Interested Article - Биази, Джузеппе

Джузеппе Биази ( итал. Giuseppe Biasi ) — итальянский художник и график , основоположник современного сардинского изобразительного искусства .

Жизнь и творчество

Джузеппе Биази родился 23 октября 1885 года в городе Сассари на Сардинии в семье инженера. Будучи ещё школьником, с 1901 года публикует карикатуры в юмористических листках, издававшихся в Сассари. Профессионального художественного образования Биази не получил, хотя в конце концов это обернулось для него преимуществом: формирование его как художника происходило в сфере иллюстрированных журналов и искусства плаката , а эти жанры в Италии периода смены веков были самыми передовыми. Их простой и ёмкий стиль, выработанный для привлечения внимания спешащего прохожего, намного более современен, чем претенциозная и высокопарная живопись, перегруженная античными аллегориями , которую преподавали в академиях. Именно в сфере рекламной и книжной графики начинают вырабатываться такие приёмы, как двухмерная стилизация, радикальное упрощение образа, выразительная деформация , которыми впоследствии будут пользоваться авангардисты : экспрессионисты , кубисты , футуристы . Биази быстро овладевает этим языком. В декабре 1904 года он уезжает на несколько месяцев в Рим , где состоится дебют молодого художника в общенациональном масштабе. Биази сотрудничает с газетой на французском языке «Италия» и журналом социалистов «Л’аванти делла доменика» ( итал. «L’Avanti della Domenica»). Там, в Риме, Джузеппе Биази формулирует для себя цель: стать «открывателем Сардинии» для сардинцев, а также для всей Италии и для Европы . Весной 1905 года он возвращается в родной город, чтобы учиться на юридическом факультете университета. В октябре того же года в Сассари персональной выставкой цветных карикатур Джузеппе Биази завершается начальный этап его творческого пути.

Крестины на Сардинии, 1912—1915 (фонд Карипло)

В 1906 году Биази начинает сотрудничать с изысканным детским журналом «Иль джорналино делла доменика» ( итал. «Il giornalino della Domenica»), издаваемом во Флоренции , для которого рисуют лучшие иллюстраторы своего времени. Эти годы фундаментальны для понимания Джузеппе Биази. Городской юноша из интеллигентной семьи, получивший образование в итальянской школе, отправляется в творческую экспедицию по сёлам Сардинии, по её центральным горным районам. Его очаровывают экзотическая красота и фантастические костюмы жителей Барбаджи и Теулады . Биази посвящает всю свою жизнь изображению традиций и костюмов Сардинии, и делает это он, как и другие творческие деятели начала двадцатого века, для того, чтобы создать новый образ своей земли, помочь ей освободиться от гнёта многолетнего колониального и полуколониального угнетения. Миф первобытности, мечта о мире, не испорченном цивилизацией и прогрессом, девственном и чистом, богатом жизненными силами, находится в центре его творчества, как, впрочем, и множества других художников той эпохи, от Поля Гогена до Густава Климта , от Пабло Пикассо до немецких экспрессионистов . Но Джузеппе Биази не нужно в поисках первозданного отправляться в дальние страны. В нескольких километрах от родного Сассари, в ближайших деревнях, сохранился народ архаичный, загадочный и торжественный: мужчины простые и серьёзные, как король-пастух, женщины молчаливые и грациозные, движущиеся «походкой совсем не крестьянки» . Что общего имеет этот мир и этот народ с той Сардинией, какой она предстаёт в докладах итальянских парламентских комиссий: несчастным островом, страдающим от малярии, голода, нищеты, бандитов и вендетты, с населением, генетически склонным к правонарушениям? Вообще-то это две стороны одной медали, и великолепие народных костюмов и красота крестьянских праздников не исключают голода и бандитизма. Но Биази показывает только прекрасную сторону жизни крестьян, потому что считает первоочередной необходимостью восстановление гордости и достоинства униженного и безропотного народа . Миф о народе Сардинии как расе, аристократичной от природы, изобретён для того, чтобы мир крестьян и пастухов перестал быть символом отсталости и нищеты и послужил основой нового самосознания.

