Interested Article - Театральный институт имени Бориса Щукина

Театральный институт имени Бори́са Щу́кина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова высшее учебное заведение в Москве , готовящее специалистов по актёрскому искусству (специализации «Актёр драматического театра и кино», «Актёр музыкального театра») и режиссуре театра (специализация «Режиссёр драмы»), магистров по направлению «Театральное искусство» и кадры высшей квалификации по направлению методология и технология профессионального образования «Театральная педагогика» (аспирантура).

Главное здание и учебный театр ( Большой Николопесковский пер. , д. 12А)

История

К моменту встречи в декабре 1913 года со студентами московских вузов, образовавшими любительский театральный кружок («Студенческую студию»), Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922) был сотрудником МХТ , студийцем Первой студии МХТ и им уже было написано знаменитое: «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим. Руководитель — всё. Проверить систему Станиславского на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить, или убрать ложь» . Принимая приглашение любителей, главную свою задачу он видел в распространении системы Станиславского, оставляя за собой право на собственный поиск.

26 марта 1914 года в помещении Охотничьего клуба состоялся спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Б. К. Зайцева . После громкого провала Е. Б. Вахтангов , считавший, что артиста нужно не столько учить, сколько воспитывать, предложил начать изучение системы Станиславского постепенно.

23 октября 1914 года состоялось первое занятие (лекция) Е. Б. Вахтангова в студии. Этот день и считается днём рождения института.

Свой следующий спектакль, «Чудо святого Антония» по пьесе М. Метерлинка , студия, в разное время называвшаяся по-разному — «Студенческая», «Мансуровская» (по местонахождению в Мансуровском переулке ), «Студия Е. Б. Вахтангова» — сыграла только 15 сентября 1918 года, когда сформировалась студийная этика, были освоены элементы школы, сложился сильный — и не любительский, а уже вполне профессиональный [ источник не указан 1210 дней ] — коллектив.

В 1920 году, понимая, что он тяжело болен, и желая спасти студию, Е. Б. Вахтангов попросил своих учителей включить её в число студий МХТ. Так она стала 3-й студией МХТ, открывшейся в 1921 году новой редакцией спектакля «Чудо святого Антония». Новый адрес студии — Арбат , дом 26 — маленький полуразрушенный особняк, который студийцы [ стиль ] своими силами превратили в театр. Е. Б. Вахтангов успел поставить здесь сказку К. Гоцци « Принцесса Турандот », спектакль, в котором наиболее ярко выразилось то творческое направление, которое он сам назвал «фантастическим реализмом».

29 мая 1922 года Евгений Багратионович умер. С первой встречи со студийцами [ стиль ] в декабре 1913 года не прошло и десяти лет, но за это время Вахтангову удалось заложить основы школы и театра, которые живы и сейчас [ источник не указан 1210 дней ] . Его личность, его идеи, его восприятие системы Станиславского и способы воспитания были настолько мощными, что, оставшись одни, студийцы [ стиль ] смогли и сохранить школу, и отстоять её самостоятельность.

В 1925 году руководителем школы стал Борис Евгеньевич Захава (1896—1976).

В 1926 году театр-студия получил статус государственного театра. До 1937 года школа существовала внутри театра. Студенты принимались в школу только в том случае, если у театра была необходимость в новых артистах. Они учились и одновременно играли в спектаклях театра, причём сразу, с самого начала обучения. Их педагогами были прямые ученики Вахтангова: Б. Е. Захава , Б. В. Щукин , В. К. Львова , А. И. Ремизова , Л. М. Шихматов , А. А. Орочко , Ц. Л. Мансурова , Р. Н. Симонов .

В 1937 году школа переехала во вновь построенное здание по адресу: Большой Николопесковский переулок , дом 12а, — и отделилась от театра. Школа существовала на правах техникума, но период обучения уже был четырёхгодичным.

В 1939 году в возрасте сорока пяти лет Борис Васильевич Щукин скоропостижно скончался. В память о нём в том же году училищу присвоено его имя.

В 1945 году училище получило статус вуза.

