Interested Article - Протестантизм в Латвии

Церковь Святого Петра — один из символов Риги

Протестантизм в Латвии — одно из направлений христианства в стране. По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в Латвии проживало 450 тыс. протестантов , которые составляли 20,1 % населения этой страны . Согласно тому же источнику, протестантизм является крупнейшим направлением христианства в стране. В докладе Министерства юстиции Латвии численность протестантов оценивается в 739 тыс. человек (2012 год) .

В 2012 году в Латвии действовала 621 протестантская община .

Большинство протестантов этой страны по национальности являются латышами . В стране действуют также русскоязычные протестантские общины, которые посещаются русскими , украинцами , белорусами . Протестантами являются также большинство живущих в стране немцев и эстонцев .

Протестантизм оказал существенное влияние на историю и культуру Латвии; с лютеранством связывают появление первых письменных памятников на латышском языке .

Исторический обзор

Новая церковь Гертруды , фото нач. XX века

Первыми христианскими миссионерами в Прибалтики были греки, датчане и славяне, проповедовавшие здесь уже в X и XI веках. Считается, что первая христианская церковь на территории современной Латвии была построена в 1071 году . В XII веке в Латвии служат немецкие священники.

Утверждение протестантизма

Протестантская реформация была начата в Латвии в 1521 году немецким священником Андреасом Кнопкеном , пастором рижской церкви Святого Петра . Проповеди Кнопкена и защита им лютеранского вероучения вскоре снискали большое число последователей в Ливонии ; в 1539 году её крупнейшие города Рига, Дерпт и Ревель вошли в состав протестантских городов, приобретя поддержку императора Священной Римской империи .

Протестантская вера утверждалась в ходе столкновений с католическими иерархами Ливонии, однако смогла утвердиться, следствием чего явилось решение в Вольмаре от 17 января 1554 г., давшее протестантам право свободно исповедовать свою веру и законным образом избирать себе пасторов . В то время, как католические епископы заботились преимущественно о сохранении земельных владений, религиозную проповедь и паству перенимали протестанты .

В 1555 году представитель Магистра Ливонского ордена подписал Аугсбургское соглашение . С тех пор лютеранская церковь стала наиболее влиятельной церковью Латвии .

После раздела Ливонии в 1561 г. и смерти Рижского архиепископа Вильгельма Бранденбурга к 1563 г. в Ливонии не осталось католических епископов. Немецкая знать перешла в протестантизм, а коренное население было привержено прежней вере, положения которой переплетались с широко распространенными языческими обрядами.

Создание церковной системы в Курляндии

В 1561 году лютеранство принял последний Ливонского ордена , ставший герцогом Курляндии и Семигалии , — Готхард фон Кетлер . Понимая, что протестантские общины не имели законного статуса и устава, что порождало беспорядок и злоупотребления, он распорядился провести визитации всех общин, в ходе которых пасторам надлежало подтвердить способность служить. В качестве первого лютеранского в Курляндию пригласили пастора Ш. Бюлова из Саксонии. Проехав по стране, Бюлов признал ситуацию плачевной и в 1566 г. покинул Курляндию .

Однако Кетлер в 1567 г. добился решения ландтага о выделении средств на строительство храмов и организацию церковных школ. Визитации он поручил своему секретарю Саломону Хеннингу , а затем из Вестфалии на должность суперинтендента был приглашён А. Эйнгорн — талантливый проповедник и администратор. Общими усилиями они развернули беспрецедентное строительство новых церквей, первоначально деревянных, и реставрацию сохранившихся католических .

Таким образом, к концу XVI в. в Курляндии действовало до 100 церквей (из них 70 новых), а количество пасторов выросло с 25 в 1565 г. до более чем 120 в 1600 г. Духовное образование имели лишь приезжавшие из Германии священники (выпускники Виттенбергского , Ростокского и Кёнигсбергского университетов ). Курляндские кандидаты на духовное звание обучались у опытных пасторов по основам вероучения и практике служения .

