Interested Article - Алиевы (Азербайджан)

Семья Алиевых (1929)

Али́евы ( азерб. Əliyevlər ) — правящая президентская династия в Азербайджане , находящаяся у власти в 1969—1982 годах, а затем с 1993 года .

В 2019 году Азербайджан отметил пятидесятилетие династии .

История

Алиевы были выходцами из азербайджанского селения Джомартлу Зангезурского уезда (позже Сисианский район , ныне село Танаат Сюникской области Армении ), но в начале XX века семья уже переехала в Нахичевань . Мать Алирзы Кербалаи Джафара оглы Алиева была родом из селения Уруд (ныне село Воротнаван в Армении ) . Среди членов династии были те, кто носил почётный титул кербалаи , который присваивается в основном мусульманам-шиитам , совершившим паломничество в Кербелу . В одном из интервью Гейдар Алиев, третий президент Азербайджана, сказал: «я по моим корням принадлежу к мусульманской религии. По национальности я азербайджанец, и я горжусь этим» .

В 1967 году Гейдар Алиев был назначен на должность председателя КГБ при Совете Министров Азербайджанской ССР, в том же году ему было присвоено звание генерал-майора. На состоявшемся 14 июня 1969 года Пленуме ЦК КП Азербайджана Гейдар Алиев был избран первым секретарём ЦК КП Азербайджанской ССР , и находился на этой должности до 3 декабря 1982 года . Стать главой уже независимого Азербайджана Гейдару Алиеву вновь удалось 10 октября 1993 года, когда он был избран третьим президентом Азербайджанской Республики , а в 1998 году переизбран, и находился на этой должности до 31 октября 2003 года.

Семья Ильхама Алиева (2018)

После Гейдара Алиева президентское кресло занял его сын, премьер-министр Ильхам Алиев , победивший на президентских выборах 2003 года , а затем на последующих выборах в 2008 , 2013 и 2018 годах, и ставший четвёртым президентом Азербайджана. 21 февраля 2017 года Ильхам Алиев назначил свою жену, Мехрибан Алиеву , первым вице-президентом Азербайджана .

Семейное древо

Жирным выделены президенты Азербайджана
Мир Паша-бек
Кербалаи
Гурбанали
Ибрагим-бек
Сулейманбеков
Кербалаи
Аббасгулу
Мир Али Мир Ашрафи
Мамедкерим
Алиев
Захра
Джаббар Аббасов
Кербалаи
Джафар
Гюльджахан
Мир Джалал
Пашаев

(1908—1978)
Пистаханум
Насир
Имангулиев

(1911—1998)

(1909—1982)
Азиз
(1897—1962)
Лейла
Иззет
(1895—1956)
Алирза
Алиев
Нарынгюль
Хафиз
(1941 г.р.)
Ариф
(1934 г.р.)
Аида
(1939—1992)

(1921—1997)
Гюляра
(1933—1991)
Джамиль
(1946 г.р.)
Зарифа
(1923—1985)
Гейдар
(1923—2003)
Агиль
(1926—2006)
Джалал
(1928—2016)
Рафига
(1932—2017)

(1939—1998)
Гасан
(1907—1993)
Гусейн
(1911—1991)
Араз
Агаларов

(1955 г.р.)
Наргиз
(1962 г.р.)
Мехрибан
(1964 г.р.)
Ильхам
(1961 г.р.)

(1955 г.р.)
Махмуд
Мамедкулиев

(1949 г.р.)
Ильгар

(1969 г.р.)
Расим
(1934—2021)
Эмин
(1979 г.р.)
Лейла
(1985 г.р.)
Арзу
(1989 г.р.)
Самед
Курбанов
(1988 г.р.)

(1997 г.р.)

(1986 г.р.)
Али
(2008 г.р.)
Микаил
(2008 г.р.)
Айдын
(2012 г.р.)
Азиза
(2016 г.р.)

Представители

  • Алирза Кербалаи Джафар оглы Алиев — отец Гейдара Алиева, родоначальника династии. По одним данным был простым рабочим , по другим — банщиком .
  • Иззет Джафаргулу кызы Алиева — мать Гейдара Алиева.

Культ личности Гейдара Алиева

Ещё при жизни отношение к личности Гейдара Алиева стало приобретать черты культа личности . На вопрос журналистов из стран СНГ о культе личности Гейдар Алиев ответил:

Народ меня любит, я ничего не могу с этим поделать. Вот недавно председатель исполкома города Гянджи решил поставить мой памятник перед входом в исполком. Я его вызвал, сказал, что этого делать не надо. Он долго сопротивлялся. Но я ему сказал: «Вот когда я умру, тогда и поставишь. Если сможешь…» .

