Феодор (епископ Владимирский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский ; 21 марта ( 2 апреля ) 1876 , село Макарьевское , Ветлужский уезд , Костромская губерния — 23 октября 1937 , Иваново ) — епископ Русской Православной Церкви , с 1909 года архиепископ Волоколамский , викарий Московской епархии .
Родился в семье протоиерея (всего в семье было девятеро детей). Окончил , Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия . В 1900—1901 годах профессорский стипендиат по кафедре патрологии . В 1903 году получил степень магистра богословия за сочинение «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)» (удостоена Макарьевской премии ).
15 ( 28 ) июня 1900 года принял монашеский постриг с именем Феодор в честь великомученика Феодора Стратилата . Возведён в сан иеродиакона , с 24 июля ( 6 августа ) 1900 года — иеромонах . С 17 ( 30 ) октября 1901 года — преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Калужской духовной семинарии .
С 3 ( 16 ) июля 1902 году — инспектор Казанской духовной семинарии .
С 4 ( 17 ) февраля 1904 году — ректор Тамбовской духовной семинарии в сане архимандрита . Активно боролся с революционным движением, основал и возглавил тамбовский отдел Союза русских людей .
2 ( 15 ) мая 1906 года на него было совершено неудачное покушение одним из семинаристов. Политическая деятельность архимандрита Феодора вызывала противоречивое отношение со стороны клира — часть священников его поддерживали, тогда как пастырский съезд епархии запретил проведение мероприятий Союза в Серафимовском училище, считая, что церковь должна быть вне политики.
С августа 1906 года — ректор Московской духовной семинарии , а с августа 1909 года — ректор Московской духовной академии (до 1917 года), профессор аскетики по кафедре пастырского богословия. Строгий монах-аскет, он проявил себя убеждённым консерватором, стал инициатором увольнения ряда либеральных преподавателей (в том числе И. М. Громогласова и Василия Виноградова ). В своей кадровой политике оказывал явное предпочтение монашеской братии и священнослужителям. После Февральской революции был уволен с поста ректора по требованию либеральных педагогов и значительной части студенчества.
14 ( 27 ) сентября 1909 года в московском храме Христа Спасителя был хиротонисан московским митрополитом Владимиром (Богоявленским ) во епископа Волоколамского , четвёртого (с 1916 года — первый) викарий Московской епархии .
С 1 ( 14 ) мая 1917 года — настоятель Свято-Данилова монастыря в Москве. До середины 1919 года сохранял титул «епископа Волоколамского». В июле 1917 года председатель 2-го Всероссийского съезда представителей от монастырей.
Член Поместного собора Православной российской церкви , заместитель председателя XI и член III отделов.
В 1918 году — руководитель Высшей богословской школы при Даниловом монастыре. В нём жил на покое его друг архимандрит Симеон (Холмогоров) , который был тяжело ранен революционером в 1907 году и с тех пор парализован. Существовала легенда, что он закрыл собой будущего архиепископа Феодора во время нападения на последнего (на самом деле, речь идёт о двух разных покушениях). Владыка Феодор каждый день посещал больного и исполнял малейшее его пожелание.
В августе 1919 года, после гибели архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) , назначен патриархом Тихоном на Пермскую кафедру; назначения не принял, оставшись в Москве.
В ночь с 27 на 28 июня 1920 года был арестован за «агитацию против советской власти». Поводом стало то, что при обыске в Свято-Даниловом монастыре 11 июня 1920 года собралась толпа верующих. Был приговорён к заключению в лагерь «до конца гражданской войны», но 25 октября 1920 года приговор был изменён на пять лет тюрьмы, в связи с чем из внутренней тюрьмы ВЧК на Лубянке был переведён в Таганскую тюрьму , а затем — в Бутырскую . Благодаря ходатайству был досрочно освобождён 18 марта 1922 года. 14 марта 1923 года вновь заключён в тюрьму, откуда освобождён 20 июня 1923 года под подписку о невыезде.
