Гостиный двор
- 1 year ago
- 0
- 0
Ста́рый Гости́ный двор — старейший гостиный двор Москвы . Занимает квартал Китай-города между улицами Варваркой и Ильинкой и Хрустальным и Рыбным переулками. В 1990-е годы перестроен под торгово-выставочный комплекс .
Впервые Гостиный двор в Москве упоминается в книге австрийского посланника Сигизмунда фон Герберштейна « Записки о Московии », в которой он описывает посещение столицы в 1520-х годах:
Недалеко от крепости есть большой, обнесенный стенами дом, называемый двором господ купцов , в котором купцы живут и хранят свои товары .
Местность, где он расположен, стала центром московской торговли в XV веке , когда там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля .
Каменный Гостиный двор построили в 1641 году по указу Михаила Фёдоровича . Он был разделён на четыре двора: Старый, Новый, Соляной и Рыбный. В первых двух находились ряды с лавками и амбарами , в последних — лавки, шалаши и шалашные места . В 1661—1665 годах под руководством купца и думного дьяка Аверкия Кириллова двор расширили в сторону Варварки, построив новое здание на месте ранее размещавшихся лавок. Постройка занимала целый квартал между Ильинкой и Варваркой . Комплекс окружали высокие побелённые стены с воротами, над которыми стояла восьмиугольная башня. Её венчал медный, весом более 20 пудов , позолоченный орёл, а по бокам располагались маленькие шатрики . После перестройки Гостиный двор обрёл и дипломатическую функцию: в нём размещался Посольский приказ , в который приезжали послы зарубежных стран и иностранные купцы .
.
К концу XVIII века Гостиный двор обветшал. В 1786 году московский главнокомандующий граф Яков Брюс докладывал Екатерине II о его состоянии:
…пришел в совершенную ветхость и угрожает разрушением и падением, как-то кирпич и белой камень из стен во многих местах уже выпадывает, а равно и крышка, стены и столбы начали обваливаться, отчего не токмо торгующие в магазейнах, но как оный двор положение имеет на четырех улицах, то проходящие и проезжающие подвергаются крайней опасности, а паче от находящихся на воротах башен, которыя совсем наклонились .
В июле того же года после продолжительных дождей часть здания рухнула: были разрушены 15 лавок, погибли два торговца. Для сбора средств на строительство нового здания Екатерина издала указ «Об отдаче каменного Гостиного двора городу для умножения доходов на разные нужды». Помещения и землю продали с аукциона по частям в 1790-м, выручив 234 593 рубля 33 копейки. Проект нового Гостиного двора создал архитектор Джакомо Кваренги . Однако он не учёл особенности местности — глинистый грунт и уклон рельефа. В связи с этим зодчим и Семёну Антоновичу Карину под общим руководством Матвея Казакова пришлось отступить от первоначального замысла. Строительство было окончено в 1805 году . В новом комплексе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток, площадь корпусных строений составляла более 3880 квадратных саженей . Это было трёхэтажное здание в классических палладианских традициях, в арочных пространствах которого располагались лавки. Его углы были закруглены для облегчения движение людей по тротуарам узких переулков Китай-города . По периметру здания находились колонны и проездные арки: две выходили на Хрустальный переулок, две — на Рыбный и одна — на улицу Варварку . Внутренний двор был разделён на две части поперечным корпусом .
Во время московского пожара 1812 года , который начался с Гостиного двора, были разграблены лавки и повреждена бо́льшая часть комплекса . После освобождения города от французской армии началось восстановление строения под руководством архитектора Осипа Бове , которое завершилось в 1830-м . В 1838 году здание получило название Старый Гостиный двор, поскольку рядом построили торговый комплекс — Новый Гостиный двор .
В 1903 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса средняя часть комплекса в Хрустальном переулке была перестроена в стиле . По другим данным, руководил строительством Семён Барков . Старый Гостиный двор послужил прототипом аналогичных зданий в некоторых городах, но его первоначальный облик был изменён после закладки владельцами лавок наружных и большинства внутренних аркад , а также разделения единой галереи второго этажа на отдельные помещения .
В годы Великой Отечественной войны площади Гостиного двора использовались в качестве бомбоубежищ .
В 1960 году здание Гостиного двора было отремонтировано с восстановлением архитектурного убранства силами Пролетарского РЖУ под руководством архитектора Моспроекта Л. Ненаглядкина с перспективой использования под выставочное помещение .
Постепенно Гостиный Двор ветшал и разрушался: проседал фундамент, появлялись трещины. В 1996 году началась его реставрация в соответствии с постановлением правительства Москвы от 26 июля 1994 года № 618, продлившаяся пять лет . На стройке работали археологи , исследовавшие культурный слой от Ильинки к Варварке. Им удалось обнаружить около двухсот сооружений XII —XVII веков: жилые и хозяйственные срубные постройки, и колодцы . При расчистке глубокого бревенчатого подклета в ямах был найден клад , содержащий 16 серебряных сосудов, более 95 тысяч русских серебряных монет и 335 талеров , отчеканенных на монетных дворах Западной Европы . Они выставлены в филиале Музея Москвы — Музее археологии Москвы .
Начатые работы выполнялись без тщательного обследования постройки из-за сжатых сроков. Изначально планировалось завершить реконструкцию к 850-летию Москвы . После обрушения нескольких арок во время строительства сроки сдвинули и заменили бригаду проектировщиков: работы передали Мастерской № 15 « Моспроекта-2 », руководимой Сергеем Ткаченко . В результате реконструкции были надстроены мансардные этажи, которые оборудовали под офисы. Куполообразная крыша изменила панораму Китай-города, открывающуюся с Большого Москворецкого моста , а галерея утратила вид на храм Василия Блаженного . Внутренний двор площадью 12 000 м² замостили гранитом и перекрыли светопрозрачной конструкцией. Над её созданием работал коллектив инженеров : В. А. Ильин, И. А. Шухнин, С. Ю. Ким, главные конструкторы Нодар Канчели и И. Г. Еремеев . По некоторым оценкам, после реконструкции памятник истории превратился в характерный для лужковского периода «муляж» .
С 2000 года Старый Гостиный двор находился под управлением частных компаний. В 2014 году 49 % комплекса выкупило ОАО «Премьер Инвест» во главе с бизнесменом Михаилом Михайловичем Хубутия . По состоянию на 2018 году Гостиный двор принадлежит городу и находится в управлении музейно-выставочного объединения « Манеж » .