Эта статья содержит список терминов, связанных с
исламом
и специфичных слов, применяемых в исламской литературе и в повседневной жизни мусульман. Для удобства каждый термин имеет ссылку на соответствующую статью в Википедии.
Большая часть терминов не имеет русскоязычных аналогов и публикуются на основе арабского, тюркского или персидского варианта в том виде и с тем смыслом, в котором они употребляются чаще всего среди русскоязычных мусульман.
Содержание
А
Авлия́
(араб.
أولياء
) — праведники, приближенные к Аллаху, усердствующие в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения. У суфиев — «святые», которые могут обладать сверхъестественными способностями (
караматами
).
‘Аврат
(араб.
عورة
— слабое незащищенное место, половые органы) — часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для женщин авратом считается всё тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин — от пупка до колен включительно.
‘Аза́б аль-кабр
(араб.
عذاب القبر
) — испытание и наказание, которым подвергается человек после смерти до наступления Судного дня.
‘Аки́ка
(араб.
عقيقة
— перерезание) — жертвоприношение одного или двух баранов, совершаемое при рождении ребёнка.
Алла́х
(араб.
الله
— Бог) — единый и единственный достойный поклонения Бог, творец мира и господин Судного дня, пославший к людям своего посланника (расуль) Мухаммада.
Аль-Акса
(араб.
المسجد الاقصى
— самое дальнее место поклонения) — мечеть на Храмовой горе в
Иерусалиме
, третья святыня ислама.
Аль-вала валь-бара
(араб.
الولاء والبراء
— дружба и непричастность) — доктрина, подразумевающая необходимость дружбы с единоверцами (мусульманами) и непричастность к неверующим.
Анса́р
(араб.
أنصار
— помощники [пророка]) — коренные жители Медины, которые обратились в ислам и стали сподвижниками пророка Мухаммеда. Вместе с
мухаджирами
составляли мусульманскую общину Медины.
Ахират
(араб.
الآخره
— конец, последний) — вечная, загробная жизнь состоящая из жизни в раю либо в аду.
Барзах
(араб.
برزخ
— преграда) — место пребывания человеческой души в период между физической смертью и днём воскрешения из мёртвых.
БисмиЛлах
(араб.
بسملة
) — фраза означающая
«С именем Аллаха»
, с которой начинаются все суры Корана, кроме
девятой
.
Бид‘а
(араб.
بدعة
— новшество) — нововведения, которые были введены в исламскую религию после периода жизни пророка Мухаммада и его сподвижников.
Бура́к
(араб.
البراق
— сияющий, молниеносный) — животное из потустороннего мира, на котором пророк Мухаммед совершил ночное путешествие (
исра
) из Мекки в Иерусалим.
В
Вахй
(араб.
وحي
— откровение) — божественное откровение, скрытый и быстрый способ передачи сообщений пророкам напрямую, или через ангелов.
Вуду́
(араб.
وضوء
— омовение) — ритуальное омовение, являющееся обязательным условием для совершения
намаза
,
тавафа
, прикосновения к Корану, включающее в себя омовение лица, рук, головы и ног.
Г
Газават
(араб.
غزو
— вторжение) — войны, в которых лично участвовал пророк Мухаммед. Иногда выступает синонимом джихада.
Гурии (Хурийя)
(араб.
حورية
— черноокие) — райские девы, которые будут супругами праведников в раю.
Гусль
(араб.
غسل
— купание) — акт полного очищения тела путём ритуального купания.
Джана́ба
(араб.
جنابة
— осквернение) — состояние полового осквернения, которое наступает после половой близости или поллюции во сне.
Джаннат
(араб.
جنّة
— сад) — рай, райские сады, в которых будут пребывать праведники и верующие.
Джаханнам
(араб.
جهنم
— Геенна) — ад, вечное местопребывание грешников и неверующих после смерти.
Джа́хилия
(араб.
جاهلية
— невежество) — доисламские времена, времена язычества.
Джибриль
(араб.
جبريل
— могущество Бога) — ангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам. Соответствует библейскому
Архангелу Гавриилу
.
Джизья
(араб.
جزْية
— дань) — подушный налог, взимаемый со взрослых мужчин немусульман, живущих на территории мусульманского государства в обмен на освобождение от службы в армии.
Джинн
(араб.
جنّ
— джинн) — творения, созданные из огня и обладающие свободной волей. Джинны могут быть как мусульманами, так и неверующими (шайтаны, бесы).
