Алистер Макграт родился в
Белфасте
, Северная Ирландия, вырос в Даунпатрике. В сентябре 1966 года он стал студентом в
(англ.)
(
, специализируясь в области фундаментальной математики, физики и химии. В 1971 году был избран для продолжения обучения в
(англ.)
(
Оксфордского университета, где его преподавателями были Джереми Р. Наулз и Р. Дж. Уильямс. После завершения специализации по химии в 1975 году он начал заниматься исследованиями в области молекулярной биофизики на кафедре биохимии Оксфордского университета под руководством профессора сэра
(англ.)
(
, который в настоящее время является заведующим кафедрой физиологии, анатомии и генетики Оксфордского университета. В 1975—1978 годах Макграт специализировался в аспирантуре
(англ.)
(
Оксфордского университета и в
Мертон-колледже
, затем в течение трёх месяцев специализировался в рамках Европейской организации по молекулярной биологии в университете Утрехта. В то же время Магкрат продолжал богословское образование в Оксфордском университете. В декабре 1977 года ему была присуждена степень доктора философии (PhD) Оксфордского университета за исследования в области естественных наук (
молекулярная биофизика
), а в 1978 году он завершил богословское образование. Взаимодействие христианского богословия и естественных наук стало основной темой его исследовательской работы и нашло своё наилучшее выражение в вышедшем в 2001—2003 года трёхтомном труде «
(англ.)
(
» (
англ.
Scientific Theology
).
С 1978 по 1980 год Макграт работал в Кембриджском университете в колледже св. Иоанна и готовился к рукоположению в
Церкви Англии
в Весткотт-Хаусе, Кембридж. В сентябре 1980 года он был рукоположён в сан
диакона
и начал служение в качестве куратора приходской церкви св. Леонарда в Уоллатоне, Ноттингем. В сентябре 1981 года Макграт был рукоположён в сан священника. В 1983 году назначен преподавателем христианского вероучения Уиклиф-холла в Оксфорде и сотрудником факультета теологии Оксфордского университета. В 1990 году был
приглашённым профессором
исторического богословия в Богословскую школу
Университета Дрю
в городе Мэдисон, штат Нью-Джерси.
В 1993 году Макграт был избран преподавателем-исследователем факультета теологии Оксфордского университета. С 1993 по 1997 год одновременно был профессором богословия
(англ.)
(
в Ванкувере. В 1995 году был избран главой
(англ.)
(
, а в 1999 году был награждён личной кафедрой теологии в Оксфордском университете и титулом «профессор исторического богословия». В 2001 году за исследования в области исторического и систематического богословия Макграт был удостоен степени доктора богословия (DD) Оксфордского университета. Макграт стал одним из основателей
(англ.)
(
. В 2004 году Макграт ушёл в отставку с поста главы Уиклиф-холла, чтобы стать первым директором только что организованного Оксфордского центра христианской
апологетики
. В 2005 году Макграт был избран членом Королевского общества искусств. В октябре 2006 года он был избран старшим научным сотрудником Харрис Манчестер-колледжа в Оксфорде, где начал руководить новым исследовательским проектом по
естественному богословию
, спонсируемым
Фондом Джона Темплтона
. Этот проект включает в себя организацию международной конференции по естественному богословию, которая была проведена в Оксфордском университете в июне 2008 года, а также престижные Гиффордовские лекции в 2009 году в Абердинском университете и лекции Хаслина в Кембриджском университете в 2009—2010 годах.
В сентябре 2008 года Макграт принял руководство вновь созданной кафедрой богословия, миссии и образования в департаменте образования и профессиональной подготовки в
Королевском колледже Лондона
и стал академическим главой Центра теологии, религии и культуры
.
Основной исследовательский интерес Макграта в настоящее время сосредоточен в области, известной как «
естественное богословие
», которая в настоящее время возрождается. В 2008 году вышла книга «Открытый секрет: новый взгляд на естественное богословие» (
англ.
Open secret: A New Vision for Natural Theology
)
, которая посвящена этой теме, как и Гиффордовские и Хаслинские лекции.
Макграт уважительно относится к взглядам атеистов, поскольку сам в прошлом был атеистом
. В последние годы он особенно интересуется феноменом «
научного атеизма
» и занимается исследованием специфического подхода к атеизму, предпринятого оксфордским зоологом и популяризатором науки
Ричардом Докинзом
, в частности противоречивой и проблематичной, по мнению некоторых критиков
, концепции «мемов» в объяснении Докинзом происхождения веры в Бога. Макграт весьма критичен к Ричарду Докинзу, называя его «поразительно невежественным в христианском богословии». Его книга «
Докинз как иллюзия?
» — ответ на книгу Докинза «
Бог как иллюзия
», была опубликована издательством SPKC в феврале 2007 года. В том же месяце Макграт имел два публичных диспута в Новом Орлеане по теме «Вредит ли религиозная вера здоровью общества, или является ли она необходимой, чтобы обеспечить моральные и этические основания здорового общества?», где он полемизировал с
Дэниэлом Деннетом
. Макграт регулярно занимается полемикой и диалогом с ведущими атеистами и научными скептиками и, в особенности, исследованием роли, которую играет
Чарльз Дарвин
в атеистической критике. В частности он дискутировал с
Сьюзан Блэкмор
,
(англ.)
