Американская ассоциация наблюдателей переменных звёзд
- 1 year ago
- 0
- 0
Америка́нская филосо́фия — обобщённое название философии философов и мыслителей, связанных с США . Интернет-энциклопедия философии отмечает, что в то время как в ней отсутствует «ядро определяющих черт, американскую философию, тем не менее, можно рассматривать и как отражение и формирование коллективной американской идентичности на протяжении истории нации. »
Американская философская традиция берёт начало во время колонизации Америки . Пуритане , прибывшие в Нью-Йорк , представляют раннее течение американской философии в русле религиозной традиции, ставится акцент на отношении между личностью и обществом. Это видно в таких документах, как Основные законы Коннектикута ( англ. Fundamental Orders of Connecticut , 1639) и Массачусетский свод свобод ( англ. Massachusetts Body of Liberties , 1641).
В частности, Джон Уинтроп считал, что общественная жизнь должна определять личную . Роджер Уильямс полагал религиозную толерантность, в отличие от религиозной гомогенности, более существенным условием для целостности общества.
По другому мнению, выделить самостоятельную, отличную от континентальной американскую философию возможно лишь в XVIII веке, в конце которого основываясь на философии Просвещения произошло её становление .
В XVIII веке американскую философию условно можно разделить на два основных направления: пуританский кальвинизм и политическую философию отцов-основателей (под влиянием европейской эпохи Просвещения) .
Среди видных американских религиозных мыслителей называют Эдвардса Джонатана , большую известность получили его яркие проповеди: «Грешники в руках разгневанного Бога» ( англ. Sinners in the Hands of an Angry God , 1741) и другие. Его философские воззрения сочетают платонизм c эмпирической эпистемологией , механику Ньютона и субъективный идеализм Джорджа Беркли . В целом, его метафизика близка к Беркли, хотя Эдвардс пришёл к ней независимо от английского философа . Как кальвинист Эдвардс Джонатан отрицает свободу воли, проповедует пуританский образ жизни.
В начале XVIII века американская философская традиция преимущественно занимается метафизическими и богословскими вопросам. Во второй половине века большое внимание уделяется разуму и науке , с верой в будущее совершенство человека, принцип невмешательства в экономике, существенное значение для американских мыслителей приобретают вопросы политэкономии и социально-политическая проблематика.
Четыре отца-основателя Джон Адамс , Томас Джефферсон , Бенджамин Франклин и Джеймс Мэдисон публиковали сочинения на политические темы. Продолжая линию пуритан XVII века, отцы-основатели придавали важное значение вопросам взаимодействия государства и личности, государства и религии. Это время принятия Декларации независимости США и Конституции США , которые были результатом дебатов и компромиссов.
Так же как отдельные европейские мыслители эпохи Просвещения, некоторые отцы-основатели были приверженцами деизма . Известным деистом, писателем-просветителем и революционером был Томас Пейн , в своих произведениях (например, в памфлетах « Здравый смысл » и « ») доказывал необходимость американской революции, независимости от британской короны и демократической республики .
На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма . Существенное развитие получила школа прагматизма наряду с незначительным распространением гегельянства ( ).
Трансцендентализм в США является реакций на интеллектуализм в общем и механическую картину мира, и характеризуется повышенным вниманием к субъективности человеческого опыта. В трансцендентализме выражена холистическая установка на личное совершенствование, которое достигается посредством интуиции и рефлексии , в противоположность предписаниям и догмам организованной религии.
Писатели-трансценденталисты в своих произведениях стремятся к возвращению к природе, верят, что путь к истинному знанию проходит через погружение в природу и её созерцание (эти идеи нашли своё последовательное отображение в книге Генри Дэвида Торо « Уолден, или Жизнь в лесу »). Известные трансценденталисты: Ральф Уолдо Эмерсон , Генри Дэвид Торо , Уолт Уитмен и Маргарет Фуллер .
Изложение теории эволюции в книге Чарльза Дарвина « Происхождение видов » в 1859 году сильно воздействовало на американскую философию. Джон Фиске и рассматривали мораль и сознание с точки зрения теории Дарвина, являются предшественниками эволюционной психологии и .
Американский философ Уильям Грэм Самнер под влиянием английского мыслителя Герберта Спенсера занимался теорией, которую сегодня называют социальный дарвинизм . Самнер, также как известный предприниматель и филантроп Эндрю Карнеги , считали, что фактор борьбы за выживание определяет социально-политические процессы, поэтому невмешательство государства в экономику есть принцип, наиболее соответствующий естественной политико-экономической системе .
