Монотеизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Монотеи́зм ( букв. «единобожие» от др.-греч. μόνος «один» + θέος «Бог» ) — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога .
Монотеизм может быть эксклюзивным — вера в одного персонального и трансцендентного Бога (в противоположность политеизму и пантеизму ), который объявляется личностью , и инклюзивным — допускает существование Бога в нескольких формах или манифестациях при условии, что все они, по сути, являются одним и тем же Богом .
Монотеизм характерен для авраамических религий ( иудаизм , христианство , ислам ) , но также представлен в философии индуизма , в сикхизме , в других религиях.
Некоторые исследователи считают, что монотеизм неоднороден и в нём можно выделить теизм , пантеизм , панентеизм , деизм , пандеизм и другие .
Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος ( monos ) — «один», θεος (theos) — «бог» и было создано в сравнительно недавнее время . Первое использование этого слова исследователи относят к работе «Тайна Божественного» ( англ. The Grand Mystery of Godliness , 1660) английского неоплатоника Генри Мора .
Существуют две версии происхождения монотеизма:
Некоторые исследователи полагают, что понятие монотеизма относительно и эта концепция является результатом постепенного развития генотеизма (состояния религиозного сознания, когда единичные божества ещё не имеют определённости и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии (система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).
В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном , почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме .
По мнению некоторых исследователей, элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях .
Согласно этой версии, изначальной религией народов был монотеизм, который потом «деградировал» до политеизма.
В современном религиоведении концепция прамонотеизма используется в основном для обоснования богословских позиций.
Так, религиовед и церковный деятель Андрей Зубов высказывается следующим образом :
Если учёному удаётся преодолеть покров тайны, окутывающий личность и имя Бога-Творца, то он может обнаружить Его в религиозных представлениях практически любого племени. Как вы помните, в XIX и даже в самом начале XX века большинство учёных отрицали возможность веры в единого Бога-Творца у «дикарей». Они считались для этого «высокого знания» слишком примитивными. На грани веков доминировала точка зрения Э. Б. Тэйлора, не утратившая сторонников и по сей день, в соответствии с которой первоначальной религией является анимизм, вера в духов, постепенно развивающаяся до политеизма и в качестве высшей религиозной формы достигающая состояния единобожия, монотеизма. Первым среди религиоведов и этнологов это убеждение поколебал Эндрю Лэнг, издавший в 1898 году ставшую классической книгу «Становление религии». Это, построенное на большом этнографическом материале, собранном непосредственно автором, исследование, побудило другого учёного, немецкого католического священника, выдающегося этнолога и лингвиста Вильгельма Шмидта создать двенадцатитомную монографию «Истоки представлений о Боге», в которой на необъятном материале доказывалось, что первоначальной верой человечества являлся монотеизм, лишь со временем более или менее заросший ряской политеистических и анимистических предрассудков.
Косвенно подтверждает эту версию и наличие в некоторых политеистических религиях так называемых «небесных богов», которые характеризуются отсутствием культа и прежде всего отсутствием какого-либо календаря сезонных ритуалов .
Известный религиовед, историк религий, этнограф и писатель Мирча Элиаде приводит некоторые примеры таких «небесных богов», почитаемых разными малоцивилизованными народами. Говоря о «непопулярности» почитания «небесных богов» Элиаде утверждает, что « Верховный небесный бог повсюду уступает место другим объектам почитания. Морфология подобной субституции может быть различной, но смысл её практически везде один и тот же: отход от трансцендентности и пассивности небесного существа и обращение к более динамичным, активным и легкодоступным формам религии. Можно сказать, что мы наблюдаем за „постепенным понижением сакрального до уровня конкретного“, когда жизнь человека и окружающая среда приобретают все больше и больше оттенков сакральности » .
С точки зрения современного религиоведения , древнеегипетская религия является сугубо политеистической . Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций , выделением главных богов , и монотеизмом .
Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно, являлся Амон , является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно. Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде Гора , Ра , Осириса , Птаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них .
Многие египтологи и историки XIX—начала XX века и строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми. При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций .
Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино , стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение ), магию и науку . После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль .
В среде исследователей существует мнение о тождественности религиозной реформы ( атонизм ) фараона XVIII династии Эхнатона (XIV век до н. э.) появлению первого монотеизма . Зигмунд Фрейд в работе « Моисей и монотеизм » высказал мнение, что культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей , проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа ( Адонай ) . Другие считают, что Эхнатон практиковал единый культ ( генотеизм или монолатрия ) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона .
В древнегреческой мысли монотеистическая идея зарождается у Гесиода , Ксенофана и других мыслителей . Разработанная концепция Единого , или блага появляется в платонизме . В своих сочинениях Платон ещё использует политеистическую терминологию. Дилемма Евтифрона , например, формулируется как «благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?» Прообразом монотеизма в платоновском диалоге « Государство » является поиск абсолютной истины в аллегории « Миф о пещере » и идея абсолютного блага. Позже в эллинистическом иудаизме эксплицитно формулируется монотеистическая концепция. В I веке Филон Александрийский предпринял попытку синтеза платонизма с представлениями о Боге в иудаизме .
Развитие философской разновидности монотеизма относится к времени поздней античности . В «Халдейских оракулах» (II век) отражены представления о едином божестве в промежуточном платонизме и с элементами гностицизма . В завершающей стадии развития античного платонизма неоплатонизм стал последней точкой опоры античной философии в полемике с христианским монотеизмом .
Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более существование других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии , а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения . Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама .
С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители , монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории придерживаются также и часть современных исследователей .
Профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:
Некоторые ученые утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита…
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму , традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы : трёх ипостасей ( Бог Отец , Бог Сын , Святой Дух ), единых по своей божественной природе.
В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями ( иудаизм , ислам ) как тритеизм или политеизм . Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства , но была отвергнута на Первом Никейском соборе .
Один из Отцов Церкви , крупнейший систематизатор христианского вероучения Св. Иоанн Дамаскин так писал по этому вопросу:
Итак, мы называем ипостаси (Св. Троицы) совершенными, чтобы не ввести сложности в Божеское естество, ибо сложение — начало раздора. И опять говорим, что три ипостаси находятся одна в другой взаимно, чтобы не ввести множества и толпы богов. Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог.
— Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. — Москва, 1992
Вместе с тем, подчёркивая монотеизм христианства, антитринитарии отрицают и критикуют тринитарное учение .
Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. Суть Единобожия в исламе заключается не только в Единственности, но также и в определении. Имам Насафи говорит: «Он (Аллах) не является органом (джисм), атомом (джаухар), при этом, Он не образуется из чего-то (мусаввар), ничем не ограничен (махдуд), не исчисляем (ма’дуд), ни делится на части (мутараккаб) и при этом Он не имеет конца. Он не описывается качеством или количеством, не занимает места в пространстве, не подвержен времени. Ничто не подобно Ему». Имам ат-Тахави пишет в своей знаменитой работе «Акыда ат-Тахави»: «Тот, кто описывает Аллаха смыслами из смыслов творений, становится неверующим». Мулла Али аль-Кари говорит в своём комментарии на Аль-Фикх аль-Акбар Абу Ханифы: «Мы не в состоянии понять Всевышнего Аллаха. Что бы мы не вообразили в своём уме, Аллах отличен от этого, поскольку сказано „Но они не могут охватить Его своим знанием“» (Мина ар-Рауд аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар", с. 117). Также известны высказывания Ибн Таймийи из его Собрания фетв (Маджмуату-ль-фатава): «Аристотель и его последователи во многом более невежественны в вопросах Божественности, чем иудеи и христиане», «Многобожие преобладает в христианах, а высокомерие — в иудеях», «Иудеи в основном уподобляют Творца творениям, в то время как христиане уподобляют творения Творцу».
С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства . С точки зрения Корана , мусульманами (покорившимися) были все пророки . В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда , получившего сведения о новой религии в виде Корана . Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях ( Пять столпов ислама ) . Первое и главное из них — это Шахада , или свидетельство веры: «Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его») . В этой формуле заключена фундаментальная идея ислама — Таухид , то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единственность Бога — Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог») — и показать Его исключительное право на поклонение Ему людей .
Таухид является одним из основных, фундаментальных догматов ислама, которое означает прежде всего отрицание политеизма ( ширк ), выражающееся в шахаде . Таухид означает признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего. Основным принципом таухида является утверждение того, что существует только один Бог-Творец, сотворивший всё сущее бытие. Он вечен и управляет всеми процессами во вселенной. Всё нуждается в Нём, а Он не нуждается ни в чём и ни в ком. Доктрина таухида отвергает христианскую Троицу , утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери, а также утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу . Важной частью доктрины таухида является необходимость поклонения только лишь Аллаху . Ширк — многобожие , заключается в обожествлении и поклонении чему-либо ограниченному вместо ничем не ограниченного Творца, приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей» . Ширк является величайшим грехом в Исламе, за который человек не получит прощения, если умрёт в таком положении. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие, которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды в мирской жизни .
Согласно учению ислама , чистый таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада . Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада , возрождает Таухид ханифа Ибрахима (библейского Авраама ) . На уровне спекулятивной теологии проблема таухида решалась в плане объяснения соотношения сущности ( зат ) Аллаха и Eго атрибутов ( сифат ), Tворца и Eго творений .
Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами . Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов. Ашариты и толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности ( вахид фи затихи ля шарика лах ), его вечных атрибутов ( вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лах ) и его действий ( вахид фи аф‘алихи ля шарика лах ). Ханбалиты включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы ( таухид аль-улюхия ); признание его единственным Творцом и путеводителем ( таухид ар-рубубия ); и полную самоотдачу человека Аллаху ( таухид аль-‘убудия ). Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих ( таухид аль-’амма ).
Концепция Бога в вере бахаи монотеистична и трансцендентна . Бог описывается как «личностный, непознаваемый, недостижимый, источник всех откровений, вечный, всеведущий, вездесущий и всемогущий» . Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают посланников Бога (пророков), которых они называют «Богоявлениями». Обязательная молитва в бахаи содержит явное признание монотеизма .
Традиционной системой верования многих династий начиная с династии Шан (1766 г. до н. э.) до современного периода сконцентрировано на почитании (буквально «высший предок», обычно переводится как «Бог») или (небо) как всемогущей силы . Эта система верования предшествовала развитию конфуцианства и даосизма , и введению буддизма и христианства . Небо рассматривалось как всемогущее существо, наделённое персонифицированной, но не телесной формой, что является особенностью монотеизма. В изречениях Конфуция в Лунь юй мы видим представления о небе, которое ведёт человека на протяжении всей жизни, поддерживает с человеком личные отношения, ставит задачи, которые люди должны выполнить, чтобы научиться добродетельности и нравственности . Однако эта вера не была подлинно монотеистической, существовали другие меньшие боги и духи в разных местностях, которым поклонялись наряду с Шан-Ди . В некоторых течениях, таких, как моизм , заметно приближение к монотеизму, поскольку меньшие боги и древние духи полностью подчиняются воле Шан-Ди (по аналогии с ангелами в западной цивилизации).
Индуизм принято описывать как политеистическую религию . Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах . Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции . Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме , панентеизме , пантеизме , монизме и даже атеизме . Трудно провести параллель между индуизмом и библейским или исламским монотеизмом . В индуизме развились свои, крайне сложные монотеистические представления . В богословии многих форм вайшнавизма , шиваизма и шактизма Единое Верховное Существо выступает в роли Творца , хранителя и разрушителя материальной вселенной, в роли спасителя верующих .
Вайшнавизм — одно из основных направлений в индуизме. Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму . Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции, как бхакти и бхакти-йога , базируются на таких пуранических текстах, как « Бхагават-гита », « Вишну-пурана », « Падма-пурана » и « Бхагавата-пурана » . Для обозначения Кришны как Верховной ипостаси Бога в монотеистическом контексте используется санскритский термин сваям-бхагаван .
В ньяйе , одной из шести главных теистических школ индийской философии , приводятся несколько аргументов в обоснование существования Бога и идеи монотеизма, оспаривается предположение школы миманса о существовании множества полубогов ( девов ) и мудрецов ( риши ) и их роль в начале мироздания .
Сикхизм — монотеистическая религия , возникшая в XV веке в Пенджабе на основе учения гуру Нанака ( 1469 — 1539 ) и десяти гуру сикхов (включая священное писание). Иногда сикхизм относят к одной из разновидностей индуизма .
«Один Бог для всех» — одно из фундаментальных положений священного текста сикхизма Гуру Грантх Сахиб . Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун ( Абсолют ) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца .
Кроме монотеизма, в сикхизме выражена идеалистическая форма монизма : внешний мир является иллюзией ( майя ) и только Бог является протяжённой реальностью.
Зороастрийское учение, распространившееся в 1-е тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в соседних областях , содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога .
Современный зороастризм базируется на принципах, кодифицированных в Авесте . Ахура Мазда (Ормазд, «Господь Мудрый») — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратустрой единым Богом . Бог Ангра-Майнью — властелин смерти и мрака — является противовесом и вечным врагом Ормазда и его блаженного царства света.
Зороастризм оказал влияние на авраамические религии . На Востоке зороастризм повлиял и на становление северного варианта буддизма, а в первые века христианства на него ориентировались учения гностиков ( манихейство ) .
Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии народов Анд, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи - Пача Камака . Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки .
Монотеистическая религия в единого бога Тенгри — это культ вечного Голубого неба — Верховный бог. Древние кипчаки называли его Тенгри, алтайцы — Тенгри, Тенгери, киргизы – Тенир, турки — Танри, якуты — Тангара, кумыки — Тэнгири, балкаро - карачаевцы — Тейри, татары — Тэнгри, азербайджанцы — Танры, монголы — Тэнгер, чуваши — Тура, казахи – Танир [ неавторитетный источник ] .