Interested Article - Любовь с первого взгляда (чувство)
- 2021-02-01
- 1
Любо́вь с пе́рвого взгля́да — чувство , при котором человек испытывает одномоментное, сильное, и, в конечном итоге, длительное романтическое влечение к незнакомцу, впервые его увидев .
Термин широко распространён как троп в литературе. Впервые описание такого чувства как любовь с первого взгляда появилось у древнегреческих поэтов. Впоследствии троп получил широкое распространение в европейской художественной литературе , а затем и в мировой культуре — кинематографе, музыке, опере.
Исторические концепции понимания
Историко-философские концепции понимания «любви с первого взгляда» берут свое начало с понятия « любовь », которое является по отношению к нему первостепенным.
В период античности
В Древней Греции феномен «любви с первого взгляда» понимался в контексте более общей концепции страстной любви, своего рода безумия или, как говорили греки, thea mania (от лат. — «безумие от богов»). Эта любовная страсть была описана с помощью сложного метафорического и мифологического психологического эффекта, включающего «стрелы любви» источником которых часто назывался мифологический Эрос или Купидон , иногда другими мифологическими божествами, такими как Фама . Считалось, что стрелы попадали и «пронзили» его или её сердце, переполняя их желанием и тоской, вызывая «любовную болезнь» . Образ «раны от стрелы» иногда использовался для создания оксюморонов и риторических антитез в древнегреческой литературе.
«Любовь с первого взгляда» объяснялась как внезапное и немедленное обольщение влюбленного в результате действия этих процессов и проиллюстрирована в многочисленных греческих и римских работах. В поэме Овидия « Метаморфозы » Нарцисс сразу же очарован своим собственным образом (без его ведома), и Эхо также влюбляется в Нарцисса с первого взгляда. В романе Ахилла Татия « Левкиппа и Клитофонт » влюбленный Клитофонт так описывает свой собственный опыт этого явления :
Как только я увидел её, я был потерян. Ибо рана Красоты острее любого оружия, и она проходит через глаза до самой души. Рана любви проходит через глаза, и теперь я стал жертвой множества эмоций…
Другая классическая интерпретация феномена «любви с первого взгляда» встречается диалоге Платона « Пир », в речи Аристофана о разделении примитивных двойных существ на современных мужчин и женщин и их последующего поиска своей недостающей половины: «… когда ему [влюбленному] посчастливилось встретить свою вторую половину, они оба настолько опьянены привязанностью, дружбой и любовью, что не могут ни на мгновение выпустить друг друга из виду» .
Во времена классической Античности такие авторы, как Геродот , Платон , Ксенофонт , Афиней и многие другие исследовали также аспекты гомосексуального поведения в Древней Греции . Так, авторы, повествуя о личной жизни римского императора Адриана, особо упоминают о том, что самой большой любовью Адриана стал, несомненно, юноша Антиной . Когда в 130 году , когда они находились в Египте , Антиной утонул в Ниле . Обстоятельства трагедии были загадочны и дали почву для многих слухов. После гибели возлюбленного Адриан сильно горевал, а спустя некоторое время обожествил его и учредил культовое почитание . Некоторые исследователи в связи с этим проводят параллель с аналогичным жестом основателя эллинизма Александра Македонского после смерти его друга и вероятного любовника Гефестиона . Обожествление императоров и близких им людей было обычной практикой во II веке. В Риме культ фаворитов официально санкционировался Сенатом и был тесно связан с культом самого императора. Однако масштабы почитания Антиноя качественно превзошли все подобные случаи . Кроме того, его культ был учреждён без одобрения Сената . Исследователи полагают, что любовь между императором Адрианом и Антиноем была «любовью с первого взгляда».
В средние века
В эпоху Средневековья , Ренессанса и барокко троп «любовь с первого взгляда» получил широкое распространение в европейской художественной литературе .
Классическая концепция стрел любви была разработана провансальскими поэтами-трубадурами южной Франции в XI—XII веках и стала частью европейской традиции придворной любви. В частности, считалось, что источником такой любви был взгляд в глаза женщины :
Эта доктрина о непосредственно визуальном восприятии своей дамы как предпосылки для зарождения любви возникла среди «beaux esprits» де Прованс. Согласно этому описанию, любовь возникает в глазах женщины, когда её встречают глаза её будущего любовника. Любовь, порожденная таким образом, передается яркими лучами света от её глаз к его глазам, через которые она проходит, чтобы поселиться в его сердце.
В некоторых средневековых текстах взгляд красивой женщины сравнивается со взглядом василиска .