Джиха́д
(араб.
الجهاد
— усердие, усилие) — усердие в благих делах, приложение усилий в благих делах, борьба за веру.
Джуз
(араб.
جزء
— часть) — одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана.
Джум‘а-мечеть
(араб.
مسجد الجمعة
— пятничная мечеть) — мечеть для совершения пятничной молитвы.
З
Закя́т
(араб.
زكاة
— то, что очищает) — обязательная милостыня, налог, взимаемый раз в году с мусульман, владеющих определённым имуществом. Один из
пяти столпов ислама
.
Зикр
(араб.
ذكر
— поминание) — духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенных формул, содержащей имя Аллаха.
‘Иба́дат
(араб.
عبادة
— служение) — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны всевышнему Аллаху. К поклонению относятся намаз, пост, жертвоприношение, мольба, обет и т. п. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.
Ибли́с
(араб.
إبليس
— дьявол) — имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом, и пребывал среди ангелов, но из-за своей гордости был низвергнут с небес.
‘Идда
(араб.
عدة
— несколько) — период (4 месяца и 10 дней) выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину.
Иджма́‘
(араб.
إجماع
— согласие) — единогласное мнение большинства исламских учёных-правоведов.
Иджтиха́д
(араб.
اجتهاد
— усилие над собой) — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.
Ика́мат
(араб.
إقامة
) — призыв на молитву, читаемый после азана и непосредственно перед молитвой.
Има́м
(араб.
إمام
— предводитель) — руководитель коллективной молитвы; Почётный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей
мазхабов
и т. д.; Глава мусульманской общины.
Инса́н ка́миль
(араб.
إنسان كامل
— совершенный человек) — в суфизме идеал совершенного человека, победившего в себе
нафс
и достигшего состояния
хакика
.
‘Ирфа́н
(араб.
عرفان
) — особый вид сакрального знания о том, каким должен быть истинный мусульманин-монотеист, и о том, как достичь близости к Аллаху.
Исра́ф
(араб.
إسراف
— расточительство) — отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как безрассудная трата чего бы то ни было: времени, денег, слов, подарков, душевных и физических сил и т. д.
Истинджа́
(араб.
استنجاء
— подмывание) — правила поведения в туалете (а также в ситуации, сопровождающей мочеиспускание и испражнение), предписанные мусульманину шариатом.
Истихса́н
(араб.
استحسان
) — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали её.
‘Итика́ф
(араб.
عتكاف
) — уединение в мечети ради поклонения Всевышнему Аллаху, в течение которого мусульманин не имеет права без уважительной причины покидать мечеть и совершать половое сношение с женой.
Ифта́р
(араб.
إفطار
— разговение) — прием пищи после захода солнца во время поста.
Ихра́м
(араб.
إحرام
— посвящение) — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам.
Ихса́н
(араб.
احسان
) — высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха так, как будто он видит Его. Ибо даже если он не видит Его, он знает, что Аллах видит его.
Ка‘ба
(араб.
الكعبة
— куб) — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке. В сторону Каабы мусульмане обращают своё лицо во время молитвы, а во время хаджа вокруг Каабы совершается обряд
таваф
.
Када
(араб.
قَضَى
— предписание) — решение
кади
(судьи; см.
Кадар и када
); также выполнение обязательного предписания с опозданием.
Каусар
(араб.
الكوثر
— изобилие) — одна из райских рек, дарованных пророку Мухаммеду.
Ка́фир
(араб.
كافر
— отрицающий) — человек, неверующий в существование Единого Бога (Аллаха) и отрицающий посланническую миссию Мухаммеда.
Каффа́ра
(араб.
كَفَّارَة
— искупление) — искупление за совершение греха.
Кибла
(араб.
قبلة
— направление) — направление на Каабу в Мекке. Сторона, в которую мусульмане совершают свою молитву.
Кура́н
(араб.
القرآن
— чтение) — свод откровений, произнесённых пророком Мухаммедом от имени Аллаха.
Курбан-байрам
(
тур.
Kurban Bayramı
) — праздник жертвоприношения и окончания хаджа, отмечаемый в 10 день месяца
Зуль-хиджа
в память жертвоприношения пророка Авраама.
Лайлат аль-Кадр
(араб.
ليلة القدر
— ночь предопределения) — одна из ночей месяца Рамадан.