Одним из влиятельных направлений американской философии является прагматизм . В его основе логика труды американских философов, включая логика и математика Чарльза Сандерса Пирса , психолога Уильяма Джемса и педагога Джона Дьюи .
К основным принципам прагматизма относятся: первичность практики, отрицание материализации теорий и концепций, натурализм и антикартезианство, примирение антискептицизма и фаллибилизма.
В начале XX века прагматизм был временно (до второй половины XX века) отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами. Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается . В середине XX века подъём популярности философии языка и аналитической философии . Напротив, интерес к экзистенциализму и феноменологии в Америке не столь значителен как в Европе
Прагматизм продолжает играть значимую роль в американской философии, и одним из значительных его представителей в XX веке является Джордж Сантаяна . Сантаяна утверждает, что идеализм противоречит здравому смыслу . Он также отвергает познавательный фундаментализм, считая науку «аккомпанементом искусства»; рассматривает науку, искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой.
Главные представители: Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн . В основе теории философии процесса положение о том, что события и процессы являются основополагающими онтологическими категориями. Уайтхед считает, что вещи в природе представляют связь событий, которые имеют перманентный характер (в этом усматривается аналогия с диалектикой Гераклита ). В дальнейшем Чарльз Хартсхорн развивает теорию философии процесса и разрабатывает .
С середины XX века начинает период доминирования аналитической философии в Америке. К тому времени была известны труды европейских философов-аналитиков и представителей логического позитивизма .
Куайн поддерживает точку зрения, что философия и наука совместно должны стремиться к интеллектуальной ясности и пониманию мира. Студентом Куайна в Гарварде был Сол Крипке , также один из наиболее известных современных философов-аналитиков, занимается исследованиями в области модальной логики и семантики , философии языка, вносит вклад в теорию множеств . Другим студентом Куайна был Дэвид Льюис , считается одним из величайших философов XX века , разработал теорию модального реализма . Томас Кун известен работами в области истории науки , философии науки и социологии знания .
В XX веке в истории американской философии также происходит возвращение интереса к социальным и политическим вопросам, первостепенным в период основания США.
Эмигрировавшая из России американская писательница и философ Айн Рэнд пропагандирует в его крайней форме, который она называет объективизм . Основой объективизма Айн Рэнд является фундаментальный монизм, единство мира и языка, бытия и мышления.
В 1971 году теоретик социального либерализма Джон Ролз опубликовывает книгу Теория справедливости ( англ. A Theory of Justice ), плодотворное исследование теории общественного договора , возрождающее интерес к политической философии. Рассматривая философию Ролза как ведущую к доминированию государства и нарушению гражданских прав, Роберт Нозик , идеолог классического либерализма, формулирует свою генетическую теорию справедливости, основанную на принципах частной собственности.
Один из ведущих представителей американской политической философии и этики Аласдер Макинтайр занимается разработкой проблемы морали в современном обществе, возрождает интерес к этике Аристотеля .
Вне академической философии политические и социальные проблемы находятся в центре внимания правозащитников , в частности движения за гражданские права афроамериканцев , и выступлениях Мартина Лютера Кинга .
В американской истории представительницами феминизма могут быть названы: Сара Гримке , Шарлотта Перкинс Гилман , Элизабет Кейди Стэнтон , Анна Хатчинсон , Маргарет Сэнгер , Эмма Гольдман , но подъём феминистического движения 1960-х гг. ( «Вторая волна» феминизма ) известен, в том числе, благодаря влиянию на философию . Бетти Фридан , Адриенна Рич и другие формулируют идеи феминистической мысли. Затем последовала «Третья волна» феминизма с её упором на интерсекциональность , основоположницами которой выступили белл хукс (Г. Дж. Уоткинс) и другие афроамериканские феминистки.
В конце XX века вновь возрождается интерес к прагматизму. Наиболее известные философы этого направления: Хилари Патнэм и Ричард Рорти .
Другой значительной сферой исследования является философия сознания . Хилари Патнэм, Дональд Дэвидсон , Дэниел Деннет , Дуглас Хофштадтер , Джон Роджерс Сёрль , Патриция и дискутируют над проблемами природы сознания, также проблемой сознания, на которую указывает австралийский философ Дэвид Чалмерс .
В философии права известны теории Рональда Дворкина и Ричарда Аллена Познера .
Афроамериканский философ и христианский социалист Корнел Уэст известен исследованиями в области философии культуры (проблемы расы, пола и класса в американской культуре) в взаимосвязи с прагматизмом и трансцендентализмом.
Известный христианский мыслитель и философ-аналитик Элвин Плантинга известен критикой натуралистической теории эволюции и онтологическими аргументами в пользу существование Бога.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|