Interested Article - Исламская философия
- 2021-08-15
- 1
Исламская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших ислам и пользовавшихся в основном арабским языком (реже — персидским языком ). Позднее начинают всё чаще появляться труды на национальных языках исламских стран (турецкий, урду и др.). Иногда в рамках исламской философии рассматриваются также труды средневековых еврейских философов, написанные на арабском языке и испытавшие явное влияние исламской религиозной доктрины. Современные исламские философы нередко также пишут на английском языке, поскольку их труды ориентированы на знакомую с английским языком элиту арабских стран, Пакистана (где английский является официальным), а также мусульманскую диаспору в странах Запада.
В наши дни исламская философия претерпела значительные изменения, в том числе под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская философия» — не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т. п.
Ввиду того, что ислам в мусульманских странах является обязательной доктриной , в этих странах существуют или существовали своеобразные гибриды традиционных направлений философии с (политическая концепция М. Каддафи , «исламской демократии» А. Соруша и др.). При этом в настоящее время арабоязычная философия оказывает значительное влияние на философскую мысль Ирана, тогда как обратная тенденция не наблюдается — работы иранских философов в арабском мире малоизвестны.
История
|
Проверить информацию.
|
В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа :
- классический, или средневековый (VIII—XV вв.);
- позднее Средневековье (XVI—XIX вв.);
- современность (вторая половина XIX—XXI вв.).
Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, закончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии. От позиций ортодоксального ислама довольно сильно отклонилась школа мутазилитов .
В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии . Основателем арабского аристотелизма был Аль-Кинди . Особый вклад в исламскую философию сделал Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед аль-Фараби , который создал свой знаменитый « », в котором объединены аристотелизм и исламские богословские представления, основой исламской философии выступает утверждение единственности и всеобщности божественного логоса для всех, вне зависимости от отношения к исламу как таковому [ источник не указан 323 дня ] .
Основные проблемы и концепции
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Направления
Представители
Средневековье и Новое время
- Аль-Газали
- Аль-Кинди
- Аверроэс
- Авиценна
- Аль-Фараби
- Ар-Рази
- Замахшари
- Ибн Мискавейх
- Ибн Хальдун
- Маарри
- Омар Хайям
Современность
- Амр Халед (Египет)
- Али Шариати (Иран)
- Гейдар Джемаль (Россия)
- Ибрагим Тауфик (Россия)
- Мухаммад Икбаль (Пакистан)
- Абуль Ала Маудуди (Пакистан)
- Абдолкарим Соруш (Иран — США)
- (Палестина — США)
- (Иран — США)
- (Пакистан — Великобритания)
- Мортеза Мотаххари (Иран)
- (Иран — Ливан)
- (США)
- Фетхуллах Гюлен (Турция)
Литература
- Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. М., 1960
- Закуев А. Философия «Братьев чистоты». Баку,1964.
- Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.
- Фролова Е. А. Проблема Декарта в современной арабской философии.// Вопросы философии . — 1969. — № 5.
- Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). М., 1979.-152 с.
- Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.-168 с.
- Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998.-527 с.
- Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. М., 2000. С. 229—244.
- Смирнов А. В. Логика смысла: Теория и её приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М., 2001. — 504 с.
- Универсалии восточных культур. М., 2001.-431 с.
- Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учебное пособие. М., 2006.-199 с. ISBN 5-9540-0057-3
- Лимэн Оливер. Введение в классическую исламскую философию. Пер. с анг. М., 2007.-280 с. ISBN 5-7777-0262-7
- Корбен Анри. История исламской философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 360 с. — ISBN 978-5-89826-301-0
Примечания
- от 24 января 2012 на Wayback Machine — статья из Новой Философской энциклопедии на сайте ИФ РАН
См. также
- Джадидизм
- Золотой век ислама
- Астрономия исламского Средневековья
- Арабо-мусульманская эстетика
- Энциклопедия братьев чистоты
Ссылки
- 2021-08-15
- 1