аль-Ляух аль-Махфу́з
(араб.
اللوح المحفوظ
— Хранимая Скрижаль) — скрижаль, на которой записаны все прошедшие и будущие события в мире.
М
(араб.
المعوذتان
— два заклинания) — две последние суры Корана.
Мазхаб
(араб.
مذهب
— доктрина, школа) — религиозно-правовые школы в области мусульманского права.
Макру́х
(араб.
مكروه
— нежелательный) — действия, которые шариат признает нежелательным или порицаемым.
Мала́ика
(араб.
ملائكة
— посланник, вестник) — ангел, разумное существо, обычно невидимое человеком, беспрекословно выполняющее все приказы Аллаха.
Масх
(араб.
المَسْحُ
— протирание) — стирка и чистка одежды и обуви, протирание кожаных носков.
Матн
(араб.
متن
— доска) — слова и действия пророка Мухаммеда, описанные в хадисе.
Махди
(араб.
مهدي
— ведомый) — провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия.
Махрам
(араб.
محرم
— запрещённый) — близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но имеет право оставаться с ним наедине и отправляться в путешествие.
Муба́х
(араб.
مباح
— допустимый) — в шариате, часть дозволенных действий, совершение которых не предписывается, но и не запрещается.
Мукатта‘а
(араб.
مقطعة
— разрозненные [буквы]) — комбинации букв, с которых начинаются 29 сур Корана.
Муджа́хид
(араб.
مجاهد
— борец, совершающий усилие) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
(араб.
معجزة
— недосягаемый) — чудо, выходящее за пределы человеческих возможностей и служащее доказательством истинности пророческой миссии.
Исра́ ва-ми‘ра́дж
(араб.
الإسراء والمعراج
— путешествие ночью и вознесение) — событие произошедшее с пророком Мухаммедом, во время которого он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а затем вознесён на небеса.
Муджаддид
(араб.
مجدد
— обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам.
Мумин
(араб.
مؤمن
— верующий) — человек, усердно выполняющий свои религиозные обязанности, старающийся не совершать грехов, и, вершащий праведные поступки.
Муна́фик
(араб.
منافق
— лицемер) — люди, языком говорящие что уверовали, в то время как в сердце у них остается неверие.
Мустахабб
(араб.
مستحبّ
— рекомендуемый) — желательные действия, за которые человек получает вознограждение(саваб).
Мусхаф
(араб.
مصحف
) — сборник написанных и собранных в одном месте листов в виде книги, будь то
Коран
или другая книга.
Мута‘а
(араб.
نكاح المتعة
— брак для удовольствия) —
временный брак
, который был распространён среди арабов
до появления ислама
и разрешен в первые годы ислама, но впоследствии запрещен. На сегодняшний день разрешён у шиитов.
Муташа́биха́т
(араб.
متشابهات
) — неясные, трудно понимаемые аяты Корана, которые притягивают особое внимание комментаторов.
Мухаммед
(араб.
محمد
) — арабский проповедник единобожия и исламский пророк.
Муфтий
(араб.
مفتى
— высказывающий мнение) — учёный-знаток
шариата
, дающий разъяснение его основных положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого
заключения
, основываясь на принципах
шариата
и прецедентах.
Муха́джиру́н
(араб.
المهاجرون
— переселенцы) — переселенцы в Медины из Мекку под предводительством пророка Мухаммеда. Переселенцы, беженцы в странах ислама, люди совершающие хиджру.
Н
Наджа́са
(араб.
نجاسة
— нечистота) — нечистоты, к которым относятся моча, кал, рвота, мертвечина, свинина и т. д.
Нафиль
(араб.
نافلة
) — необязательные обряды для поклонения Аллаху, которые желательно совершать, даже если имеются несовершенные обязательные намазы.
Нафс
(араб.
نفس
— душа) — животные страсти, сущность человека, его «Я».
Ниса́б
(араб.
نِصاب
— кворум) — сумма, при наличии которой человек обязан выплачивать
закят
.
Ният
(араб.
نية
— намерение) — осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него.
Р
Расу́ль
(араб.
رسول
— посланник) — исламский пророк, которому было дано новое Писание и принесший новый закон.
(араб.
رواية
— версия) — одна из версий хадиса идущая от разных передатчиков.
С
Са‘й
(араб.
