2021 год в Санкт-Петербурге
- 1 year ago
- 0
- 0
Протестанты жили в Санкт-Петербурге практически с самого его основания. Это связано с тем, что Пётр I благоволил иностранным специалистам, которые реализовывали его план строительства европейского города на северо-западе России.
Старейшая лютеранская церковь Санкт-Петербурга немногим младше самого города. Деревянное здание было построено в 1704 (по другим данным в 1705 ) году на территории Петропавловской крепости первым обер-комендантом Санкт-Петербурга Романом Брюсом . Позже (по одним данным — в 1710 году, по другим — после смерти Брюса то есть после 1720 года) перенесена к Мытному двору на Городовой остров. В 1720-х годах церковь была ещё раз перенесена, на сей раз к Пятой Линии Литейной части (современная Кирочная улица ), где в то время проживало много лютеран, в основном служащих Литейного двора.
Первые протестанты c 1704 года собирались в доме Корнилия Крюйса . В 1724 году голландцы-реформаты возвели свою собственную церковь на берегу Мойки. C 1728 года существовала немецкая лютеранская община на Васильевском острове и на Невском. В 1734 году появился свой храм и у шведских лютеран, а в 1740 году обрели свою кирху св. Анны и немцы-лютеране на Кирочной улице . Особенностью первого этапа протестантизма в Санкт-Петербурге был «иноземный» характер.
В течение XVIII в. в Петербурге сложились 12 самодостаточных протестантских общин: три немецкие лютеранские , шведская лютеранская , финская лютеранская , две разнонациональные в кадетских корпусах, голландская реформатская , сводная немецкая реформатская и французская реформатская , англиканская (Английская набережная, 56) и немецкая «евангелических братьев». Совокупное число только взрослых членов общин в конце столетия превышало 6000 человек
К XIX веке в центре Петербурга образовался целый лютеранский квартал , ограниченный Большой Конюшенной , Малой Конюшенной , Невским проспектом и Шведским переулком . Внутри него до сих пор действуют три лютеранских храма: Марии (финский), Екатерины (шведский) и Петра и Павла (немецкий).
Ограничения («золотая клетка») со стороны властей, в частности, строгий запрет на проповедь по-русски, приводили к замыканию традиционных протестантских общин по национальному признаку и гонениям на распространителей новых учений, таких, как штунда , а затем и баптизм .
Возникновение евангельского христианства в среде российской аристократии связана с визитом в Санкт-Петербург Гренвилла Редстока в 1874 году . Это событие получило известность в протестантской литературе как « Петербургское пробуждение ». Во главе русских последователей Редстока стал Василий Пашков . Уже в 1884 году в Санкт-Петербурге прошел первый съезд христиан-баптистов, штундистов , меннонитов и пашковцев, за которым последовала жесткая реакция со стороны властей (все делегаты были арестованы ). В 1909 году в Санкт-Петербурге провели свой съезд евангельские христиане , который был подготовлен прибывшим в 1901 в Петербург Иваном Прохановым .
К настоящему времени в Петербурге действует около 10 лютеранских храмов: Петрикирхе (кафедральный собор ЕЛКРАС ), общины св. Марии (кафедральный собор ЕЛЦИ ), Михаила (на В.О.), св. Анны (на Кирочной улице), две кирхи св. Екатерины ( на В.О. и при шведском посольстве ), Зеленогорская , Ломоносовская и Пушкинская кирха , эстонский приход св. Иоанна . В 2003-2010 существовала лютеранская община пастора Владимира Картунена "Преображение" .
Также проводят свои собрания баптисты (Дом молитвы на Поклонной горе ), пятидесятники , адвентисты , пресвитериане («корейские христиане») , методисты , а также реформаты и англикане — две последние общины проводят свои богослужения в Шведской церкви св. Екатерины . В 2012 году протестанты начали миссионерскую работу среди трудовых мигрантов из стран Средней Азии