Interested Article - Варлаам Керетский
- 2020-04-19
- 1
Варлаа́м Ке́ретский (в миру Васи́лий ; около 1505 — около 1590 ) — православный священник , позже монах ; провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Почитается Русской православной церковью в лике преподобных . Память совершается 6 ноября по юлианскому календарю ( 19 ноября по новому стилю). Почитается также в Соборах Кольских и Карельских святых.
Сведения о преподобном Варлааме находятся в «Повести о преподобнем Варлааме Керетском». Однако самый ранний известный список «Повести» относится к концу XVII века. В этом смысле гораздо более полным представляется канон преподобному, написанный не позже 1658 года соловецким иноком Сергием (Шелониным) . По всей видимости, автор канона имел более полный список «Повести» . Кроме того, существует целый ряд списков более позднего варианта жития преподобного, написанного старообрядческим книжником Трифоном Петровым, значительно более бедных по содержанию. О преподобном Варлааме есть изустные упоминания. Так, известна «Ста́рина о Варлааме Керетском», представляющая упрощённый и довольно вульгаризированный рассказ о святом . В 2021 году сохранившаяся фрагментарно старина реконструирована и исполнена Александром Маточкиным .
Жизнеописание
Преподобный Варлаам, носивший в миру имя Василий, родился в селе Кереть на берегу Белого моря , вероятнее всего, в семье простого помора . Согласно житию святых Василий был «научен книгам», что было редкостью в те времена. Возможно, обучение проходило в Шуерецком скиту у старца Зосимы и преподобного Феодорита Кольского .
Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в диакона , а вскоре в иерея , после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы . После возвращения на Колу преподобного Феодорита и основания Троицкого Кольского монастыря , в 1540 году Василий был переведён в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь .
Согласно преданию, отец Василий, в бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и требовавшего жертв даже от крещёных рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию и «Ста́рине» он заподозрил жену в супружеской неверности и убил её в припадке ревности. По другой версии, изложенной в каноне Сергия (Шелонина) , его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).
Похоронив убитую супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту . Преподобный наложил на Василия необычную и неимоверно тяжёлую епитимию — возить гроб с мёртвой женой в карбасе , пока тело не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Василий должен был хранить строжайший пост и лишь раз в год на Пасху разрешалась рыба. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно поя покаянные псалмы пророка Давида . При этом непогода буквально сопровождала Василия на протяжении всего его трёхлетнего покаянного плавания . На третий год своих плаваний, находясь у переволоки на Святом Носу и видя обилие морских червей (« корабельных сверлил »), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен». Это чудо стало свидетельством о прощении Варлаама .
Вторично похоронив супругу, Василий принял постриг с именем Варлаам. Вероятно, постриг был совершён в Печенгском монастыре иеромонахом Ионой в 1548 году . Варлаам не стал задерживаться в Печенгском монастыре. Как сообщает нам об этом канон, он пророчески предрекает преподобному Трифону о его братии: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери…». После этого, Варлаам вернулся на родину и поселился в устье реки Кереть, а спустя время перебрался подальше от обитаемых мест, на один из островов Чупской губы. Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей.
Точная дата смерти преподобного Варлаама неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году. Тело его нашёл бедный крестьянин и перенёс в село Кереть, где и похоронил.
Канонизация и почитание
Ещё при жизни преподобный Варлаам прославился чудотворением как целитель и спаситель на море. После смерти чудеса преумножались, в связи с чем его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского . В 1722 году при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца были найдены нетленные мощи преподобного Варлаама. В 1725 году мощи были освидетельствованы.
Несмотря на народное почитание преподобный Варлаам Керетский долго время не был официально канонизирован. Его местное почитание (одновременно и равночестно с Трифоном Печенегским) известное на Севере в середине XVII века, в последующее время в официальной Русской Церкви постепенно «свелось на нет». Обстоятельство, что все поздние редакции жития святого Варлаама были написаны известными деятелями старообрядчества , а само село Кереть стойко стояло в «старой вере», не могло не добавить ещё более настороженного отношения священноначалия и к самому Варлааму Керетскому, и к сути совершенного им подвига.
Только лишь в 1903 году святой Варлаам «оказался» вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой день памяти .
До 1961 года мощи преподобного Варлаама находились в селе, а потом бесследно исчезли. Память совершается 6 (19 н.с.) ноября. В Мурманской и Карельской епархиях принято служить всенощное бдение по Общей Минее (существует канон преподобному Варлааму XVII в.).
В 2000 году на Терском берегу Белого моря, в историко-этнографическом комплексе « Тоня Тетрина » была возведена и освящена часовня Варлаама Керетского .
7 июня 2001 года в городе Кола в честь святого была освящена кладбищенская церковь , расположенная на месте бывшего Троицкого Усть-Кольского монастыря . В 2002 году храм преподобного Варлаама Керетского построен в посёлке Чупа (сгорел в мае 2010 года). В 2014 году приходу в городе Островном присвоено наименование во имя преподобного Варлаама, тогда же возрождён поклонный крест в губе Лопское становище на Святом Носу на месте «чуда изгнания морских червей» (здесь же планируется возвести часовню).
28 января 2015 г. в посёлке Лоухи Костомукшской епархии Карельской митрополии были обретены мощи преподобного Варлаама Керетского. Чин обретения и Божественную литургию возглавил епископ Североморский и Умбский Митрофан .
Примечания
- Игумен Митрофан (Баданин) . Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. — С. 66.
- Шергин Б. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine .
- Александр Маточкин. . Старина по старине (выпуск 36) . Дата обращения: 24 октября 2021. 24 октября 2021 года.
- Поставление требовало поездки к епархиальному владыке, архиепископу Новгородскому Макарию . По всей видимости, Василий отправился в Новгород вместе с Феодоритом Кольским в 1533 году.
- Игумен Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития c. 39.
- Известна пословица норвежских рыбаков, живущих на берегах Варангер-фьорда . Когда с моря накатывается туман и погода начинает портиться, они говорят: «Русский поп жену привез». Подобные поговорки бытовали и среди поморов ещё в XIX веке. См. Игумен Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. с.83-84.
- Владыка Митрофан , сам в прошлом морской офицер, служивший на Северном флоте , ссылаясь на научные данные, утверждает, что в прибрежных северных водах теперь этой напасти нет, хотя ранее, судя по археологическим находкам, была. См. Игумен Митрофан (Баданин) с.110.
- Игумен Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития c. 166.
- Игумен Митрофан (Баданин) , от 23 сентября 2015 на Wayback Machine
- . Мурманский вестник . из оригинала 15 декабря 2013 . Дата обращения: 15 декабря 2013 .
- от 4 февраля 2015 на Wayback Machine // Мурманский вестник
Литература
- Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. Va. — С. 530.
- Кочетов Д. Б., Митрофан (Баданин) , иером. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко — ». — С. 632—633. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
- Митрофан (Баданин), игум. — СПб. Мурманск, 2007. — 248 с.: ил. — (Православные подвижники Кольского Севера: Кн. III).
- Дмитриев Л. А. // Труды Отдела древнерусской литературы . — М.; Л.: Наука , 2011. — Т. 25: Памятники русской литературы X—XVII вв . — С. 178—196 .
- Митрофан (Баданин), игум. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале Канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. — СПб. : Пушкинский Дом, 2011. — Т. 2. — С. 161—179. — ISBN 978-5-91476-035-6 .
- Минеева И. Н. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. — № 10-2 (76). — С. 29-32.
Ссылки
- Игумен Митрофан (Баданин). // sedmitza.ru, 3 февраля 2005
- Шергин Б.
- // Официальный сайт Мурманской и Мончегорской епархии
- // Сайт храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине.
- Харитонов А. . Сретенская духовная семинария (18 ноября 2017). Дата обращения: 19 ноября 2017.
- 2020-04-19
- 1