Interested Article - Труфанов, Сергей Михайлович

Серге́й Миха́йлович Труфа́нов (в монашестве Илиодо́р ; 7 [19] октября 1880 , Область Войска Донского , Российская империя 28 января 1952 , Нью-Йорк , США ) — русский иеромонах - черносотенец , протеже Григория Распутина и автор записок о нём; согласно ряду оценок — авантюрист .

Биография

Ранние годы

Родился 7 ( 19 ) октября 1880 года на хуторе Большом (ныне станица Большовская), станицы Мариинской Первого Донского округа Области Войска Донского в семье псаломщика местного храма. Семья была достаточно образованной: Труфановы выписывали журналы, в доме была богатая библиотека .

Неизвестный фотограф. Странник Василий Босоногий , иеромонах Илиодор с сёстрами и прихожанами Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге , 15 мая 1911

В 10 лет Сергей поступил в Новочеркасское духовное училище ; во время учёбы он проживал у дяди и тёти. Затем учился в Новочеркасской духовной семинарии , которую окончил в 1900 году. Обучение продолжил в Санкт-Петербургской духовной академии . Как он писал позднее: «Моя единственная цель при этом состояла в том, чтобы заполнить время до достижения законного возраста для поступления в монастырь». На третьем курсе, 29 ноября 1903 года , состоялось его пострижение в монашество с наречением имени Илиодор ректором академии архиепископом Сергием (Страгородским) . Вскоре после этого познакомился с Григорием Распутиным . Илиодор был также близко знаком с двумя другими «мистическими друзьями» императорской семьи — Митей Козельским и Васей-босоножкой . На целом ряде фотографий (в том числе и на сделанной известным фотографом Карлом Буллой ) он изображён сидящим рядом с ним . В своих воспоминаниях Сергей Труфанов писал, что может написать целую книгу об этих двух персонажах .

Монашество

По окончании академии он был направлен преподавателем в Ярославскую духовную семинарию , где у него сложились хорошие отношения с известным своими правыми убеждениями губернатором А. П. Роговичем .

Увлечение черносотенными идеями привело к конфликту и его решили перевести в Новгородскую семинарию, но он отказался ехать в Новгород и попросился в Почаевскую лавру . Здесь он продолжил активно участвовать в деятельности « Союза русского народа », а также в черносотенной печати — «Почаевском листке», «Вече» и др. Устраивал митинги, на которые сходились значительные толпы народа; вёл крайне резкую агитацию против евреев и инородцев вообще, против интеллигенции, с постоянными призывами к погромам ; постоянно нападал на высших должностных лиц на государственной и на церковной службе. Прибегая к демагогическим приёмам, говорил об интересах страдающего крестьянства, Илиодор приобрёл значительную популярность у населения (в основном крестьянского).

В 1907 году, занимавшему Волынскую кафедру архиепископу Антонию (Храповицкому) , из Петербурга был переслан № 17 «Почаевских известий», вышедший под редакцией Илиодора под общим заголовком «Люди, освобождайтесь от жидов»: обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский указывал: «Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании» . Святейший синод запретил Илиодору литературную деятельность, но, пользуясь покровительством различных влиятельных лиц, он не подчинился этому запрету и остался безнаказанным.

Типичным примером проповеди Илиодора стала неоднократно изданная Почаевской лаврой брошюра «Видение монаха». Главный герой повествования, монах видит в мире людей разделённых на два лагеря (подобно евангельской притче об «овцах» и «козлищах»): справа стоит чёрная сотня, слева — красная. Правые — в основном, народ; но есть и бедно одетые священники, монахи и несколько господ. Слева — студенты, фабричные рабочие и, «особенно выделялись жиды», а также богато одетые священники. По сюжету, большинство левых убивает молния и только покаявшихся прощает спасённый народом государь. Конец видения: смерть монаха, от лица которого шло повествование; его погребают дикие звери, оставляя послание — «могилы моей не ищите». Фактически в лавре издавалась литература, откровенно направленная против высшей церковной иерархии .