سعى
— бег) — семикратное прохождение определённым образом расстояния между холмами
Сафа и Марва
.
Салават
(араб.
صلوة
— благословение) — фраза
Салла-ллаху аляйхи ва салам
, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада.
Саляф
(араб.
سلف
— предшественник) — праведные предшественники, жившие в первые 300 лет после Хиджры. Поколения жившие с третьего века по наши дни называются халяфами.
Сива́к
(араб.
سواك
) — щетка для чистки зубов, сделанная из веток и корней дерева арак (Salvadora persica), при разжёвывании которых волокна разделяются и превращаются в кисточку.
Суху́р
(араб.
سحور
— завтрак) — предрассветный приём пищи во время поста.
Сира́т
(араб.
الصراط
— путь, мост) — очень тонкий мост, который расположен над огненной преисподней.
Сихр
(араб.
سحر
— колодовство) — колдовство и магия, один из больших грехов.
Су́ра
(араб.
سورة
— глава, стих) — одна из 114 глав Корана.
Т
Та́би‘ун
(араб.
تابعین
— последователь) — мусульманин, живший во времена пророка Мухаммеда, но не видевший его лично, либо тот, кто видел и общался со сподвижниками пророка Мухаммеда.
Та́би‘ ат-та́би‘ин
(араб.
تابع التابعين
— после табиинов) — ученики
табиинов
, которые никогда не видели сподвижников пророка Мухаммеда.
Тавассуль
(араб.
توسُّل
— искать близости, добиваться расположения) — способ приблизиться к Аллаху посредством другого человека,
Прекрасными именами Аллаха
или хорошими поступками.
Тава́ф
(араб.
طواف
— обход вокруг) — ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы и
Хиджр Исмаила
во время хаджа.
Танзи́х
(араб.
تنزيه
— очищение, отрешение от всего дурного и недостойного) — отрицание применимости к Аллаху каких бы то ни было характеристик (аусаф) и определений (худуд) ввиду отсутствия среди творений Аллаха чего-либо, что было бы подобно ему.
Тафси́р
(араб.
تفسير
— разъяснение) — наука толкования и комментирования аятов
Корана
Таха́рат
(араб.
طهارة
— очищение, омовение) — ритуальное очищение, включающее в себя малое омовение (
вуду
) и ритуальное купание (
гусль
)
Таяммум
(араб.
تيمم
) — очищение песком или специальным камнем, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой.
У
‘Укуба
(араб.
عقوبة
— штраф) — один из четырёх основных разделов исламского права (фикха), в котором рассматриваются проблемы наказания за нарушения шариата.
Фитра
(араб.
فطرة
— природа, инстинкт) — первозданное естество человека; идея человека; человек в его наилучших возможностях.
Х
Хади́с
(араб.
حديث
— сообщение) — рассказ, содержащий слова пророка Мухаммеда или описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочку учёных-мухаддисов (иснад).
Хаджж
(араб.
حجّ
— паломничество) — один из
пяти столпов ислама
, связанный с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время.
Халя́ль
(араб.
حلال
— дозволенный) — дозволенные поступки в шариате.
Хани́физм
(араб.
حنيفية
) — религия пророка
Ибрахима
, которую исповедовал пророк Мухаммед до начала пророческой миссии.
Хара́м
(араб.
حرام
— запрещенный) — в шариате — запретные действия.
Ха́физ
(араб.
حافظ
— хранитель) — знающий наизусть весь Коран. Учёный-
мухаддис
, знающий наизусть более 100 000 хадисов.
Хиджра
(араб.
هجرة
— переселение) — вынужденное переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новой вехой в истории ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинается со дня переселения пророка Мухаммеда (15—16 июля 622 года).
Хизб
(араб.
حزب
— сторона, партия) — одна из 60-ти частей Корана, половина джуза.
Хумс
(араб.
خمس
— пятая часть) — обязательный налог у шиитов, составляющий одну пятую от годового дохода.
Шари́‘ат
(араб.
شريعة
— источник) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.
Шафа́‘ат
(араб.
شفاعة
— заступничество) — заступничество, которое будет разрешено Аллахом сделать в день Страшного суда пророкам во главе с Мухаммадом за всех грешников-мусульман для того, чтобы они были избавлены от адских мук и вошли в рай.
Шаха́да
(араб.
الشهادة
— свидетельство) — свидетельство Единобожия и посланнической миссии пророка Мухаммеда.