Джованни Боккаччо в своей поэме « Филострато » приводит запоминающийся пример, где он смешивает традицию любви с первого взгляда, стрелы, пущенной в глаза и метафору стрелы Купидона :
И он (Троил), который незадолго до этого был таким мудрым... не понимал, что Любовь с его стрелами обитала в лучах этих прекрасных глаз... и не заметил стрелу, которая пронзила его сердце. Джованни Боккаччо, Филострато, песнь 1, строфа 29
Уильям Шекспир отдает посмертную дань уважения Кристоферу Марло , который написал «Кто когда-либо любил, что не любил с первого взгляда?» в своей поэме 1598 года « Геро и Леандр », процитировав его в следующем году в своей комедии « Как вам это понравится »: «Мертвый пастух, теперь я нахожу твою пилу могущества: „Кто когда-либо полюбил, что полюбил не с первого взгляда?“» .
По словам Жана Руссе , эти образы глаз влюбленного, стрел и разрушительных последствий «любви с первого взгляда» продолжали распространяться и разрабатываться в литературе эпохи Возрождения и барокко, и играют важную роль в западной художественной литературе и особенно в романе .
Психологические концепции понимания
Исследования показали два примерных временных интервала, в которые возникает чувство любви с первого взгляда. В первом варианте это время составляет 0,13 секунды — именно за такой интервал, по данным исследователей, человек способен определить для себя привлекательность другого человека при зрительном контакте . Во втором варианте это время составляет первые несколько минут после знакомства, то есть ещё до начала каких-либо отношений . Именно этот короткий период времени способен продемонстрировать будущий успех отношений . За эти несколько минут люди понимают, что в них общего, что больше нравится, что привлекает .
Любовь с первого взгляда не следует путать с влюбленностью . Влюблённость — сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека. Влюблённость является неустойчивым состоянием сознания: она существует как фаза, протекающая в тот или иной, всегда конечный период времени. Она может стихать, заканчиваться и появляться вновь.
Явление в литературе и искусстве
Феномен любви с первого взгляда широко распространен в литературе разных периодов, культуре и искусстве.
В Библии
Комментарии к Библии часто рассматривают рассказ о первом взгляде Исаака на Ревекке как о любови с первого взгляда . То же самое относится и к первому взгляду Иакова на Рахиль .
Во второй книге Царств израильский царь Давид наблюдает за Вирсавией во время купания. Хотя там нет упоминания о «любви» или «любви с первого взгляда», комментаторы приравнивают это к «вожделению с первого взгляда» .
Было высказано предположение, что чувства Ионафана к Давиду при их первой встрече, описанной в первой книге Царств , также являются «любовью с первого взгляда». Они были описаны как любовь с первого взгляда как учеными, которые утверждали, что их отношения были эротическими , так и теми, кто не приводил таких аргументов .
В литературе
Любовь с первого взгляда фигурирует в большом количестве литературных произведений, таких как:
- «Элегия леди Фьямметты» Джованни Боккаччо . Автор описывает разрушительное действие любви с первого взгляда на женщину.
- « Троил и Крессида » Джеффри Чосера. Автор изображает роковую любовь Троила и Крессиды в последние дни Троянской войны .
- « Ромео и Джульетта » Уильяма Шекспира . Ромео влюбляется в Джульетту , когда впервые видит её.
- « Чувство и чувствительность » Джейн Остин . Кристофер Брэндон был очарован голосом Марианны и влюбляется в Марианну с первого взгляда, когда видит, как она играет на пианино.
- « Русалочка » Ханса Кристиана Андерсена . Русалочка влюбляется в принца, когда она впервые видит его и спасает его от утопления.
- « Отверженные » Виктора Гюго . Герои Мариус Понмерси и Козетта влюбляются, взглянув друг другу в глаза.
- «Любовь с первого взгляда» Джеймса Брандера Мэтьюза . Автор пишет: «Как только доктор увидел её, он почувствовал, что любит её всей силой своего существа; ни один удар любви с первого взгляда не был более внезапным или более непреодолимым», сказал о человеческой шахматной игре, где королева тот, кого любят с первого взгляда.
- « Сага о Форсайтах » Джона Голсуорси . При описании автором встречи Джона и Флер в галерее.
- « Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова . Мастер и Маргарита влюбляются друг в друга, прогуливаясь рядом по одной из московских улиц.
- В « Голодных играх » Сьюзен Коллинз . Пит Мелларк влюбляется в главную героиню, Китнисс Эвердин, когда впервые видит её в первый день в школе и слышит, как она поет.
