Естественная теология
- 1 year ago
- 0
- 0
Диалекти́ческая теоло́гия (« экзистенциальная теология », « критическая теология », « теология кризиса », « теология парадокса », « теология Слова Божьего », « неоортодоксальная теология ») — направление в теологии , возникшее в протестантских церквях Германии и Швейцарии в 20-е годы XX века. Являясь реакцией на социальный оптимизм и модернизм либеральной теологии , диалектическая теология выработала новый, неортодоксальный подход к традиционному протестантскому вероучению. Предшественником экзистенциальной теологии было творчество Сёрена Кьеркегора .
«Восприняв идеи раннего экзистенциализма , диалектическая теология исходила из факта тотального отчуждения человека, обусловленного утратой Бога или ложным его пониманием, возникшем на рационалистической основе. Вера не может базироваться на разуме и объективном знании, ибо между человеком и Богом существует абсолютный разрыв, преодолимый лишь посредством благодати, позволяющей индивиду открыть Бога в собственной душе и усмотреть истинный сверхразумный смысл евангельского откровения » .
Основные представители: этнические немцы кальвинист Карл Барт , лютеране Пауль Тиллих , Эмиль Бруннер , Рудольф Бультман , Фридрих Гогартен , а также американец евангелик Рейнгольд Нибур . Основой диалектической теологии является противоречие между иррациональной верой и религией, а также между вечным Откровением и историческим посланием, из которой позже родилась идея демифологизации Библии .
Идеи диалектической теологии продолжили разрабатывать за пределами Германии и США : (Дания), (Франция), (Нидерланды), Йозеф Громадка (Чехословакия). Диалектическая теология оказала влияние на богословскую мысль Ганса Урса фон Бальтазара и Ганса Кюнга в католицизме , а также на лютеранина Дитриха Бонхёффера .
Возникновение диалектической теологии способствовали события начала XX века : Первая мировая война , после которой случился подрыв веры в антропоцентризм либеральной теологии , которая представляла христианство как культурный феномен, возносящий духовно-моральные добродетели и, соответственно, то, что человек нравственно улучшается в последние десятилетия. Например, когда Карл Барт узнал, что один с его учителей Адольф фон Гарнак в августе 1914 года подписал манифест девяноста трёх , то начал отходить от либеральной теологии, и в 1918 году написал свой фундаментальный труд «Послание апостола Павла к Римлянам», где обосновано и содержательно раскритиковал либералов и фактически, начал генерировать новое направление теологии — неоортодоксию .
Обе стороны войны благословили оружие и утверждали, что Бог на их стороне. В нейтральной Швейцарии Карл Барт в своей выше указанной работе осмыслил взгляд, что люди не могут присвоить Бога для своих собственных верований и культуры. Бог совсем другой («совершенно другой»), и люди не имеют Его контроля. Делая это, Барт обратился как против традиционной ортодоксии, так и против оптимистической либеральной теологии своего времени. По его мнению, оба движения отождествляли свои собственные культурно-этические взгляды с волей Божией, и это было непозволительной абсолютизацией их собственных взглядов . Также считал и Пауль Тиллих, который оформил понимание теологии культуры уже после Второй мировой войны .
Между диалектической теологией и либеральной существуют некоторые различия, например, неоортодоксы, в отличие от либералов, признают трансцендентный Источник истины. Также у неоортодоксов христоцентричное богословие (по крайней мере, Барт так считал), в отличие от либералов. Однако по мнению консервативных богослов, между неоортодоксией и либерализмом существует больше сходств (например, неоортодоксы, как и либералы отвергают полную богодухновенность Библии и отрицают все то, что невозможно понять в ней рациональным путём) [ источник не указан 2699 дней ] , чем различий.
Неоортодоксия сильно подчеркивает откровение Бога Богом как источник христианской доктрины . Это в отличие от естественной теологии , сторонники которой включают Фому Аквинского , утверждающего, что знание о Боге можно получить через сочетание наблюдения природы и человеческого разума; этот вопрос остается дискуссионной темой в некоторых христианских кругах по сей день .