С 1953 года появились национальные студии — группы студентов из союзных и автономных республик. Национальные коллективы сохраняются в Щукинском институте до сих пор.

В 1959 году создано заочное режиссёрское отделение.

В 1964 году возник Театр на Таганке во главе с Ю. П. Любимовым , выпускником училища, актёром театра имени Е. Вахтангова и педагогом школы имени Щукина.

После смерти Б. Е. Захавы в 1976 году десять лет училищем руководил Г. А. Пелисов, придавший развитию училища новый импульс [ обтекаемое выражение ] .

С 1987 по 2003 год училище возглавлял народный артист СССР , профессор В. А. Этуш (позднее — художественный руководитель училища).

В 2003 году ВТУ имени Б. В. Щукина переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина.

В 2003 года ректором института стал народный артист РФ, профессор Е. В. Князев .

Особенность преподавания

Главными особенностями «щукинской методики» воспитания актёров являются следующие три принципа:

1) «От простого — к сложному!» — элементы актёрского мастерства осваиваются в строгой логической последовательности, заданной ещё Е. Б. Вахтанговым и разработанной Б. Е. Захавой. При этом каждый следующий элемент естественным образом «вбирает в себя» все предыдущие.

2) «Стать другим, оставаясь самим собой!» — один учебный год (второй курс) целиком отдан подходу к сценическому образу. Разделы «Наблюдения», «Профессиональные навыки», «Упражнения на фантазию», «Этюды к образу на литературном материале» и «Педагогические отрывки» помогают ученикам сделать первые шаги к перевоплощению.

3) «Все работают со всеми!» — вахтанговская школа не принимает систему разрозненных творческих мастерских, воспитание будущих актёров осуществляется кафедрально. Начиная с четвёртого семестра (отрывки), с каждым курсом работает вся кафедра мастерства актёра.

Подавляющее большинство педагогов Театрального института имени Бориса Щукина являются его выпускниками — так сохраняется театральная традиция и культура преподавания. Девизом педагогов Вахтанговской школы являются слова Всеволода Мейерхольда: «Школа не должна учить новациям, школа должна учить традициям».

Дополнительное образование

С 2009 года в институте действует отделение дополнительного образования с двухлетним курсом обучения по программе «Мастерство актёра» для лиц с образованием или опытом работы в творческой сфере. Художественными руководителями курсов были: Михаил Семаков, Михаил Малиновский, Валерий Маркин, Людмила Ворошилова, Владимир Сажин, Андрей Левицкий, Елена Одинцова, Юлия Авшарова , Владимир Поглазов .

Среди выпускников — известные актёры, музыканты, ведущие: Наталья Бардо , Алёна Горенко, Сергей Гостюжев, Полина Долиндо, Денис Дорохов, Мария Климова, Мария Кравченко , Виктория Кузьмина, Кирилл Парменов , Наталья Переверзева , Михаил Салин, Светлана Степанковская, Дмитрий Чуриков и др. Не окончила полный курс обучения Софья Ская .

Награды

См. также

Примечания

  1. Вахтангов Е. Б. Документы и свидетельства: в 2 т. Т. 1 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М. : Индрик, 2011. — С. 245. — 520 с. — ISBN 978-5-91674-110-0 .

Литература

  • // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 743. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
  • Вахтанговская школа. Летопись: История в фактах, событиях, документах, воспоминаниях, 1913—2000: В 2 т. М., 2004;
  • «Век почти что прожит…»: История Вахтанговской школы в фотографиях, событиях, наблюдениях, комментариях. 1914—2014: В 2 т. М., 2014.
  • Воспитанники вахтанговской школы: Справочник. 1914—1984. М., 2008;
  • Захава Б. Е. Вахтангов и его студия. 3-е изд. М., 2010;
  • «И снова происходит встреча…»: Сб. статей и воспоминаний о педагогах сценической речи. М., 2010;
  • Этуш В. А. Все, что нажито… М., 2012;

Ссылки

Источник —

Same as Театральный институт имени Бориса Щукина