Если (журнал)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Если» — российский журнал фантастики . Выходил с 1991 по 2012 год и с начала 2015 по середину 2016 года. В журнале публиковались научно-фантастические и фэнтезийные рассказы, повести и романы российских и зарубежных авторов, футурологические статьи, рецензии на вышедшие жанровые книги и фильмы, жанровые новости и статьи о выдающихся личностях, состоянии и направлениях развития фантастики.
Основан в 1991 году ещё при СССР . В том году вышел только первый номер. В 1992 году вышло четыре номера, далее журнал выходил почти ежемесячно, лишь иногда в сдвоенном виде. Оригинальный «Если» сравнивали по концепции с журналом Amazing Stories : в нём публиковались преимущественно художественные рассказы, а статьи и другие материалы занимали не более четверти.
Первоначально журнал позиционировался как журнал фантастики и футурологии, причём фантастики зарубежной и ранее не публиковавшейся . Однако уже в № 3 (18) за 1994 года был дан анонс публикаций российских писателей , а в № 8 (22) за 1994 год был опубликован рассказ-миниатюра Александра Силецкого «День игры» и далее произведения российских авторов публиковались почти в каждом номере. «Юбилейные» № 6 (100) за 2001 год и № 10 (200) за 2009 год полностью состоят из произведений российских авторов. С № 5 (41) за 1996 год вместе со сменой формата с обложки исчезло слово «футурология» и постепенно сошли на нет футурологические статьи и новости. С 2015 года футурологические статьи снова стали публиковаться.
Большинство номеров журнала имело возрастной рейтинг «12+», но при первом введении этой системы в 2012 году № 10 и № 11 были отмечены рейтингом «16+».
С 1991 года по № 4 (40) за 1996 год журнал выходил в издательском доме « Московские новости » в формате А4 на газетной бумаге с чёрно-белыми иллюстрациями и объёмом 96 страниц.
Журнал был организован по аналогии с ходом научного исследования. Фантастические рассказы, повести и романы публиковалась с тегами «Мотив», «Задача», «Сбор данных», «Условия», «Гипотеза», «Эксперимент» и «Результат», иногда — «Коррекция», после которой могли следовать ещё один «Эксперимент» и «Результат». После фантастического произведения в большинстве случаев следовала научно-популярная статья, тематика которой пересекалась с элементами произведения. Таким образом из фантастических произведений и статей выстраивалось футурологическое исследование.
До № 7 (21) за 1994 год тираж журнала составлял от 75 до 150 тыс. экземпляров, далее постепенно снижался от 50 до 20 тыс. экземпляров.
Журнал печатался в ИПК «Московская правда».
С № 5 (41) за 1996 год журнал издавался издательским домом «Любимая книга» в «карманном» формате А5 , на мелованной бумаге с цветным разделом «Видеодром» в конце номера .
Организация журнала была изменена — теги футурологического исследования исчезли, проза перестала быть организованной в определённом порядке. Оглавление стало упорядочено по рубрикам, снабжёнными пиктограммами — сначала перечислялась фантастическая проза — романы, повести, рассказы, затем публицистика, критика и так далее.
Сразу после смены формата объём журнала составлял 260—280 страниц. Однако уже к № 1 (49) за 1997 год журнал достиг уровня 304—320 страниц (о чём первые полгода свидетельствовал значок на обложке).
С № 6 (42) за 1996 год у журнала появился номер ISSN . С № 7 (55) за 1997 год оглавление журнала стало двухстраничным с короткими редакционными аннотациями к произведениям и статьям. С № 10 (58) за 1997 год журнал снова выходит на газетной бумаге.
Журнал печатался General Press Publication SA. C № 4 (64) за 1998 год — в Словакии при содействии фирмы Discovery. Тираж — 20 тыс. экземпляров.