(
и
(англ.)
(
.
Макграт является плодовитым писателем. Его книги переведены на 24 языка. В своих работах он часто ссылается на творения ранних
отцов церкви
, а также современных богословов, таких как
Томас Торранс
и Дж. А. Пэйкер. Макграт считает себя приверженцем «ортодоксального» направления, которое видит большую ценность в
патристической
традиции. Его области исследований включают
догматическое богословие
, церковную историю, взаимодействие науки и веры и другое.
Также Макграт известен как историк
Реформации
и исследователь богословских идей «магистерской Реформации».
Darwinism and the Divine: Evolutionary Thought and Natural Theology
(Oxford: Blackwell-Wiley, 2011). The 2009 Hulsean Lectures at the University of Cambridge
The Big Question: Why We Can’t Stop Talking About Science, Faith, and God
(2015),
(англ.)
(
,
ISBN
978-1-250-07792-9
Переводы на русский язык
Богословская мысль Реформации. / пер. с англ. — Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994. — 316 с.
ISBN 5-7707-5698-5
Понимание Троицы. — [Пер. с англ.] / Одесская Богословская Семинария, «Богомыслие». — Одесса: ОБС, 1995. — 160 c.
ISBN 0-86065-512-1
Введение в христианское богословие / пер. с англ.; Одесская богословская семинария ЕХБ. — Одесса : Богомыслие; СПб.:
, 1998. — 493 с. (Библейская кафедра).
ISBN 5-7707-5700-0
Кто изобрёл Вселенную?: страсти по божественной частице в адронном коллайдере и другие истории о науке, вере и сотворении мира. — М.:
АСТ
, Прайм, 2016. — 350 с. (Золотой фонд науки).
ISBN 978-5-17-098307-0
: 2500 экз.
Жизнь Жана Кальвина. / пер. с англ. В. Г. Савенкова. — Минск: Евангелие и Реформация, 2016. — 416 с.
ISBN 978-985-7122-18-9
Опасная идея христианства. Протестантская революция: история с XVI до XXI века / пер. с англ. Е. А. Устинович. — СПб.: Библейская кафедра : Библия для всех, 2017. — 528 с.
ISBN 978-5-7454-1460-2
500 экз.
Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию: подлинная история пророка, которого принимают за сказочника / пер. с англ.
Л. Б. Сумм
. — М.:
Эксмо
, 2019. — 518 с. (Жизнь гениев. Книги о великих людях).
ISBN 978-5-04-094274-9
: 3000 экз
«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии». — М.: Никея, 2022. — 272 с.
ISBN 978-5-907457-76-8
Просто апологетика. Как помочь ищущим и скептикам обрести веру. — «Христианский научно-апологетический центр» (перевод, оформление), 2022. — К.: «Книгоноша», 2023. – 234 с. ISBN 978-617-7930-22-7
Нарративная апологетика.— «Христианский научно-апологетический центр» (перевод, оформление), 2023. — К.: «Книгоноша», 2023. – 234 с.
ISBN 978-617-7930-36-4
Примечания
Alister E. McGrath //
(англ.)
— 1995.
Alister E. McGrath // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
21 августа 2010 года.
Nigel Bovey.
(неопр.)
.
(англ.)
(
. — «All I can say is that, with complete integrity, there are many Christians who see evolution as illuminating the way in which we understand Genesis and as giving us an enhanced vision of how God brought the world and humankind into being. People can make evolution atheistic but it doesn't have to be.» Дата обращения: 13 ноября 2010. Архивировано из
9 декабря 2018 года.
Roger Morris.
Is 'Theistic Evolution' a Cop-Out?. — Faith Interface. — «Modern proponents of theistic evolution include: Dr Francis Collins, former director of the Human Genome Project and author of The Language of God: A Scientist Presents Evidence for Belief (2007). Prof Alister McGrath, former Oxford molecular biophysicist and current Professor of Theology, Ministry and Education, and Head of the Centre for Theology, Religion and Culture at King's College, London. He is the author of numerous books and textbooks on Natural Theology and Scientific Theology. Rev. Dr John Polkinghorne, Physicist and Theologian from Cambridge University.».
Nigel Bovey.
(неопр.)
.
(англ.)
(
. — «'As a child I never had any interest in Christianity,' he says. 'I went through the motions of going to church with my parents but neither my heart nor my head was in it. It was while I was at the Methodist College, probably aged around 15 or 16, that I became an atheist – somebody who deliberately and intentionally does not believe in God and thinks that anyone who does believe in God is mentally deficient or seriously screwed up.'». Дата обращения: 13 ноября 2010. Архивировано из
9 декабря 2018 года.
Interview on CBC: The Hour 18 May 2007
Richard Barbrook
«
от 12 января 2008 на
Wayback Machine
»
(англ.)
(недоступная ссылка)
как ответ на «
от 26 сентября 2007 на
Wayback Machine
»
(недоступная ссылка)
(Gerfried Stocker)
Shipway, Brad. "The Theological Application of Bhaskar's Stratified Reality: The Scientific Theology of A. E. McGrath."
Journal of Critical Realism
3
(2004): 191–203.