Interested Article - Утро в сосновом лесу
- 2020-12-07
- 1
«Утро в сосновом лесу» — картина русских живописцев Ивана Шишкина и Константина Савицкого , написанная в 1889 году; одно из наиболее популярных полотен Шишкина , хрестоматийный шедевр реалистической школы второй половины XIX века, один из самых известных пейзажей в истории русского искусства. Является частью собраний Третьяковской галереи в Москве ( инв . 841), выставляется в 25-м зале в историческом здании галереи на Лаврушинском переулке, 10 . Техника исполнения произведения — масляная живопись на холсте, размер полотна — 139 × 219 см.
По устоявшейся версии, замысел композиции был предложен Шишкину Савицким, который в итоге стал соавтором полотна и по ранее нарисованным Шишкиным эскизам он написал медведей, таким образом введя в пейзажное полотно, — по популярной версии, запечатлевшее вид соснового леса на острове Городомля в Тверской губернии, — элемент анималистической сюжетности, способствовавший дальнейшей популярности картины. Вскоре после создания картина была приобретена у авторов купцом Павлом Михайловичем Третьяковым за четыре тысячи рублей, из которых четвертая доля досталась Савицкому; вслед за тем коллекционер распорядился замазать подпись Савицкого на полотне (по другой версии, это было сделано самим Савицким), из-за чего в последующей библиографии картина связывается единолично с Шишкиным .
История
Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина) . Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю» .
Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. По словам коллекционера, в картине всё, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» .
Отзывы критиков
В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого) .
Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году писал так :
«Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в „Медвежье семейство в лесу“… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силён в изображении животных».
В массовой культуре
Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Впрочем, это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет « » , созданной художником Мануилом Андреевым . Благодаря этому картина хорошо известна, нередко — под названием « Три медведя » (хотя животных на картине четверо) . Из-за такой конфетно-обёрточной растиражированности картина стала восприниматься на советском и постсоветском культурном пространстве как элемент китча . Картина упоминалась в фильме « Карнавальная ночь » под названием « », когда речь шла о новогодней декорации театра.
Примечания
- ↑ в базе данных проекта « Моя Третьяковка »
- Ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору»
- , с. 16: «Завершает же это десятилетие исполненная в 1889 году картина «Утро в сосновом лесу», пользующаяся наиболее широкой известностью».
- Иван Шишкин / Гл. ред. А. Барагамян. Автор текста Л. Мельникова. (Серия «Великие художники») М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009 г. С. 34. ISBN 978-5-87107-181-6
-
Лидия Туляганова.
.
Культура.РФ
.
из оригинала
27 августа 2021
. Дата обращения:
21 апреля 2022
.
{{ cite news }}
: no-break space character в|title=
на позиции 25 ( справка ) - Дата обращения: 25 февраля 2017. 25 декабря 2016 года.
- Виктория Сальникова (2017-01-25). . РИА Новости . из оригинала 1 декабря 2017 . Дата обращения: 29 ноября 2017 .
- Светлана Янкина, Ирина Гордон (2012-01-25). . РИА Новости . из оригинала 1 декабря 2017 . Дата обращения: 29 ноября 2017 .
- Генис А. А. // . — М. : Астрель : CORPUS, 2010. — 192 с. — ISBN 978-5-271-24552-7 .
- Михеев А. А. // Иностранная литература . — 1996. — № 1 . 1 декабря 2017 года.
Литература
- Живопись второй половины XIX века : Н — Я : [каталог / авт.-сост. О. А. Атрощенко и др. ; отв. ред. Л. И. Иовлева]. — М. : Красная площадь, 2001. — С. 434–436. — 559 с. : ил., цв. ил. + 28 см.. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Живопись XVIII–XX веков ; т. 4, кн. 2). — № 936–937. — ISBN 5-900743-22-5 . — OCLC .
- Шишкин И. И. и др. : Переписка. Дневник. Современники о художнике / [Сост., вступ. ст., с. 3–27, и примеч. И. Н. Шуваловой]. — 2-е изд., доп. — Л. : Искусство, 1984. — 478 с., 21 л. ил. — (Мир художника). — 50 000 экз. — OCLC .
- Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI — начала XX века. — М.: Искусство, 1989;
- Анисов Л. . — М.: Молодая гвардия, 1991. — (Серия: Жизнь замечательных людей);
- Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII — начала XX века. — М.: Изобразительное искусство, 1979;
- Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Ленинград, 1971;
- Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. — М.: Искусство, 1966.
- 2020-12-07
- 1