Западов, Александр Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников ( 12 сентября 1889 , Коломна — 3 января 1980 , Москва ) — советский российский хоровой дирижёр , хормейстер , педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970), лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Родился в Коломне (ныне Московская область ) в семье мелких ремесленников .
В 1909 году окончил Московскую Народную консерваторию (теорией музыки занимался у Б. Л. Яворского , пением у С. Г. Власова). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС ), где занимался у А. Н. Корещенко и В. С. Калинникова .
С 1909 года работал регентом и преподавал хоровое пение в московских школах. Руководил рабочим хором на фабрике С. В. Морозова в Богородске . После 1917 года работал инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководил рабочими хорами, создал капеллу железнодорожников на станции «Москва-Сортировочная», по направлению Наркомпроса принимал участие в формировании детских колоний на Полтавщине , несколько лет работал педагогом и воспитателем недавних беспризорников. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве ; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах ). В 1923—1928 годах заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа .
В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем при Радиокомитете СССР . На базе этого ансамбля в 1936 году основал и возглавил Государственный хор СССР. В 1937—1941 годах — художественный руководитель Ленинградской государственной академической капеллы . В 1941—1944 годах — заведующий вокальной частью Ансамбля НКВД.
С 1941 года возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (ныне — Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова ) , которым руководил до конца жизни. Гастролировал с хором во многих городах СССР и за рубежом (Бельгия, Венгрия, ГДР, Италия, Норвегия, Румыния, Чехословакия, Швеция, Япония). Свешникову принадлежат хоровые обработки русских народных и других песен .
В 1944 году стал одним из создателей Московского хорового училища (с 1982 — имени А. В. Свешникова), также был его художественным руководителем . Впоследствии на его базе В. С. Поповым была создана Академия хорового искусства (с 2009 — имени В. С. Попова).
С 1944 года преподавал в
Московской консерватории имени П. И. Чайковского
, в период 1944—1948 годов — декан дирижёрско-хорового факультета
; с 1946 — профессор. Назначен ректором Московской консерватории в 1948 году
в ходе
музыкально-идеологического погрома
, взамен обвинённого в «формализме»
В. Я. Шебалина
.
Должность ректора занимал до 1974 года
.
Организатор и председатель (1957—1964) Всероссийского хорового общества . Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).
Автор литературного сочинения «Хоровое пение — искусство истинно народное» (1962), множества статей о музыкальном искусстве.
Член ВКП(б) с 1950 года .
А. В. Свешников скончался 3 января 1980 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9) .
Был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ в его времена отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов, в том числе сочинений М. С. Березовского , Д. С. Бортнянского , М. И. Глинки , М. П. Мусоргского , Н. А. Римского-Корсакова , П. И. Чайковского , С. И. Танеева , С. В. Рахманинова , С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича , Ю. А. Шапорина , В. Я. Шебалина , Г. В. Свиридова , Р. К. Щедрина и др. Концертный репертуар включал сочинения Дж. Перголези , А. Вивальди , И. С. Баха , Г. Ф. Генделя , В. А. Моцарта ( Реквием и др.), Л. ван Бетховена , Дж. Россини , А. Онеггера , Б. Бриттена . Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись « » С. В. Рахманинова , осуществлённая им в 1965 году.