На основе проектов, разработанных Эйнгорном, Хеннингом и канцлером Курляндии М. фон Брунновым, Кетлер принял в 1570 г. церковные уставы, одобренные ландтагом в 1572 г. и действовавшие в Курляндии до XIX в. В их основу легли описание порядка богослужений и обрядов из рижского церковного устава, порядок экзаменации и описание обязанностей священнослужителей из мекленбургского устава, некоторые части курляндских уставов пересказывали церковно-практические труды Лютера и Меланхтона . Своеобразие уставов обусловили практические замечания и рекомендации касательно церковной ситуации в Курляндии. Изысканный барочный стиль с обилием красивых фраз, повторов и побочных тем сделал курляндские уставы одним из самых пространных протестантских церковно-канонических документов XVI в.

Протестантские общины

Попытка контрреформации, предпринятая Стефаном Баторием в начале 1580-х годов не увенчалась успехом; в Риге сопротивление католичеству вылилось в т. н. календарные беспорядки .

В XVI веке в Латвии также возникают кальвинистские общины. В 1733 году в Риге была построена реформатская церковь.

В дальнейшем, распространению протестантизма способствовал перевод Библии на латышский язык в XVII веке. Большую работу по переводу проделал поселившийся в Латвии пастор лютеранской церкви Эрнст Глюк .

В 1729 году в Видземе проповедь начинают гернгутеры . Их служение, продолжавшееся целое столетие, оказало значительное влияние на духовную, культурную и социальную жизнь латышского народа .

Англиканский храм, построенный в 1853-59 гг.

В 1830 году в Риге официально формируется англиканская община. В 1853-59 годах община строит храм Святого Искупителя , действующий до сих пор.

В 1861 году в Латвии состоялось первое водное крещение по баптистскому обряду . В 1875 году в стране был образован Союз латышских баптистов. В первой половине XX века латышские баптисты занимались миссионерской деятельностью в Сибири, Бразилии, Индии, Китае и Боливии .

В середине 1890-х годов в Латвии начали проповедь Герхард Перк и некоторые другие адвентисты . В мае 1896 года Людвиг Конради организовал адвентистскую церковь в Риге. К 1912 году в стране было уже 300 адвентистов; к 1934 — 2 тыс.

В 1921 году в Латвии начинают деятельность методисты .

В 1923 году в Латвии начали служение два офицера шведского подразделения Армии Спасения . Деятельность этой организации была запрещена в 1939 году и восстановлена в 1990 .

В 1926 году из США в Латвию возвращается латыш Янис Гревиньш, принявший в Америке пятидесятничество . В 1927 году Гревиньш организовывает Латышско-американское миссионерское общество, которое было закрыто властями в 1930 году .

Современное состояние

Лютеранская церковь в Риге

Крупнейшей протестантской церковью страны является Евангелическо-лютеранская церковь Латвии . Согласно докладу Министерства юстиции Латвии, прихожанами церкви в 2012 году являлись 715 тыс. человек . По собственным данным, членами церкви считаются 250 тыс. латвийцев (2011 год) . Церковь входит во Всемирную лютеранскую федерацию и поддерживает тесные связи с Миссурийским синодом . Богослужения в общинах проводятся на латышском языке, в Риге имеются русскоязычные приход святого Луки и приход Богоявления (проводит богослужения в англиканском храме). Отношения с государством регулируются специальным законом, принятым сеймом Латвии в 2008 году. В стране также действуют малочисленные Конфессионально-лютеранская церковь аугсбургского исповедания (ок. 600 прихожан) и община немецких лютеран (315 человек) .

Пятидесятнический храм в Валдемарпилсе

Пятидесятники (9,7 тыс.) и неопятидесятники (6,7 тыс.) объединены в несколько союзов. Объединение латвийских пятидесятнических церквей (епископ — Я. Озолинкевич) состоит преимущественно из латышских общин и насчитывает 3,2 тыс. прихожан в 52 приходах . Латвийский центр пятидесятнических церквей (епископ — Н. Гриб) включает в себя русскоязычные общины и насчитывает 3,2 тыс. верующих и 39 общин . В стране также действует не регистрированная Объединённая церковь христиан веры евангельской (епископ — В. Алтухов). К пятидесятникам примыкает община последователей У. Брэнхема . Неопятидесятники представлены движением «Новое поколение» (пастор — А. Ледяев ); по данным Минюста в 2012 году прихожанами Нового Поколения были 3020 человек, движению принадлежало 19 культовых зданий . В Латвии также действуют и другие неопятидесятнические общины — «Радостная весть» (Prieka Vēsts), общины, связанные с т. н. «Торонтовским благословением» и др.

