Фёдор Ада́мович Корш
(
10
[22] апреля
1852
, урочище
Белый ключ
,
Тифлисская губерния
—
28 октября
1923
,
Москва
) —
российский
антрепренёр
,
драматург
и
переводчик
, адвокат.
Двоюродный брат
Ф. Е. Корша
.
Биография
Происходил из дворян — сын старшего врача при штабе
Кавказского гренадерского полка
. Среднее образование получил, в качестве кавказского стипендиата, в гимназических классах
Лазаревского института восточных языков
(1866—1870). В 1870 году поступил, а 10 июня 1874 года окончил
юридический факультет Императорского Московского университета
со степенью
кандидата права
.
С 3 сентября 1874 года был помощником
присяжного поверенного
у Фёдора Фёдоровича Коврайского. По его свидетельству Корш, несмотря на кратковременность практики, вёл значительное количество уголовных дел, а также занимался под его наблюдением ведением дел гражданских и относительно нравственных качеств известен с отличной стороны. На 5 июня 1875 года Корш проживал в Москве в Хамовнической части во 2-м квартале по
Девичьему полю
, в доме Якунина. В этот день он обратился с просьбой о получении свидетельства на право ходатайства по чужим делам в
и 11 июня 1875 года «помощнику присяжного поверенного
, кандидату прав Ф. А. Коршу выдано из Вологодского Окружного Суда свидетельство на право хождения по чужим делам в Вологодском Окружном Суде». Ходатайствовал в получении этого свидетельства
почётный мировой судья
из
Грязовца
Ф. Г. фон Гилленшмидт
.
С 1 октября 1878 по 1 октября 1881 года Корш состоял присяжным поверенным в округе Московской судебной палаты. Был
товарищем
председателя, затем председателем одного из окружных судов Московской судебной палаты.
Семья
-
Жена: Екатерина Ивановна. Дети: Варвара (2.11.1877—?), Татьяна (10.01.1881—?)
-
Варвара вышла замуж за книгоиздателя
Владимира Михайловича Саблина
. Их дети:
Театр Корша
С детства увлечённый театром, Фёдор Корш, после того как была уничтожена монополия казённых театров, 30 августа
1882 года
основал в Москве
Русский драматический театр
(Театр Корша, Московский частный театр Ф. А. Корша)
, ставший самым крупным и популярным в Москве общедоступным театром и сыгравший за 35-летний период своего существования заметную роль в культурной жизни России. В театре Корша впервые были поставлены пьесы
А. П. Чехова
«Иванов» (
1887
), «Медведь» (
1888
),
Л. Н. Толстого
«Плоды просвещения» (
1894
), «Власть тьмы» (
1895
). Комедийно-фарсовое направление, преобладавшее в репертуаре театра, Корш поддерживал переводной драматургией.
В
1917 году
Корш продал свой театр и уехал на
Кавказ
. Последние дни своей жизни он провёл в подмосковном
Голицыне
. В 1932 году по договоренности с родственниками Корша его дом перешел к Литфонду и стал
Домом творчества писателей Голицыно
.
Сочинения
Для своего театра Ф. А. Корш перевёл с французского и немецкого языков ряд пьес:
-
А. Доде
«Борьба за существование» (совместно с М. В. Аграмовым, 1889);
-
В. Сарду и Э. Моро «Мадам Сан-Жен» (1894);
-
А. Дюма-сына
«Маргарита Готье» (1889);
-
О. Мирбо «Раб наживы» (1903);
-
Р. Ауэрнгеймера «Пылкая страсть» (1905) и других авторов.
Примечания
-
В. А. Нелидов
замечает:
«Корш не был художником в настоящем значении этого слова. Он был дельцом, горячо любившим своё дело. Деловитость его переходила иногда границы. В вопросах жалованья он щедростью не отличался, хотя любил актёра и актёры его любили. „Голуба моя“ (обычное его выражение, так говорил он всегда актёру и так прозвали его самого) уважал и ценил его труд и в обиду актёра не давал»
. См.:
Нелидов В. А.
Театральная Москва. Сорок лет московских театров. —
М.
, 2002. — С. 45.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 28 декабря 2012. Архивировано из
5 марта 2016 года.
Литература
-
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
-
Театр Корша. // Большая советская энциклопедия. —
М.
, 1973. — Т. 13. — С. 225.
-
Двадцатипятилетие Московских присяжных поверенных. Сборник матерьялов, относящихся до сословия присяжных поверенных округа Московской Судебной Палаты с 23 апреля 1866 по 23 апреля 1891 г. Издано по определению Московского Совета Присяжных Поверенных под редакцией члена Совета
А. Е. Носа
. —
М.
, 1891. — С. 3, 15, 82, 94.
-
Корш Ф. А.
Краткий очерк 10-летней деятельности русского драматического театра Корша в Москве. —
М.
, 1892.
-
// Словарь сценических деятелей. —
СПб.
, 1903. — Вып. 10. — С. 13—14.
-
Языков Д. Д.
.
-
Г. Г.
Ф. А. Корш (Беседа [к 35-летию К.]). 30.08. // Вечерние новости. 1917. — № — С. 4.
-
Эрманс В.
Ф. А. Корш. // Зрелища. 1923. — № 61.
-
Остроухов Л.
Корш и его театр. // Мир. — Рига, 1923. — № 2—3.
-
Юрьев Ю. М.
Записки. —
Л.
;
М.
, 1948. — С. 68—71. (
Юрьев Ю. М.
Записки. —
Л.
—
М.
, 1963. — Т. 1. — С. 141—144.)
-
Русская художественная культура конца XIX — начала XX вв. (1908—1917 гг.). —
М.
, 1977. — Кн. 3. — С. 148—152.
-
Гушанская Е. М.
Корш Фёдор Адамович. // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. —
М.
, 1994. — Т. 3. — С. 96.
-
Троицкий Н. А.
Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. — Тула, 2000. — С. 205.
-
Нелидов В. А.
Театральная Москва. Сорок лет московских театров. —
М.
, 2002. — С. 43—46, 227, 246, 317.
-
Сурмачёв О.
Вологодская вешалка для московского театра. // Аргументы и факты Вологда. — 2003. № 5. — С. 9. (вставка в № 11)(1168). — С. 9.
-
Иванов С., Сурмачёв О.
В кружеве событий и лиц. // Российский адвокат. — 2004. — № 6. — С. 14.
-
Сурмачёв О.
Кто он, основатель «Театра Корша»? // Российский адвокат. — 2005. — № 2. — С. 48.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|