Interested Article - Джаннат

Джа́ннат ( араб. جنّة ‎ — сады‎) — в исламской эсхатологии : райский сад , в котором после Судного дня ( киямат ) будут вечно пребывать праведники . Для обозначения рая также употребляются слова ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай») и другие .

В Коране и сунне пророка Мухаммада даётся описание рая , его уровней и особенностей. В Коране упоминаются названия 4 садов и рек . Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно в раю . Однако вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай, будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но, по мнению некоторых богословов, дети рождаться не будут . Кораническое описание рая породило несколько богословских проблем, среди которых вопросы сотворённости рая и возможности «лицезрения Аллаха» .

Этимология

Для обозначения рая употребляются слова джа́нна («сад»), ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай»), ’иллиюн («возвышенное») и т. д.

Арабское слово джанна означает «сад». Оно также употребляется во множественном числе — джаннат («сады»). Чаще всего оно употребляется в устойчивых словосочетаниях, объединяющих главные признаки коранического рая:

  • «сады благодати» — джаннат ан-на‘им
  • «эдемские сады» — джаннат ‘адн
  • «райские сады» — джаннат аль-фирдаус
  • «сад вечности» — джаннат аль-хульд
  • «сады пристанища» — джаннат аль-ма‘ва
  • «сад возвышенный» — джаннатун ‘алия .

Для обозначения рая также используется слово дар — «обитель», точнее, «обитель праведников» в потустороннем мире ( ахират ). В Коране и сунне пророка Мухаммада в отношении рая употребляются следующие словосочетания:

  • «обитель мира» — дар ас-салям
  • «обитель богобоязненных» — дар аль-муттакин
  • «обитель [вечного] пребывания» — дар аль-мукама .

Описание рая

После Судного дня (киямат) верующие попадут в рай, а неверующие будут вечно гореть в аду . В раю люди будут вечно наслаждаться благами, уготованными им Аллахом . Главной наградой для обитателей рая будет созерцание Господа . Аллах создал рай и ад до сотворения творений, и они не будут уничтожены. . Рай охраняют ангелы во главе с ангелом, которого зовут Ридван .

Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различных категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса . В хадисах упоминается райское дерево Туба и множество других деревьев, стволы которых состоят из золота . В Коране упоминаются деревья «тальх» (акация), «увешанное плодами» и «сидр» без обычных для них шипов . Венчает рай дерево « Сидрат аль-мунтаха » (Лотос крайнего предела) .

Можно сказать, что исламская картина рая продолжает древневосточную традицию представлений о Последней жизни ( ахират ) с включением в него особенностей представления о высшем наслаждении, свойственное жителям пустыни. Параллели исламского образа рая можно найти в иудейских, христианских и древнемесопотамских текстах. В мекканский период образ рая был более эмоционален, в мединский — более конкретен. В мединских сурах появляются подробные описания райских рек, «чернооких» гурий и т. д .

Райские сады и реки

Коранический рай — это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами . В раю имеются 4 сада (‘Адн , Фирдаус , Ма‘ва и На‘им ) и 4 реки ( Сальсабиль , Тасним , Ма‘ин и Каусар ).

Арабское слово ‘адн означает « эдем ». ‘Адн — одно из самых прекрасных мест рая, в котором будут пребывать в вечном блаженстве пророки , шахиды и другие праведники . В предании говорится, что в садах адна праведники смогут созерцать Лик Аллаха . Одни толкователи Корана (аз-Замахшари, аль-Байдави) считали, что ‘адн — это название конкретного места в раю (город, дворец или река). Другие считали, что это название части райских садов или вообще весь рай .

На самом верхнем уровне находится Фирдаус, выше которого уже начинается Трон Аллаха ( ‘Арш ). Иногда различные названия рая трактуются как названия разных его частей .

В райских реках текут вода, молоко, райское вино и мёд . Среди водоёмов особо выделяется Каусар, предназначенный специально для пророка Мухаммада, в который стекаются все райские реки .