Кризис 1998 года журнал выдержал, но не без затруднений: с № 10 (70) за 1998 год тираж был сокращён до 10 тыс. экземпляров, раздел «Видеодром» лишился цвета, два номера было выпущено сдвоенными — № 11—12 (71) за 1998 год и № 1—2 (72) за 1999 год.
До № 5 (75) за 1999 год журнал печатался на «Ярославском полиграфическом комбинате», № 7 (77) и № 8 (78) — в типографии «Виктория-Принт». С № 9 (79) журнал печатается на «Красногорской типографии» и «Чеховском полиграфическом комбинате».
К концу 2002 года тираж поднялся до уровня 14 тыс. экземпляров и оставался таким в течение почти 10 лет. С № 3 (229) за 2012 год тираж составлял 11—12 тыс. экземпляров. ISSN появился, начиная с № 1 (167) за 2007 год. C № 10 (104) за 2001 год четвёртая страница обложки журнала содержала штрихкод 9771680645003 по стандарту ISSN, а с 2006 года штрихкод дополнялся номером журнала в формате ГГМММ.
В конце 2012 года журнал был закрыт издательством ООО «Сова-фильм», которое решило отказаться от него , так как у журнала исчезла почтовая подписка, дававшая 5000 подписчиков, и журнал стал убыточным .
29 октября 2012 года Эдуард Геворкян сообщил о завершении работы редакции журнала .
В последнем № 12 (238) за 2012 год на 288 странице приведено обращение главного редактора к читателям о закрытии журнала, а также комментарий от редакции.
К сожалению, всё в нынешнем году сошлось в фокусе: и решение издателя, и диктат фирм-распространителей, и возрастающая бесплатная раздача «Если» в Сети, и массовый выброс на рынок разного рода «читалок». Но если с первыми двумя обстоятельствами редакция все-таки могла бы совладать, то справиться с последними нам не под силу.
…И уже не от имени главного редактора, придумавшего, создавшего и на протяжении двадцати лет выпускавшего журнал, а от имени самого «Если» я не прощаюсь с вами, но говорю вам:
До свидания.
— Александр Шалганов
В январе 2013 года официальный сайт был закрыт на реконструкцию и на нём было вывешено объявление о поиске нового издателя. В сентябре 2013 Дмитрий Байкалов в своём блоге сообщил , что переговоры с различными организациями о возрождении журнала пока ничего не дали.
На XVI конгрессе «Странник» основной темой стало обсуждение возрождения журнала фантастики на базе «Если», но с возвращением футурологического блока .
В апреле 2015 на сайте журнала и в блоге Дмитрия Байкалова появилось сообщение, что журнал возрождён и его новый выпуск (№ 1 (239) за 2015 год) уже отправлен в типографию. Презентация выхода возрождённого журнала состоялась на фестивале Еврокон 2015 в Санкт-Петербурге. В июне-июле первый номер был доставлен подписчикам.
Под воздействием спонсора, компании РВК , концепция журнала изменилась. «Если» из альманаха рассказов превратился в издание о фантастике и футурологии. Рассказы стали занимать меньший объём, чем ранее, а статей, новостей и других информационных материалов стало больше. По словам коммерческого директора «Если» Александра Кривцова, журнал убыточен и существует на деньги спонсора — строительной компании .
Материалы в номере были разделены на 3 части — «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее». Каждая часть содержала художественные произведения, а также исторические, аналитические или футурологические статьи. Рецензии, новости и «Видеодром» были расположены в части «Настоящее».
Периодичность журнала была снижена — официально до 6 номеров в год. Фактически в 2015 году выпущено 5 номеров, в 2016 — 4 номера. Номера 5 и 6 за 2016 год были переименованы в номера 1 и 2 за 2017-й и разосланы подписчикам с опозданием более чем в год. № 1 (239) за 2015 год обозначен на обложке как «март-апрель 2015», однако последующие номера не имели привязки к месяцам.
