изображения крестьянской жизни и природы, а также к произведениям Жюля Бастьен-Лепажа . Вытянутая форма и вертикальная ориентация картин, а также асимметричное построение и орнаментальность говорят о влиянии японизма .

Галерея

Другие известные работы

  • Косари , 1891 (Niittomiehet)
  • Рябина , 1894 (Pihlaja)
  • После урока музыки , 1894 (Soittotunnin jälkeen)
  • Двойной портрет , 1895 (Kaksoismuotokuva)
  • Зимний день , 1895 (Talvipäivä)
  • Девицы у реки , 1895 (Neiet niemien nenissä)
  • Спокойный вечер , 1896 (Iltatunnelma)
  • Против врага , 1896 (Vainolaisia vastaan)
  • Пустошь , 1899 (Erämaa)
  • Вечерняя заря зимой , 1899 (Talvinen iltarusko)
  • У проруби , 1900 (Avannolla)
  • Скрипач , 1901 (Viulunsoittaja)
  • Помидоры , 1913 (Tomaatteja)

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Kuvataiteilijamatrikkeli (фин.)

Литература

  • Säisä, Eino: Haloset. WSOY, 1989. ISBN 951-0-15854-2 .
  • Анна Лисицына. Пекка Халонен — певец финского зимнего пейзажа. Карельский экологический журнал «Зелёный лист», 2013 г., октябрь, № 3. С. 48. Обложка С. 1-4.

Ссылки

Источник —

Same as Халонен, Пекка