Основанный Илиодором Свято-Духов монастырь
Картина « Дни отмщения постигоша нас... покаемся да не истребит нас Господь », 1905—1907 год, предположительно авторство Майков, Аполлон Аполлонович (его изображение присутствует на картине). Государственный музей истории религии . На картине, по-видимому, рукой автора надписано: «Ныне по примеру ангелов защищают Царскую власть от бесов главные учредители Союза Русского Народа: 1 — игумен Арсений ; 2 — протоиерей Иоанн ; 3 — А. Дубровин ; 4 — ; 5 — В. Пуришкевич ; 6 — Н. Ознобишин ; 7 — В. Грингмут ; 8 — князь Щербатов ; 9 — П. Булацель ; 10 — Р. Трегубов ; 11 — ; 12 — Н. Большаков ; 13 — о. Илиодор. В священных книгах сказано, что когда люди уклонялись в идолопоклонство, Бог истреблял их».

С помощью Распутина Илиодор нашёл покровителей в государственных сферах, но тут же начал сам бороться с влиянием Распутина. В 1908 году он, однако, был переведён в Саратовскую епархию — в Царицын , где получил ничтожный по значению приход. Здесь деятельность его, под покровительством саратовского епископа Гермогена , развернулась ещё шире. С 1 марта 1908 года он стал заведовать в Царицыне архиерейским подворьем, который вскоре превратился в мужской Свято-Духов монастырь . Проповеди Илиодора постепенно привлекли толпы богомольцев, которые бесплатно трудились на обитель. Во дворе монастыря были сделаны подземные катакомбы, связанные подземными ходами с храмом и другими зданиями. Подземелья обкладывались кирпичом, перекрывались сводами. Планы их держались в секрете. Создавался монастырь-крепость с идеей «осаждённой крепости», противостоящей «погибающему миру».

Илиодор резко нападал на местную администрацию, в частности — на саратовского губернатора графа Татищева , которого призывал «выпороть на царской конюшне». Занимался исцелением больных и изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол святого и чудотворца. Когда в 1909 году Синод запретил Илиодора к служению, тот назвал распоряжение Синода «безблагодатным и беззаконным» и продолжал служить. Синод постановил перевести Илиодора в Минск , но Илиодор не поехал и через Распутина добился встречи с императрицей Александрой Фёдоровной и отмены постановления.

В ноябре 1909 года Илиодор организовал в Царицыне торжественный прием для Распутина, затем совершил вместе с ним путешествие на его родину — в село Покровское Тобольской губернии . Во время пребывания в доме Распутина получил от него некоторые письма от членов императорской семьи, которые впоследствии опубликовал.

Илиодор ругал мусульман и лютеран, интеллигентов и купцов, журналистов и драматургов, при этом употреблял, прикрываясь юродством , ненормативную лексику , например, в телеграмме к московской городской думе по поводу её решения о покупке (для создания музея писателя) дома Л. Н. Толстого , которого клеймил как «великого духовного разбойника и богохульника» и «яснополянского беса» .

В 1910 году Илиодор за оскорбление полиции был приговорён судом к месячному аресту, но это постановление в исполнение не было приведено. В январе 1911 года состоялось постановление Синода о переводе Илиодора в один из монастырей Тульской епархии . После двухдневного шумного протеста Илиодор подчинился постановлению Синода и выехал из Царицына, оставив около 500 000 руб. долга, сделанного им для постройки нового храма и других монастырских нужд. Через месяц Илиодор бежал из новосильского монастыря, вернулся в Царицын и возобновил свою деятельность; 21 мая имел встречу с императором Николаем II . Убийство премьер-министра П. А. Столыпина в сентябре 1911 года Илиодор воспринял положительно. Он писал: «Я не знаю, искренно плакала Россия или притворно, но только случилось так, как всегда бывает в таких случаях. Сначала отслужили панихиду о Столыпине близкие ему лица, а потом за ними, как скоты, потянулись все православные русские люди».

С 9 по 27 июля 1911 года он организовал многолюдное паломничество своих приверженцев из Царицына в Свято-Успенскую Саровскую пустынь , маршрут которого проходил по нескольким поволжским городам. Денежная помощь Илиодору в организации паломничества (в размере трёх тысяч рублей) была оказана через Распутина, по его же просьбе, лично императрицей . Это путешествие сопровождалось многими случаями хулиганства со стороны паломников .

По заявлению самого Илиодора, посетившего два раза Казань , основной причиной предпринятых им в 1911 году частых поездок по России являлись поиски похищенной (за 7 лет до этого) чудотворной Казанской иконы Божией Матери . На пути следования паломников Илиодором неоднократно делались громкие политические заявления, возникали конфликтные ситуации, что привлекало к «илиодоровцам» пристальное внимание прессы .