Журнал выходил в формате А5 с цветными иллюстрациями и оформлением. Объём журнала составлял 256 страниц, тираж — 10 тыс. экземпляров. Печатается в типографиях «МДМ-принт» (№ 1), МСТ (№ 2, № 3), Типографский комплекс «Девиз» (№ 4, № 5). Номер ISSN 1680-645X сохранён, однако штрихкод был изменён на 9771680645102 с сохранением дополнения, кодирующего порядковый номер журнала. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-61630 от 07 мая 2015 года .
Со второй половины 2016 года журнал, де-факто, перестал выходить, хотя о закрытии не было объявлено. По словам Олега Дивова , это связано с поисками нового спонсора . В социальных сетях сотрудники редакции признавали финансовые проблемы и озвучивали планы возобновить подписку на журнал в феврале 2017 года, однако эти планы не были воплощены. Страницы журнала в соцсетях перестали обновляться в 2017-2018 годы, а в 2020-м его сайт прекратил работу.
С 1993 года журнал распространялся по подписке на территории России , Украины , Белоруссии и Казахстана . В розницу поступал в ограниченном количестве — преимущественно в торговую сеть Москвы , Московской области , Санкт-Петербурга ; с 2001 года — Харькова . Поступление в розничную продажу обычно происходило в последних числах месяца, предшествующего титульному месяцу журнала.
С октября 2015 года журнал распространялся по подписке через официальный . В 2016 году существовала подписка через сайт, «Роспечать» и «Прессу России» .
Типичное содержание номера журнала:
Изредка вместо повестей публиковался роман (в сокращённом виде или с разбивкой на две части).
Некоторые номера были тематическими, хотя это не объявлялось напрямую, например, № 6 (172) за 2007 год — альтернативная история и параллельные миры , № 3 (181) за 2008 год — медицина, № 8 (186) за 2008 год — городская фэнтези, № 10 (212) за 2010 год — ксенофантастика. Тематические номера обозначались в оглавлении в 1994—1996 годах.
В 2015 году все номера тематические, тема обозначена на обложке. № 1 — «Космос», № 2 — «Город будущего», № 3 — «Люди и роботы», № 4 — «Биотех для людей», № 5 — «Разум во Вселенной» .
С 1997 по 2008 год проводилось голосование «Приз читательских симпатий» по произведениям, вышедшим в этом году в журнале и в России вообще. Итоги голосования были основой для .
Начиная с № 11—12 (25) за 1994 год раз в полгода журнал проводил конкурс «Альтернативная реальность» — публиковался лучший присланный в редакцию рассказ от начинающего автора. До 1998 года присланные работы предварительно отбирались Московским клубом любителей фантастики , редакция выбирала победителя из 3—4 финалистов. Одним из победителей конкурса стал Михаил Тырин , чей дебютный рассказ «Малые возможности» был опубликован в № 7 (43) за 1996 год.
Раз в год, с 1995 до 2006 год , журнал проводил конкурс «Банк идей» — читатели пытались разгадать замысел или развязку рассказа по его началу или краткому пересказу. Конкурс был свёрнут в № 4 (158) за 2006 год в связи со снижением интереса читателей.
В № 10 (200) за 2009 год конкурс был проведён ещё раз, однако теперь читателям нужно было предложить концовку ещё не завершённого рассказа. В свою очередь, автор рассказа «обязуется внимательно изучить все оригинальные НФ-идеи и завершить рассказ в соответствии с той, которая покажется ему наиболее интересной».
При журнале существовал творческий совет, который участвовал в формировании номеров. Впервые совет приведён в № 1 (61) за 1998 год. В состав совета в разные годы входили:
Журнал был организатором ежегодного , учредителем приза читательских симпатий «Сигма-Ф» и соучредителем премии критиков «Филигрань» .
В 2004 году журнал совместно с агентством новостей «IMA-press» выступил учредителем , которая вручается по результатам голосования профессионального жюри, состоящего из писателей, критиков и журналистов.
В 2000 году на «Евроконе» журнал «Если» был признан лучшим периодическим изданием фантастики в Европе.