В 1908 году Биази оканчивает университет и получает диплом юриста. В 1909 году начинается его плодотворное сотрудничество с писательницей из Нуоро Грацией Деледдой , лауреатом Нобелевской премии по литературе 1926 года. Произведения Деледды с иллюстрациями Биази публикуются в журналах «Л’Иллюстрационе итальяна» ( итал. «L’Illustrazione Italiana») и «Ла леттура» ( итал. «La Lettura»). В этом же году впервые его акварель «Крестный ход в Барбадже ди Фонни» участвует в Венецианской биеннале , но не привлекает там особого внимания . Зато появление работ Джузеппе Биази на первой выставке «Романский сецессион» в 1913 году и на Венецианской биеннале в 1914 приносит ему общенациональную славу. В основе этого успеха — отчасти, темы его работ, вызывающие у зрителей ассоциации с романами Грации Деледды, но в первую очередь, очаровывает его стиль: одновременно весёлый и торжественный, наивный и изысканный, ностальгический и ироничный, вычурный и по-детски простой; сухая и элегантная линеарность, свежие и чистые цвета, двумерное пространство, сходное с гобеленом, богатство орнаментов, чаще всего абстрактных. Язык, в котором очевидная декоративность не исключает черт суровых, резких и гротескных, иногда переходящих в деформации в духе экспрессионизма . В 1914 Биази присоединяется к группе художников, издающих журнал «Л’Эроика», поставивших задачу возрождения техники гравюры на дереве . В Сассари вокруг него собирается кружок молодых художников.

В 1915 году Джузеппе Биази призывают на фронт Первой мировой войны , где он почти сразу же получает ранение в ногу, отчего впоследствии прихрамывает. В 1916 Биази переводится в Милан , где становится завсегдатаем интеллектуально-художественных кругов и имеет большой успех. В 1917 он организует Сардинскую выставку в Милане, на которой представлены и работы его молодых друзей из Сассари. Выставка имеет целью сбор средств для детей погибших воинов и проходит с триумфом. В это время меняется тематика и стиль работ Джузеппе Биази: появляются меланхоличные образы Сардинии ночной и безлюдной, нищих бродячих музыкантов, декоративность тонов исчезает. В конце 1910-х — начале 1920-х годов итальянская художественная мода меняется. Возникают направления «Валори пластичи» ( итал. Valori plastici) и, особенно, « Новеченто »( итал. Novecento), выступавшие за суровый классицизм, чистоту пластических форм, отсутствие декоративности, следование великой общеитальянской традиции, а не регионально-фольклорным увлечениям. Интерес публики к творчеству Биази уменьшается. Критики упрекают его в повторяемости, отсутствии новизны . Приход к власти фашистов художник воспринял критически, что стоило ему приглашения на Биеннале 1922 года. Он работает над оформлением виллы Сербеллони в Белладжо ( 1923 ), но в целом испытывает творческий и финансовый кризис.

В начале 1924 года Джузеппе Биази уезжает в путешествие по Северной Африке. В поисках нового стиля и вдохновения он направляется к первоисточникам примитивизма — в Триполитанию , Киренаику , Египет . Он очарован культурой Древнего Египта , интересуется африканским искусством , ритуальными масками, искусством Индии, а также творчеством Матисса , Модильяни , кубизмом и экспрессионизмом . Это — период размышлений, изучения, неистовой работы и непрерывных экспериментов. Биази делает множество рисунков и небольших эскизов темперой — фиксирует идеи и решения, к которым он будет обращаться в последующие годы. В больших картинах острые углы сглаживаются, художник приходит к стилю Ар-деко . В центре его работ — образы обнажённых одалисок и куртизанок: женщина более чем когда-либо становится символом первозданного. Стиль, который выработал Джузеппе Биази в Африке, сух и сжат, цвета скупы и выжжены, свет низок и нереален, как отсветы пожара .