Конфликт с Распутиным и извержение из сана

Илиодор читает народу благодарственную телеграмму Николаю II
Автограф 17 января 1913 года

На квартире епископа Гермогена (Долганёва) 16 декабря Илиодор, юродивый Митя Козельский , писатель Иван Родионов и другие потребовали от Распутина порвать связи с царской семьёй и покаяться в грехах . Этот выпад стоил Илиодору поддержки Распутина. В своём противостоянии с Синодом Илиодор остался без поддержки высокопоставленных столичных кругов.

В январе 1912 года было приведено в исполнение постановление Синода о заточении Илиодора во Флорищеву пустынь Владимирской епархии . Некоторое время посопротивлявшись, он был вынужден отправиться в ссылку под жандармским конвоем. Из пустыни он осыпал императора и Синод разоблачительными письмами, раздавал интервью газетчикам. 8 мая Илиодор подал в Синод прошение о снятии сана, а в послании к почитателям заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев, отрекается от веры в православную церковь. После полугода «увещеваний» решением Святейшего синода в декабре 1912 года был расстрижен и освобождён из монастыря.

Полтора года прожил у себя на родине (хутор Большой) под строгим полицейским надзором, где вокруг него стали снова собираться поклонники (община «Новая Галилея»). По утверждению некоторых авторов, был причастен к организации неудавшегося покушения на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева . По наущению Распутина арестован 26 января 1914 года и обвинён в «кощунстве, богохульстве, оскорблении его величества и образовании преступного сообщества» . Опасаясь уголовного преследования, Илиодор 19 июля 1914 года бежал за границу через Финляндию . Выпустил разоблачительную книгу «Святой чёрт (записки о Распутине)». В июне 1916 года переехал в США.

В 1917 году книга Труфанова «Святой чёрт» о Григории Распутине была издана в России . По утверждению белоэмигрантов-монархистов, проверка содержания книги в Чрезвычайной следственной комиссии показала, что она была наполнена вымыслом: множество телеграмм, приводившихся Труфановым, никогда в действительности посланы не были . Вместе с тем в показаниях Анны Вырубовой , Степана Белецкого , переписке самой царицы с Распутиным однозначно признаётся наличие реальных писем и попадание их к Илиодору .

После революции

В 1917 году Труфанов участвовал в левом движении, после Октябрьской революции даже предлагал свои услуги большевикам . По личному предложению Дзержинского начал служить в ЧК , где выполнял «самые деликатные поручения» . В 1917 году снялся ( камео ) в первом фильме о революции в России — « Падение Романовых » .

С 1918 по 1922 год жил в Царицыне, где в апреле 1921 года создал секту «Вечного мира». Тогда же объявил себя «епископом Царицынским и Патриархом всея Южныя России». Активно использовался органами ВЧК-ОГПУ для раскола Царицынской епархии .

Сергей Труфанов с семьёй, 1922 год

В мае 1922 года эмигрировал в Германию, а затем в США , где публиковал свои записки о Распутине. Работал швейцаром в небольшой гостинице. В конце 1924 года обратился в обновленческий Синод с покаянием и просьбой о принятии в общение. Был принят в общение как мирянин с возможностью последующего восстановления в священном сане .

Известно, что 25 июня 1933 года иеромонах-расстрига выступил в Нью-Йорке в зале, называемом «Просвещение». В газете «Россия» отмечалось, что его доклад был остроумным, он подверг убийственной критике миссию архиепископа Вениамина (Федченкова) , поднял русский национальный флаг, провозгласил: «Отечество в опасности!» Тем не менее архиепископ Вениамин добился в 1934 году снятия запрещения с Илиодора и восстановления его в сане иеромонаха, а также назначил секретарём своего епархиального управления, рассказывал всем о его «огромной душевной силе» и предоставил ему возможность защищать московскую патриархию в печати. Но Труфанов не оправдал надежд экзарха, создал собственную Российскую Народную Универсально-Христианскую Церковь, а себя объявил патриархом в изгнании .

Скончался 28 января 1952 года от болезни сердца . Сын его Сергей по ночам работал в отеле «Нью-Йоркер», застрелен в апреле 1942 года неизвестным бандитом в греческом ресторане .