Большинство неоортодоксальных мыслителей отмечали трансцендентность Бога. Барт считал, что упор на имманентность Бога побуждал людей представить, что Бог означает не что иное, как человечество в целом. Он подчеркнул «бесконечное качественное различие» между человеческим и божественным, возвращение к старым протестантским учениям о природе Бога и опровержение интеллектуального наследия философского идеализма . Это привело к общей девальвации философских и метафизических подходов к вере, хотя некоторые мыслители, в частности Пауль Тиллих, пытались провести срединный курс между строгой трансцендентностью и онтологическим анализом положения человека; разницы в понимании повлекло дальнейший раскол в движении .
Неортодоксия возрождает интерес к догматики и учению о Триедином Боге . Во многом такой подход обусловлен опорой на Откровение, превосходящее как разум, так и чувство. Библия не знает человека вообще, но она знает людей, призванных через веру. Вера является решительностью (экзистенциальным выбором в духе Кьеркегора), а не иррациональным постулатом или невнятным переживанием. В противоположность естественному откровению либеральных богословов диалектическая теология настаивает на уникальности Откровения Бога через Христа и то, что Бог уникально открыл свою сущность через Богочеловека Иисуса Христа .
В неоортодоксии грех рассматривается не как простая ошибка или невежество; это не то, что можно преодолеть разумом или социальными институтами (например, школами); ее можно преодолеть только благодатью Божией через Иисуса Христа . Грех рассматривается как нечто плохое в самой человеческой природе .
Многие из неоортодоксальных теологов использовали экзистенциализм . На Рудольфа Бультмана (который был связан, в частности, с Бартом и Бруннером в 1920-х годах) оказал большое влияние его бывший коллега в Марбурге , немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер . Рейнхольд Нибур и (в меньшей степени, преимущественно в своих предыдущих работах) Карл Барт, с другой стороны, находились под влиянием трудов датского философа 19 века Сёрена Кьеркегора. Кьеркегор был критиком модных в то время либеральных христианских модернистских попыток «рационализировать» христианство — сделать его приятным для тех, кого Фридрих Шлейермахер называли «культурными попирающими религию». Зато под такими псевдонимами, как , Кьеркегор утверждал, что христианство является «абсурдным» (т.е. оно выходит за пределы человеческого понимания) и ставит человека перед парадоксальным выбором. Решение стать христианином, считал Кьеркегор, не является фундаментально рациональным, а страстным — скачком веры .
Изучая Кьеркегора, теологи-неортодоксы приняли и идею неокантианства (которую, развивал ещё Кант ) о разделения духа и материи , о чём писал и датчанин . Эта идея поспособствовала отделению как и от либеральной, так и от ортодоксальной теологии, поскольку:
В случае с первой, вера являлась единственным путём познания духовного невидимого и у нее открывалась площадка для размышления, что давало возможность понимать Бога как неимоверного Абсолюта , к которому можно прийти только путём веры («смелого прыжка в невиданное разумом пространство», по Кьеркегору) и невозможно осмыслить рационально, что давало понимания, почему Воскресение и Вознесение Христа действительно возможно, чего не было в понимании либеральной теологии.
А с ортодоксией — чёткое отделение науки от религии , где религиозное мировоззрение не нападало на научные факты-открытия ХІХ-ХХ веков ( теория эволюции и др.), при том, что наука не нападает на идею Бога, духовного мира и жизни человека .
С самого начала эта школа мысли была преимущественно неприемлемой для протестантского фундаментализма , поскольку неоортодоксия в целом принимает библейскую критику ; вырабатывала консенсус о мировозренческих конфликтах, вызванных эволюционной наукой , антропогенезом , миллиардном возрастом Земли , поддерживая эти точки зрения, она сохраняет по крайней мере некоторые аспекты либеральной теологии ХІХ века .