Вернувшись в Италию в 1927 , Биази выставляет на Биеннале 1928 года две большие декоративные картины с обнажёнными, принятые довольно холодно. К тому времени доминирующем стилем в итальянском искусстве стал поддерживаемый правительством классицизм Новеченто , а Биази в него никак не вписывается. Он уезжает на Сардинию, где создаёт «Сардинскую художественную семью» — ассоциацию художников и деятелей культуры, не приемлющих сертификации, проводимой фашистским государством через систему профсоюзов. Эта инициатива сталкивается с противодействием властей, организующих в 1929 году на Сардинии, как и в других регионах, «фашистский профсоюз работников изобразительного искусства», через который отныне происходит организация художественных выставок и отбор работ на них. Тридцатые годы начинаются для Джузеппе Биази с трудностей: его работы на Биеннале 1930 года и Римской Квадриеннале 1931 прошли почти незамеченными, хотя на менее значительной Колониальной выставке в Риме серия картин маслом и линогравюр по африканским впечатлениям имела успех. Художник работает над оформлением виллы «Арджентина» в Виареджо (1930), железнодорожного вокзала в Темпьо (1932). Национальная критика по-прежнему обвиняет его в фольклоризме, декоративизме и отсутствии новизны, хотя тридцатые годы для Джузеппе Биази — это десятилетие поисков стиля и жанра. Реализм крестьянских портретов соседствует с сухой обобщённостью пейзажей, декоративностью работ на африканские темы, орнаментальностью групповых женских изображений и гротескным примитивизмом изображений мужчин . Не получив приглашения на несколько общенациональных выставок, Биази в 1935 году публикует несколько памфлетов, открыто критикующих систему организации государственных художественных выставок. Его поддерживают консервативные круги фашистской Италии, сторонники чистого реализма и противники авангарда в искусстве. С 1936 по 1938 годы с успехом проходят персональные выставки Биази в Кальяри , Милане , Биелле , где представлены новые циклы работ «Певцы» и «Распятия». Помимо живописи, художник выполняет графические циклы цветных и чёрно-белых работ в технике линогравюры и ксилографии .

К началу сороковых годов живописный стиль Джузеппе Биази резко меняется. Художник обращается к реализму фотографическому, немного инертному, в духе правительственных предписаний. Теперь для него мир крестьян — это уже не миф, а хроника сельской жизни. В это время Биази выполняет много коммерческих заказов: эскизы для серии керамических блюд для мастерской Као в Кальяри , мозаики для здания суда в Сассари и для алтаря церкви в посёлке Фертилия . Но денег постоянно не хватает; они утекают сквозь пальцы, тратятся на красивую жизнь, роскошных женщин, легко отдаются в долг . Имея перспективу новых заказов, Биази овладевает техникой фрески . В 1942 году он в поисках контрактов приезжает в Биеллу и остаётся там, когда война прерывает сообщение с Сардинией. Работы Джузеппе Биази пользуются успехом у богатых людей, в военное время вкладывающих деньги в искусство; имеет он и оформительские заказы. В Биелле Биази возвращается к ранее присущему ему романтизму , теперь уже не прикрытому иронией, выражаемому через единение с природой в пейзаже. Творчество этих последних лет пронизано трагическим пессимизмом. С образами Сардинии соседствуют меланхолические пейзажи с горами и полями, натюрморты из нескольких предметов, букеты цветов на чёрном фоне, в которых чувствуется что-то похоронное . Этот пессимизм отражает общее настроение художника в эти годы. В сентябре 1943 года , когда юг Италии был уже в руках англо-американских союзных войск, Джузеппе Биази заявил о поддержке фашистской Итальянской социальной республики . Его германофильство, до тех пор существовавшее только в сфере культуры, приобретает политическую окраску. Впрочем, за этим заявлением никаких реальных действий не последовало. После Освобождения Джузеппе Биази на основании анонимного письма был обвинён в шпионаже в пользу немцев и заключён в тюрьму в посёлке Андорно-Микка , где он и погиб от удара камнем в голову 20 мая 1945 года , когда разъярённая толпа напала на колонну арестантов.

Ссылки на произведения Джузеппе Биази

Литература

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (нидерл.)
  4. , с. 12.
  5. , с. 13.
  6. , с. 7.
  7. , с. 8.
  8. , с. 9.
  9. , с. 29.
  10. , с. 40.
  11. , с. 66.
  12. , с. 80.
  13. , с. 113.
  14. , с. 116.
Источник —

Same as Биази, Джузеппе