Interested Article - Этикет

Японки вежливо кланяются друг другу, 1900 г.

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе , поддерживающие представления данного общества о . В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям вручили карточки (этикетки) с указанием правил поведения; хотя определённые нормы и правила поведения существовали уже с древнейших времён .

История

Вопрос поведения человека в обществе поднимается человеком с древнейших времён. Древнеегипетское литературное произведение « Поучения Кагемни » жанра поучение создано в эпоху Древнего царства и излагает правила хорошего тона в виде наставлений взрослого молодому поколению . В форме беседы излагаются некоторые нормы поведения для свободного человека, как вести себя за общим столом — нужно сдерживать свой аппетит, но не обижать презрением не следующих этому правилу; стараться не быть болтливым и высокомерным, « ибо не ведомо, что совершит бог, когда он накажет » .

Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается « Домострой » (XVI век) .

Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «это гнилое» или «кислое» или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было. Из « Домостроя », XVI век

В XIX веке этикет викторианской эпохи (1837—1901 гг.) превратился в сложную систему кодифицированного поведения, которая регулировала диапазон нравов в обществе — от правильного языка, стиля и метода написания писем до правильного использования столовых приборов в поведение за столом, и тщательно регулировала социальные отношение и личные отношения между мужчинами и женщинами .

Напоминание 1912 года не загораживать обзор другим зрителям в кино

Виды этикета

Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его можно условно разделить на ситуационный и профессиональный ( воинский , дипломатический , ), светский и деловой , хотя чёткие границы между ними зачастую провести сложно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения .

Любые формы этикета возможны в письменной , невербальной и речи, но каждая привязана по-разному к разным речевым жанрам . В письменной речи, где дистанция между собеседниками больше, могут опускаться многие этикетные формулы, в частности формула начала диалога. Обычно в письме соблюдаются нормы гоноратива и адрессива . Сетевой этикет , распространившийся сравнительно недавно, устанавливает правила культурного поведения в сети .

Международный этикет

У разных народов существуют свои особенности этикета (например, японский , североамериканский этикеты, адаб ) и правила поведения ( такт ), которые необходимо учитывать при коммуникации с представителями других культур . Существуют этикетные виды интеракции, распространённые среди многих этносов и часто соблюдаются в международном общении (например, рукопожатие ). Однако в разных культурах прикосновения обусловливаются строгими нормами в сравнении с другими невербальными средствами общения , отчего при незнании национальных норм применять касания нежелательно . Ислам не допускает соприкосновение лиц разного пола, если они не родственники; рукопожатие не принято в мусульманских странах и странах Юго-Восточной Азии . Бросавшиеся в глаза западным наблюдателям XIX века поклоны и приседания в Японии уменьшились по сравнению с прошлым, но и сейчас приветствие не требует словесного выражения, заменяясь поклоном .

При разговоре коммуникация между собеседниками происходит не только (речевая), но и с помощью языка глаз ( окулесика ). В европейской культуре принято , слушая собеседника, смотреть ему прямо в глаза, тогда как в азиатских странах прямой зрительный контакт считается признаком нескромности, невоспитанности . Также в Восточных и Азиатский странах традиционно соблюдается , особенно при соблюдении ряда ритуалов .

Целование руки в современном мире остаётся нормой лишь в редких случаях — проявление почтения к человеку в ряде восточных стран, получение благословения от служителя культа, проявление особых чувств к женщине .

Примечания

  1. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  2. . Этика: Энциклопедический словарь . Институт философии РАН . Дата обращения: 31 января 2015. 11 февраля 2015 года.
  3. James P. Allen. . — Middle Egyptian Literature: Eight Literary Works of the Middle Kingdom. — Cambridge University Press, 2014. — 458 с. — ISBN 9781107087439 .
  4. Тураев Б. А. . — Египетская литература. — М. : М. и С. Сабашниковых, 1920. — 285 с.
  5. Tudor Rose. . AboutBritain.com (1999–2010). Дата обращения: 9 августа 2010. 28 декабря 2019 года.
  6. Ритуал в языке и коммуникации / Л. Л. Федорова. — М. : Знак, 2013. — С. 235. — 512 с. — ISBN 978-5-9551-0669-4 .
  7. А. М. Стейнерт. Все про этикет. Иллюстрированный гид. — М. : АСТ, 2017. — С. 54. — 192 с.
  8. Энциклопедия этикета. — АСТ, 2000. — С. 19. — 520 с. — ISBN 9785170038343 .
  9. Евгений Резников. Психология этнического общения. — М. : Институт психологии РАН, 2007. — 160 с. — ISBN 9785041092894 .
  10. Деловая этика, У/П. — МГИУ. — С. 13. — 117 с. — ISBN 9785276006161 .
  11. Иконникова Светлана Николаевна, Большаков В. П. Теория культуры. Учебное пособие. — СПб. : Издательский дом "Питер", 2015-09-15. — С. 389. — 592 с. — ISBN 9785496020701 .
  12. Борис Андреевич Успенский. Языки культуры и проблемы переводимости. — Наука, 1987. — С. 100. — 264 с.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Этикет