Райские блага

В исламском предании имеются сведения о том, что все обитатели рая получат то, что невозможно себе представить и описать словами . Исламские богословы ( улемы ) считают, что описания в Коране и сунне рая и ада отражают лишь приблизительные представления на уровне человеческих понятий, а их истинная сущность непостижима и будет прояснена только после Божьего Суда. Все представления о загробной жизни принимаются мусульманами к сведению, с оговоркой того, что истинная сущность всего этого известна только Аллаху .

Для праведников, пребывающих в раю, уготована еда, питьё , прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён . Любая еда, которую они пожелают, будет им дана. В числе угощений будут «плоды, и пальмы, и гранаты», а также райское вино, которое не будет пьянить . Испражнения будут выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу .

Коранические образы райских наслаждений широко использовались в проповеднических целях ( дават ). В современных проповедях ислама конкретная образность рая иногда переплетается с символическим толкованием, а выдвижение на первый план различных аспектов зависит от аудитории и задач. Критика ислама оперирует подобными образами в качестве доказательства безнравственности и грубости ислама .

Лицезрение Аллаха

В Коране также упоминается лицезрение Аллаха: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» . Суннитские богословы (улемы) считают обязательным верить в то, что праведники увидят Аллаха в раю. В сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Давуда и ат-Тирмизи приводятся похожие версии хадиса, в котором говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами» . Возможность лицезрения Аллаха будет вершиной райских благ .

Обитатели рая

В раю будут пребывать праведники в возрасте 33 лет. В раю они не будут испытывать никаких проблем и трудностей . Они не будут пустословить и грешить .

В раю будет существовать супружеская жизнь , но дети рождаться не будут . Райские дома подобны шатрам гигантской величины, сделанные из яхонта , жемчуга и других камней . Праведники будут одеты в одежды из шёлка , атласа и парчи . На них также будут украшения из золота .

Обитатели рая возлежат на «ложах расшитых», на «коврах разостланных». Им прислуживают «мальчики вечно юные», похожие на «рассыпанный жемчуг», которые будут обходить праведников «с сосудами из серебра и кубками хрусталя». В воздаяние за те дела, что они совершили, им будут даны в супруги ( гурии ) «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому», «девственницы, мужа любящие, сверстницы», «черноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн» .

Богословские вопросы

Кораническое описание рая породило несколько богословских проблем, среди которых вопрос о его сотворённости и времени творения. Согласно распространённому суннитскому представлению, рай сотворён и существует, но основная часть райских наслаждений будет дарована только после Судного дня . Конкретная чувственность коранических описаний рая часто смущала исламских богословов. Некоторые из них ставили вопрос о возможности их символического толкования и рассуждали о преобладании интеллектуальных и духовных наслаждений над телесными .

В основы суннитского вероубеждения вошло положение, что главным наслаждением праведников в раю будет «лицезрение Аллаха». В отличие от суннитов, мутазилиты отрицали всякую возможность созерцать Бога, однако большинство суннитов подчёркивают реальность созерцания «лика Аллаха», не уточняя, как именно Аллах может выглядеть .

Примечания

  1. аль-Мутаффифин
  2. ат-Тавба
  3. аль-Баййина
  4. аль-Гашия
  5. , с. 59.
  6. аль-Кияма
  7. Шарху’ль-Акидадит-Тахавийя, с. 420—432; Маджмуу’ль-Фатава, XVIII, 307
  8. аль-Хадид
  9. ат-Тирмизи «Джанна» 2, /2528/
  10. ат-Тирмизи, «Тафсир», «Вакиа», /3289/, «Джанна» 1, /2525/
  11. ат-Тирмизи «Джанна» 1, /2527/
  12. аль-Ваки‘а
  13. аль-Ваки‘а
  14. ан-Наджм
  15. , с. 60.
  16. