Interested Article - Беллетристика
- 2021-02-01
- 1
Беллетри́стика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе , либо же исключая стихи и драматургию .
Словари русского языка выделяют три значения слова беллетристика : во-первых как обозначение художественной литературы в отличие от документальной и научно-популярной (так называемой литературы нон-фикшн ); во-вторых — как название прозы в отличие от поэзии и в-третьих — как название «лёгкого чтения» в отличие от «серьёзного». В качестве термина современного беллетристика используется в значении, близком к третьему, хотя и более глубоком, не сводящемся к простому противопоставлению лёгкого и серьёзного .
Жанр
Слово «беллетристика» часто упоминается в значении « массовой литературы », противостоящей «высокой литературе» . Это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .
В широком смысле слова беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространённому в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», « словесность ради словесности », где нет социального подтекста.
В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .
Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллируют к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от массовой литературы , зачастую поставленной на « конвейер » с использованием « литературных негров », беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Но чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .
В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем такая литература теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике относятся такие произведения классики советской литературы , например, как « Чапаев », « Железный поток », « Как закалялась сталь », « Поднятая целина », « Молодая гвардия » .
Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам как дамский роман , детектив , приключения , и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра . Беллетристика как правило опережает по полярности те книги, которые остаются в истории литературы как . оперирует понятию тривиальная литература , противопоставляя её литературе высокой . Признаком тривиальности считается использование тиражируемых сюжетных схем и клише, таких, как детектив , исторический роман или фантастика , и таким образом это понятие максимально близко к тому, что принято называть жанровая литература . Однако понятия жанровой и/или тривиальной литературы и беллетристики хотя и соприкасаются, но не идентичны. Книги в жанре исторического романа или фантастики могут быть как явлениями массовой, ремесленной литературы, так и серьёзной беллетристики .
Беллетристический подход с ориентацией на такие общепринятые ценности и проблемы как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т. д. оказывается востребованным в . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .
Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о как жанре литературы заговорили только в начале в связи с творчеством таких авторов как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой как таковой — летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .
История
Хотя авторы художественных произведений различались по своему таланту всегда, «вертикальная» градация литературы, при которой можно отчётливо выделить второй, средний ряд авторов и произведений, и этот ряд становится серьёзным фактором литературного процесса — продукт нового времени , когда писательство окончательно осознаётся как профессия . В Европе такая градация произошла на рубеже XV и XVI веков , а в России — в конце XVIII столетия .
Впрочем, сохранившиеся образцы античной литературы и такие труды, как « Поэтика » Аристотеля позволяют предположить, что подобное деление имело место и тогда, хотя касалось оно в основном поэтических жанров в виду неразвитости традиций прозы. Тем не менее первые прозаические произведения античной художественной литературы тяготели именно к авантюрным жанрам и могут быть классифицированы, в отличие от эпоса и трагедии , как беллетристика или жанровая литература .
Во времена Предренессанса , вместе с возрождением художественной литературы как явления, можно наблюдать как упрощается рыцарский роман : идея противостояния чувства долгу, занимавшая основоположников жанра, теряется, а подвиг во имя прекрасной дамы превращается в литературное клише . Формирование жанровых канонов прозаического рыцарского романа тесно связано с появлением спроса на индивидуальное чтение и появлением в XV веке книгопечатания . Вместе с тем тиражирование литературных клише ведёт к накоплению недовольства жанровым каноном , что в случае рыцарского романа привело с одной стороны к появлению такого этапного произведения, как « Дон Кихот » Сервантеса , а с другой — к появлению такого нового приключенческого жанра как плутовской роман , в котором фантастика сказок и легенд уступает место реалистичности, а рыцарь — пройдохе .
Первые русские романисты-прозаики, появившиеся во второй половине XVIII века, на фоне господствовавшего тогда классицизма , уступают нишу «высокой литературы» поэтам, такими, как авторы од : Ломоносов и Державин . Фёдор Эмин пишет приключенческие « » где в сюжете элементы античности перемешаны со средневековьем , в цикле новелл и повестей « » Чулкова нравоучительные сюжеты чередуются с плутовскими , а Матвей Комаров в книге « », следует традициям французского уголовного романа, основываясь при этом на документальном материале , Комаров также написал « », пресловутом «милорде глупом» — образчик уже откровенно массовой литературы . Виктор Шкловский так описал литературную вертикаль тех лет: «Высшее дворянство читает французскую прозу и имеет высокую русскую стихотворную культуру <…> Ниже этой группировки мы имеем группировку писателей-прозаиков. Работа этой группировки обслуживается преимущественно издательством Новикова . Ниже находится группировка Комарова-Захарова. И вся толща русской лубочной книги» . И только в самом конце XVIII века, в 1790-е годы Карамзин приносит в русскую литературу образца высокой прозы .
Исаак Гурвич , рассуждая о беллетристике золотого века русской литературы , ставит знак равенства между реалистичной беллетристикой того времени и натуралистической школой . Если основоположника натурализма Золя иногда относят к ряду классиков мировой литературы, а иногда рассматривают как такого же мастера «жанра», как Дюма-отец или Жюль Верн , то его русских последователей, взявших на вооружение впервые опубликованный именно в России манифест « Экспериментальный роман », таких, как Амфитеатров или Боборыкин стабильно относят ко второму ряду русской литературы. Так Гурвич приводит мнение литературоведа В. И. Кулешова , который утверждает что натурализм, это «второстепенная, но никогда не иссякавшая линия» и видит её начало в творчестве таких прозаиков, творивших задолго до Эмиля Золя, как Михаил Чулков, тем самым расширяя . Во второй половине XIX века, когда господствующим литературным течением становится реализм (в случае беллетристики — натурализм), место авантюрно-приключенческого романа, спустившегося в нишу массовой литературы, занимает детектив . Произведения этого жанра, сохранив авантюрно-криминальную природу, во главу угла ставят не вопрос « как это случилось», но, следуя принципам «экспериментального романа», исследующего причинно-следственные связи в человеческом обществе, отвечают на вопрос « почему это произошло» .
Роль в литературном процессе
См. также
Примечания
- ↑ : [ 3 января 2023 ] / И. Л. Попова // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 219. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1 .
- , I. Что есть беллетристика, с. 4.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 15.
- ↑ , с. 16.
- , с. 14.
- , I. Что есть беллетристика, с. 5.
- , I. Что есть беллетристика, с. 6.
- , Беллетризованная биография, с. 17—20.
- Лурье Я. С. и др. . — Наука, 1970. — 596 с. — 3800 экз. 26 марта 2013 года.
- , II. Развитие беллетристики, с. 7.
- , II. Развитие беллетристики, с. 7—8.
- ↑ , II. Развитие беллетристики, с. 9.
- ↑ , II. Развитие беллетристики, с. 10.
- , II. Развитие беллетристики, с. 10—11.
- ↑ , II. Развитие беллетристики, с. 12.
- , 3. Демократическая проза 1760-х годов, с. 596—597.
- , 3. Демократическая проза 1760-х годов, с. 598—606.
- , 3. Демократическая проза 1760-х годов, с. 604.
- , II. Развитие беллетристики, с. 13.
- Шкловский В. Б. Чулков и Левшин. — Л. , 1933. — С. 44.
- , II. Развитие беллетристики, с. 13—16.
- Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе. — М. , 1965.
- , II. Развитие беллетристики, с. 23—26.
- , III. Поэтика беллетристики, с. 44.
- , Мидл-литература, с. 110—111.
Литература
- Гурвич И. А. Беллетристика в русской литературе XIX века. — М. : Российский открытый университет, 1991. — 90 с. — 10 000 экз.
- Беллетристика // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко . — М. : Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. — С. 30—31. — 358 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-903955-01-5 ..
- // Детские чтения. — 2012. — Т. 1 , № 1 . — С. 168—175 .
- Беллетристика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н. . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — С. 79. — 1596 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93264-026-X .
- , Степанов В. П. II. Русская литература XVIII века. Гл. 4. Литературно-общественное движение конца 1760-х—1780-х годов // История русской литературы в четырёх томах. Том 1. Древнерусская литература / Д. С. Лихачёв , Г. П. Макогоненко . — Л. , 1980. — С. 570—626. — 816 с.
- Черняк В. Д. , Черняк М. А. Беллетристика // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 14—17. — 193 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5 .
- Чупринин С. И. Беллетристика // Жизнь по понятиям : русская литература сегодня. — М. : Время, 2007. — 766 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9691-0129-X .
- Борис Акунин. Русский в Англии. Самоучитель по беллетристике. — М. : Альпина Паблишер, 2022. — 376 с. — ISBN 978-5-9614-7368-1 .
- 2021-02-01
- 1