Interested Article - Деметра
- 2021-07-13
- 1
Деме́тра ( др.-греч. Δημήτηρ , от δῆ, γῆ — «земля» и μήτηρ — «мать» ; также Δηώ , « Мать - земля ») — в древнегреческой мифологии богиня плодородия , покровительница земледелия . Одна из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона . Атрибуты Деметры — это снопы пшеницы, корзины с цветами и фруктами, символизирующие богатство и плодородие земли, а также маки — символы сна и смерти.
Этимология, история, мифология
Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей всё живое на земле, уходит корнями ещё в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов её называли Матерью-Землёй (греч. Δημήτηρ, слав. Мать-Сыра Земля , инд. Prthivi-Matar ). Она — «Великая мать», порождающая всё живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чём она отождествлялась с великой богиней Гекатой , являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также её называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной») ; её дочь — Персефона — была царицей подземного царства мёртвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию . Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами ( Hes. ) .
Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны , тёща Аида . Сестра и возлюбленная Зевса , сестра Геры , Гестии , Аида и Посейдона . Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. Основным в мифологии о Деметре является миф о похищении Аидом её дочери Персефоны .
В гомеровской « Одиссее » упоминается миф о Деметре и критском божестве земледелия Иасионе , согласно которому они на трижды вспаханном поле плодоносного Крита порождают Плутоса (бога богатства); взревновавший Деметру Зевс убивает Иасиона молнией . По Гесиоду , в образе порождения Плутоса (богатства) сочетанием Деметры с Иасионом на троекратно вспаханной земле показано её научение людей земледелию .
По одной из версий мифа, от союза Деметры и Иасиона также родился Филомел . По Диодору , она была матерью Эвбулея .
У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону . Зевс соблазнил её в образе змеи . Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою сестру Деметру, которая получила имя Бримо . Посейдон соблазнил её в образе коня (см. ниже).
Получила от Аида как брачный дар Сицилию (её могут также называть родившейся на Сицилии ).
Учредила в честь Геракла для его очищения от убийства кентавров .
Деметра прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы ( Hom. ) .
В римской мифологии аналогом Деметры была Церера , богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и Исиды . Иногда Деметру видели в созвездии Девы .
Похищение Персефоны
Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу , который назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.
Её впервые убедил испить Геспер - Атлант , она трижды пересекала любую реку . Она посетила Иду . Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра в Мегарах .
В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби ) у родника (колодца) Анфиона. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея . Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели её в дом отца.
Входя в мегарон , богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира , заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять своё кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила её улыбнуться .
Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом ). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребёнка бессмертным , заворачивала его в пелёнки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребёнка. По одной из версий, ребёнок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своём божественном обличии и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.
В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертвы богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп . Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната , чтобы в определённое время года она возвращалась к мужу .
Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков .
Эпитеты Деметры
- Анфея — имя богинь — эпитет Деметры как матери Евбулея .
- Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры .
- Геркинна — эпитет Деметры .
- Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах .
- Део («Део конеродная») — имя Деметры в пророчестве Пифии аркадянам .
- Деоида — Деметра либо её дочь, соблазнённая Зевсом в облике змеи .
- Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры , святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония .
- Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло .
- Каллигения — эпитет Деметры .
- Карпофора (дарительница плодов).
- Мелена (Мелайна) — см. Деспина .
- Просимна — эпитет Деметры .
- Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии . В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба») . См. также .
- Фесмофора («Законодательница/Закононосительница», «устроительница») — эпитет Деметры , как научившая людей земледелию, что послужило их переходу к оседлому образу жизни и появлению с этим новых порядков . Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт . Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах . Также есть божество Фесмодотейра .
- Фурия (Турия) — эпитет Деметры .
- Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры .
- Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров . В Спарте её культ основан Орфеем .
- Эннея — эпитет Деметры . От места похищения Персефоны.
- Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе ( Аркадия ). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне , и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь , чьё имя нельзя разглашать непосвящённым, и коня Ариона .
Культ и праздники
Культ Деметры, возникший из земледельческих праздников, распространился по всей территории влияния средиземноморской культуры. Его центром был город Элевсин , расположенный неподалёку от Афин .
Когда наступало время сева , древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории , в которых участвовали главным образом женщины. Фесмофории сопровождались ритуалами , направленными на увеличение плодовитости людей, животных и плодородия природы . С развитием в Древней Греции виноградарства к культу Деметры присоединился культ Диониса .
Возникновение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам , вероятно их зарождение произошло в микенскую эпоху в середине II тыс. до н. э. . Согласно мифу, когда лишённая дочери Деметра после скитаний остановилась в Элевсине, прежде чем Зевс установил о возвращениях Персефоны к ней и они вернулись на Олимп, Деметра научила элевсинских правителей приношению священных жертв и элевсинским таинствам .
Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры, — это
Элевсинские мистерии
, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и её странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мёртвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили
кикеон
— напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме
Келея
, — и затем входили в храм, посвящённый богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвящёнными в тайны жизни и смерти; принимать в нём участие позволяли даже рабам
.
О Мистериях известно немного, так как посвящённым запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили
психотропные вещества
, благодаря которым участники обрядов достигали
изменённого состояния сознания
.
На горе Афон в Греции сохранился древний жертвенник Деметре.
Почитание
В античных Афинах : 6 таргелиона приносилось жертвоприношение Деметре Хлое [ источник не указан 1790 дней ] .
Когда наступало время сева (в аттическом месяце Пианопсионе ) [ источник не указан 1789 дней ] , древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории , в которых участвовали главным образом женщины .
В литературе и искусстве
В искусстве древних Деметра изображалась в двух ипостасях: как благостная людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как несчастная, скорбящая мать, разыскивающая свою похищенную Аидом дочь, — в облике зрелой женщины в покрывале .
Ей посвящены V и XIII гимны Гомера , VI гимн Каллимаха , XL орфический гимн. Упомянута в гомеровской « Одиссее » (V 125). Богиня стала персонажем пьес Аристия («Деметра»), Софокла (« Триптолем »).
В астрономии
В честь Деметры назван астероид (402) Хлоя , открытый в 1895 году, и венец Деметры на Венере .
См. также
Примечания
- ↑ Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 381—382.
- ↑ (англ.) — 1 — Jefferson: McFarland & Company , 2000. — P. 146. — 597 p. — ISBN 0-7864-0317-9
- Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1011—1012.
- Henry George Liddell, Robert Scott. (англ.) . — Harper & brothers, 1891. — P. 157. — 844 p.
- Charles Rowan Beye. (англ.) . — Anchor Press, 1975. — P. 163. — 492 p. — ISBN 978-0-3850-6443-9 .
- Деметра // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ .
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
- ↑ .
- Орфика, фр. 58, 145 Керн
- Овидий. Метаморфозы VI 114; по возможно ошибочному мнению Ф. А. Петровского (Овидий. Собрание сочинений. СПб, 1994. Т. 2. С. 504), «Деоидой» Овидий называет именно Деметру, а не Персефону
- Арнобий. Против язычников V 20
- Овидий. Метаморфозы VI 119
- Нонн. Деяния Диониса XXX 67
- Арнобий. Против язычников I 36
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 14, 3
- Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9; Гигин. Астрономия II 25, 2
- Каллимах. Гимны VI 8
- Еврипид. Елена 1322
- Павсаний. Описание Эллады I 43, 2
- Павсаний. Описание Эллады I 39, 1
- Гимны Гомера V 195—204; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 1
- Овидий. Метаморфозы V 537; Овидий. Фасты IV 608
- Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.178
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 90
- Орфические гимны XLI См. комм.
- Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 541
- ↑ Ликофрон. Александра 152
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 119
- Гимны Гомера V 47
- Павсаний. Описание Эллады VIII 42, 6
- Овидий. Метаморфозы VI 114
-
//
Реальный словарь классических древностей
/ авт.-сост.
Ф. Любкер
; Под редакцией членов
Общества классической филологии и педагогики
Ф. Гельбке
,
Л. Георгиевского
,
Ф. Зелинского
,
В. Канского
,
М. Куторги
и
П. Никитина
. —
СПб.
, 1885. — С. 508.
;
/ А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 419—420. - Павсаний. Описание Эллады IX 39, 4.5
- Аполлодор, фр.37 Мюллер // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.62
- Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий 299
- Павсаний. Описание Эллады II 37, 2
- Элиан. Пёстрые рассказы I 27
- Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 143
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 5, 2; 68, 3
- . Дата обращения: 27 марта 2014. 20 декабря 2013 года.
- Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
- Павсаний. Описание Эллады I 42, 6
- Орфический гимн к Мусею, ст.25
- Софокл. Эдип в Колоне 1601; Аристофан. Лисистрата 835; Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
- Павсаний. Описание Эллады II 35, 5
- Павсаний. Описание Эллады III 14, 5
- Павсаний. Описание Эллады IV 25, 5-7, ссылка также на Антимаха
- . Дата обращения: 27 марта 2014. 27 марта 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано из 27 марта 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 27 марта 2014. 4 марта 2016 года.
- Как отмечают, археологами не обнаружено никаких свидетельств культа Деметры на территории Элевсина относящихся к первой половине II тыс. до н. э. По-видимому возникновение элевсинского культа приходится на XV в. до н. э., по другой версии — относится к концу VIII в. до н. э. и примерно совпадает со временем создания гомеровского гимна от 7 октября 2018 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано из 19 апреля 2014 года.
- Древнегреческий календарь
- . Дата обращения: 22 июня 2020. 23 сентября 2020 года.
Литература
- / Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 364—366.
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 381—382.
- 2021-07-13
- 1