Также троп встречается в произведениях Данте Алигьери , итальянского поэта средневековья, который много раз писал о Беатриче Портинари . Данте влюбился в неё в раннем детстве, и её смерть в 1290 году оказала большое влияние на его жизнь. Беатриче появляется в роли гида в « Божественной комедии » Алигьери.
В опере
Сюжеты опер должны быть сжаты, чтобы соответствовать их исполнению в музыке, и поэтому они хорошо подходят для сюжетных линий, в которых главные герои влюбляются с первого взгляда. Часто этот момент вдохновляет композиторов на необычайно прекрасную музыку. Многочисленные примеры включают:
- В опере Моцарта « Волшебная флейта » (1791) принц Тамино предстает в образе принцессы Памины и мгновенно влюбляется в неё. Он поет о своих чувствах, когда они раскрываются в арии «Dies Bildnis ist bezaubernd schön» («Этот образ очаровательно прекрасен»).
- В «Прогулке» (1870) Рихарда Вагнера «Зигмунд, шатаясь, врывается в пустую хижину Хундинга. Зиглинда входит и обнаруживает незнакомца — они неизвестны друг другу, хотя брат и сестра. Они любят с первого взгляда» .
- В опере « Богема » (1896) Джакомо Пуччини «Родольфо … её прерывает Мими, соседка, которая ищет спички, чтобы зажечь свечу. Холодно, и Мими и Родольфо прижимаются друг к другу. Они рассказывают друг другу о своем прошлом в двух трогательных ариях. Это любовь с первого взгляда» .
- В арии «Di rigori armato il seno» из оперы « Кавалер розы » (1911) Рихарда Штрауса , описывается любовь с первого взгляда. Два главных героя, Октавиан и Софи, влюбляются друг в друга с первого взгляда, когда Октавиан выполняет свой титульный долг, преподнося Софи ароматную серебряную розу от имени её поклонника .
См. также
Примечания
- См. например, поэмы «Влюбленные» и « Героиды » Овидия , в которых часто говорится о всепоглощающей страсти, вызванной стрелами Купидона
- См. ниже письмо Овидия из Парижа
- В оригинале «Lovesickness» — тоска по любви
- M. ZIMMERMAN-DE GRAAF. (англ.) // Mnemosyne / B. P. REARDON. — Los Angeles: University of California Press, 1993. — Vol. 46 , iss. 1 . — P. 111—117 .
- Plato, Edith Hamilton, Huntington Cairns. (англ.) . — New York: Pantheon Books, 1961. — 1786 p.
- Игорь Буккер. . Правда.Ру (10 июля 2008). Дата обращения: 2 июля 2022. 27 февраля 2019 года.
- Chad Alligood. (англ.) // Anistoriton : Journal. — 2012—2013. — Vol. 13 . 1 августа 2019 года.
- . (англ.) // London Review of Books . — 2019. — Vol. 41 , no. 3 . — P. 19 . 24 февраля 2019 года.
- Thorsten Opper. Hadrian: Empire and Conflict. — London: British Museum Press, 2008. — 256 p.
- ↑ Giovanni Boccaccio, Robert P. apRoberts, Anna Bruni Seldis. . — 2019.
- Джованни Боккаччо . Филострато , песнь 1, строфа 29
- G. Bullough, William Shakespeare, Peter Alexander. (англ.) // The Modern Language Review. — 1953. — Vol. 48 , iss. 3 . — P. 332 .
- Jean Rousset. . — Librairie José Corti, 1981.
- ↑ . web.archive.org (25 ноября 2009). Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано из 25 ноября 2009 года.
- ↑ Бытие 24:67
- Joel Cohen. (англ.) . — Paulist Press, 2007. — 136 p. 2 июля 2022 года.
- Randall C. Bailey. (англ.) // Religious Studies Review. — 2006. — Vol. 32 , iss. 2 . — P. 116—116 .
- Yaron Peleg. (англ.) // Journal for the Study of the Old Testament. — 2005. — Vol. 30 , iss. 2 . — P. 171—189 . 2 июля 2022 года.
- // Benezit Dictionary of Artists. — Oxford University Press, 2011.
- (англ.) // THE MAKING OF MODERN EUROPE, 1648—1780. — Abingdon, UK: Taylor & Francis. — P. 90 .
- Henry Lowell Mason. (англ.) . — Henry L. Mason, 1913. — 154 p. 2 июля 2022 года.
- (англ.) . www.opera-online.com . Opera Online — The opera lovers web site. Дата обращения: 2 июля 2022. 2 июля 2022 года.
- Mario Lanza. (англ.) . Дата обращения: 2 июля 2022. 3 августа 2021 года.
- 2021-02-01
- 1