Баптистская церковь в Екабпилсе

Союз баптистских церквей в Латвии в 2013 году объединял 90 приходов и 6,6 тыс. верующих . Союзу принадлежит 28 культовых зданий .

Церковь адвентистов седьмого дня объединяет 52 общины и 3,95 тыс. членов . 29 адвентистских общин имеют собственной здание.

Евангелическая реформатско -братская церковь Латвии (138 верующих) проводят богослужения в единственном храме в Риге. В стране также действует небольшая община пресвитериан (26 человек) .

Среди других групп следует назвать евангельских христиан (1,5 тыс., 18 общин), Новоапостольскую церковь (1,3 тыс.), методистов (760 верующих в 13 общинах), Армию Спасения (ок. 400 человек), мессианских иудеев (62 человека, 3 общины) и англикан (50 человек) .

Примечания

  1. (англ.) . Pew Research Center (январь 2011). Дата обращения: 15 марта 2014. 7 января 2012 года.
  2. (латыш.) . Latvijas Republikas Tieslietu ministrija (2012). Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано из 28 октября 2014 года.
  3. Solveiga Krumina-Konkova and Nikandrs Gills. Latvia // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton and Martin Baumann. — 2-е. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO , 2010. — P. 1688—1692. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6 .
  4. Melton J. G. Baltic States // Encyclopedia of Protestantism. — Facts On File, Inc., 2005. — С. 65—66. — 628 с. — (Encyclopedia of World Religion). — ISBN 0-8160-5456-8 .
  5. Д.В. Смирнов. . Православная энциклопедия (18 апреля 2018). Дата обращения: 3 сентября 2021. 3 сентября 2021 года.
  6. Брахман В. Реформация в Ливонии // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. — 1880. — Т. 3 . — С. 15-105 .
  7. Treulieb E. Die Reformation der kurländischen Kirche unter Gotthard Kettler // Baltische Kirchengeschichte / Hrsg. R. Wittram. — Göttingen, 1956. — С. 77-86, 313-314 .
  8. Jouko Talonen. Latvia // The Encyclopedia of Christianity / Erwin Fahlbusch, Geoffrey William Bromiley. — Wm. B. Eerdmans Publishing, 2003. — Vol. 3 том. — P. 199—203. — 952 p. — ISBN 0-8028-2415-3 .
  9. William H. Brackney. Latvia // . — Scarecrow Press, 2009. — P. 334—335. — 712 p. — ISBN 0810870711 .
  10. // . — М. : Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, 1989. — 624 p. 4 марта 2016 года. . Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. Gary Land. Latvia // . — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2005. — P. 166. — 419 p. — ISBN 0810853450 .
  12. Sigvard Ihlar. Sweden and Latvia Territory // . — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, Incorporated, 2006. — P. 564—567. — 798 p. — ISBN 0-8108-5344-2 .
  13. Глава восьмая Церковь христиан веры евангельской в республиках Прибалтики // Просила Россия дождя у Господа. — Киев: Христианская миссия «Возможность», 2003. — Т. 3. — 1005 с. — ISBN 966-95609-77 .
  14. (англ.) . Lutheran World Federation (15 января 2012). Дата обращения: 15 марта 2014. 8 января 2014 года.
  15. Latvia // / Stanley M. Burgess, Eduard M. Van Der Maas. — Grand Rapids, Michigan: Zondervan; Exp Rev edition, 2002. — С. 168. — 1328 с. — ISBN 0310224810 .
  16. (англ.) . Baptist World Alliance. Дата обращения: 15 марта 2014. 27 июня 2012 года.
  17. (англ.) . Adventist Atlas. Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано из 16 февраля 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Протестантизм в Латвии