2 ноября 1923 года постановлением Патриарха Тихона и Временного Патриаршего Синода Феодор (Поздеевский) был возведён в сан архиепископа «во внимание к его выдающейся деятельности на пользу святой Православной Церкви» и назначен управляющим Петроградской епархией, которой с сентября 1923 года временно управлял епископ Мануил (Лемешевский) . На обороте этого документа рукой епископа Феодора написано: «Настоящую бумагу получил и прочитал с признательностью к Святейшему Патриарху и ВЦУ, но принять на себя изложенное в ней не могу — епископ Феодор. 21/3 ноября, Данилов монастырь». 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон и постановил: «Преосвященного архиепископа Феодора освободить от управления Петроградской епархией, оставив его управляющим Московским Даниловым монастырём в сане архиепископа» .
Выступал против любых компромиссов с обновленческим движением , вместе с другими консервативными архиереями сыграл значительную роль в том, что церковное руководство заняло однозначно негативную позицию по отношению к обновленцам и отказалось от попыток соглашения с ними. С 16 апреля по октябрь 1924 года в третий раз находился под арестом. На следствии, отвечая на вопрос о политических убеждениях, он сказал: «Смотрю на социалистическую революцию как на средство, полезность её определить затрудняюсь».
Вновь был арестован 9 декабря 1924 года и 19 июня 1925 года приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в городе Аулие-Ата (ныне Джамбул). Был освобождён 4 ноября 1927 года с запретом проживать в шести главных городах страны. С 1928 года жил на поселении в Тургае ( Казахстан ), затем — в Орске Оренбургской области . Полагают, что в это время он присоединился к катакомбной Истинно-Православной церкви .
Возглавлял консервативную « даниловскую » (по названию Данилова монастыря , настоятелем которого он оставался) оппозицию политике митрополита Сергия (Страгородского) ; с группой единомысленных епископов полагал, что те недостаточно жёстко противостоят большевистскому режиму и обновленцам . Осуждая действия Заместителя Местоблюстителя, предлагал не спешить с окончательным разрывом с ним в надежде на изменение его позиции, и до 1931 года окончательно не порывал с ним канонического общения.
По воспоминаниям схимонахини Даниилы (Мачкиной) :
Владыка разрешал ходить только в такие храмы, где власти не поминают. Говорил: «Если в монастыре станут поминать власть — меня пусть не поминают». Говорил: «Где Сергия (митр. — Ред.) поминают — там еще можно молиться, а где власти поминают — туда не ходите».
В 1931 году архиепископ Феодор и остальные даниловцы были запрещены в служении Синодом. После этого архиепископ Феодор окончательно разорвал общение с митрополитом Сергием (Страгородским) .
В 1929 году снова арестован и в 1930 году приговорён к трём годам заключения, которые отбывал во 2-м отделении , освобождён после ходатайства о помиловании. После освобождения из ссылки жил во Владимире . В январе 1933 года последовал очередной арест — в Зарайске , по делу «Партии возрождения России»; 26 июля 1933 года приговорён к пяти годам ссылки, которую начал отбывать в Казахстане, а с 1935 года был переведён в Сыктывкар .
Придерживался крайне правой позиции по отношению к духовенству митр. Сергия (Страгородского). Как впоследствии вспоминал епископ Варнава (Беляев) : «Умерший епископ Феодор, ректор Московской духовной академии, сам Патриарха отлучил и считал их [его приверженцев] за переодетых сапожников. Поэтому причастия их не принимал и постоянно своим духовным детям рассылал свое» .
Осенью 1937 года арестован в Сыктывкаре , этапирован в Ивановскую тюрьму и 22 октября 1937 года как «руководитель подпольной а/с организации церковников и монашества иноческое братство князя Даниила» был приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян. Существует версия, что незадолго до гибели принял в тюрьме схиму с именем преп. Даниила Московского .
Имя архиепископа Феодора было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов .
В 1990-х годах стоял вопрос о его канонизации Московским патриархатом , за что выступали монашествующие возрождённого Свято-Данилова монастыря ; однако решение не было принято .