Примечания

  1. . Дата обращения: 17 марта 2016. 25 марта 2016 года.
  2. . Дата обращения: 19 мая 2011. 12 октября 2012 года.
  3. Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано из 20 декабря 2016 года.
  4. Лавринов Валерий, протоиерей Обновленческий раскол в портретах его деятелей. Материалы по истории Церкви. Книга 54. — М. , 2016. — С. 257.
  5. Иванов С. М., Супрун В. И. от 17 марта 2016 на Wayback Machine на сайте «Волгоград православный»
  6. , с. 96—97.
  7. Панин А. Н. Странник Василий Босоногий // Нижегородская старина : Журнал. — 2014. — № 39—40 . — С. 133 .
  8. Труфанов С. М. Святой чёрт (Записки о Распутине). — М. : Directmedia, 2016. — С. 129. — 242 с. — ISBN 978-5-4475-8343-9 .
  9. , с. 106—107.
  10. , с. 103—104.
  11. Бывший иеромонах Илиодор. Святой черт // Житие блудного старца Гришки Распутина. — М. , 1991. — С. 63.
  12. Рассулин Ю. от 21 октября 2018 на Wayback Machine
  13. , с. 105.
  14. Седова Я. А. . — Москва : Алгоритм, 2018. — Т. 2 — 1096 с. — С. 1037—1038.
  15. . Дата обращения: 29 апреля 2020. 21 октября 2018 года.
  16. Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911—1914 гг. — М.: Наука, 1988. — С. 34.
  17. Седова Я. А. — Москва : Алгоритм, 2018. — Т. 2 — 1096 с. — С. 1038.
  18. Радзинский Э. от 21 октября 2018 на Wayback Machine
  19. . hrono.ru. Дата обращения: 19 мая 2011. 12 октября 2012 года.
  20. Бывший иеромонах Илиодор. Святой черт // Житие блудного старца Гришки Распутина. — М., 1991. — С. 195.
  21. от 4 марта 2016 на Wayback Machine / Бывш. иер. Илиодор (Сергей Труфанов) с предисл. С. П. Мельгунова. — 2-е изд. — М.: Тип. Т-ва Рябушинских, 1917. — XV, 187, [1] с.
  22. Романов А. Ф. Император Николай II и Его Правительство (по данным Чрезвычайной Следственной Комиссии). // Русская летопись. — Кн. 2. — Париж, 1922. — С. 20.
  23. Варламов А. от 3 декабря 2007 на Wayback Machine .
  24. Боханов А. Н. Правда о Григории Распутине. — М.: Русский издательский центр, 2011. — 608 с., ил. ISBN 5-4249-0002-0
  25. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  26. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. Материалы по истории Церкви. Книга 54. М. 2016. стр. 258
  27. Андрей Кострюков, от 23 мая 2018 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С.46-58
  28. . Дата обращения: 19 апреля 2011. Архивировано из 21 июля 2013 года.
  29. Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 : в 6 т. / Российская гос. б-ка. Отд. лит. рус. зарубежья; сост. В. Н. Чумаков. — М. : Пашков дом, 2006. — Т. 6. Кн. 2. : Л—М. ISBN 5-7510-0278-4 . — С. 483.

Литература

  • . — New York : Century, 1918.
  • Сергей Иванов, Василий Супрун Православие на волгоградской земле: епархии и епископы. — Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2002. — Ч. 2. — 134 с.
  • Булюлина Е. В., Гарскова И. В. // Отечественные архивы . — 2005. — № 4 . — С. 115—119 .
  • Хижий, Максим, протоиерей. // Альфа и Омега . — М. , 2006. — № 2 (46) . — С. 96—110 . — ISSN .
  • Мраморнов А. И. Иеромонах Илиодор (С. М. Труфанов) в историографии // Вестник Тверского государственного университета. Серия история. Вып. 2. 2008. — № 19 (79). — С. 113—125.
  • «Илиодоровское движение» в Царицыне и органы ВЧК (1918—1922 гг.) // Государство, общество, архивы в истории России. — СПб. Лики России: 2009. — С. 135—157
  • Крапивин М. Ю. Деятельность С. М. Труфанова (бывшего иеромонаха Илиодора) в Советской России (1918—1922 гг.) в связи с формированием государственной политики в отношении православной Церкви // Вестник церковной истории . — 2011. — № 3—4 . — С. 137—159 .
  • Крапивин М. Ю. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2018. — № 6 .
  • Седова Я. А. — М.: Родина, 2022. — 694 с. — ISBN 978-5-00180-458-1
  • Седова Я. А. — М.: Родина, 2022. — 776 с. — ISBN 978-5-00180-459-8

Ссылки

  • Алексей Варламов Илиодор. Исторический очерк: ; ; ; ; // Литературоно-философский журнал «Топос»
Источник —

Same as Труфанов, Сергей Михайлович