Как замечает политолог Зафар Гулиев, с приходом к власти в стране в 2003 году Ильхама Алиева, в Азербайджане началось планомерное утверждение культа личности покойного президента, развернулась кампания пересмотра новейшей истории Азербайджана . Ещё в период президентских выборов 2003 года со стороны шейх-уль-ислама и главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде были сделаны спорные заявления. В частности, 31 мая в Губе он заявил, что «у нас есть один Бог, один пророк и один президент, и это Гейдар Алиев» , а спустя два месяца сделал очередное подобное заявление: «Идти против Гейдара Алиева — это значит идти против воли Аллаха , что вызвало возмущение среди верующих .

В указе президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева «Об увековечении памяти общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алирза оглы Алиева» (2004) было заявлено: «Идеология „азербайджанства“ Гейдара Алиева, превратившаяся в идейную основу национальной государственности, определила своё место в современном мире и явилась объединяющим фактором для азербайджанцев, живущих во всём мире» .

«Международная кризисная группа» в своём докладе 2010 года назвала культ личности Гейдара Алиева основой идеологии Азербайджана, состоящей в утверждении, что Гейдар Алиев спас Азербайджан, причём этот культ личности переходит и на его сына Ильхама Алиева . В частности, возвращение Гейдара Алиева к власти в 1993 году, когда в результате мятежа в Гяндже страна оказалась на пороге гражданской войны, был объявлен Днём национального спасения азербайджанского народа . Публицист и прозаик Сеймур Байджан полагает, что попытка обожествления лидера свойственна Азербайджану, как и любой другой диктатуре .

Азербайджанская газета « Азадлыг » отмечает, что перед Европейскими играми в Азербайджане пытались скрыть культ личности Гейдара Алиева от иностранцев. В Баку портреты Гейдара Алиева были демонтированы с центральных улиц и проспектов города .

Примечания

  1. А. Г. Симонян. Бои в Сисиане под руководством Андраника против турок и азербайджанцев (август-сентябрь 1918 г.) // Вестник Ереванского университета /Общ. Науки/. — Ер. , 2005. — № 2 (116) . — С. 36 . Прибыв в Сисианский район, Андраник со своими силами попытался утихомирить разбушевавшихся азербайджанцев. Несмотря на все попытки армянской стороны убедить их подчиниться решениям Центрального национального совета Зангезура и прекратить междоусобную войну, азербайджанцы продолжали свои вражеские действия. В этой ситуации по решению Андраника были захвачены наиболее агрессивные азербайджанские сёла Агуди, Вагуди, Джомартлу , Ортакюз, Аравус, Урут и оттуда изгнаны вооружённые формирования мусаватистов. Этнический состав населения Джомартли зафиксирован в различных статистических материалах, где указывается, что оно населено татарами (то есть азербайджанцами).
    • Кавказский календарь на 1910 год. Часть 1. — Тифлис. — С. 240. Джамартлу, сел. Елисаветп. Зангезурск. 400 жит. 1908 г. Татары.
    • Кавказский календарь на 1912 год. Отдел статистический. — Тифлис. — С. 149. Джамарлу с., Елис., Занг., тр.. 381 жит.
    • Кавказский календарь на 1915 год. Отдел статистический. — Тифлис. — С. 120. Джомартлу с., Елис., Занг., тр.. 405 жит.
    • Памятная книжка Елисаветпольской губернии на 1910 год. Отдел IV. — Елисаветполь. — С. 90. (там указано 292 жителя, все татары-мусульмане — прим.)
  2. Thomas de Waal. . — New York University Press, 2004. — С. , прим. 7. — ISBN 0-8147-1944-9 , 0-8147-1945-7.
  3. Э. Ахундова . Гейдар Алиев. Личность и эпоха. Часть 1. — Баку: Озан, 2007. — С. 19—29.
  4. Гусман М. . — М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2005. — С. 95. — ISBN 5-275-01366-3 .
  5. . Дата обращения: 14 июня 2023. 27 июня 2023 года.
  6. Айтен Алиева (2003-12-19). . Русская служба Би-би-си. из оригинала 26 июля 2022 . Дата обращения: 14 июня 2023 .
  7. . ИА REGNUM. 2011-07-06. из оригинала 29 мая 2020 . Дата обращения: 14 июня 2023 .
  8. Ариф Юнусов . . — Баку: Адильоглы, 2012. — С. 19. — ISBN 978-9953-25-132-6 . 9 марта 2021 года.
  9. . heydar-aliyev-foundation.org. Дата обращения: 1 апреля 2017. 10 августа 2020 года.
  10. от 3 июня 2020 на Wayback Machine . Europe Report N°207 — 3 September 2010. 28 июля 2012 года.
  11. Шахназ Бейляргызы (2010-10-12). . Радио Свобода . из оригинала 24 августа 2011 . Дата обращения: 26 августа 2012 .
  12. // Azadliq, 10 APREL 2015
Источник —

Same as Алиевы (Азербайджан)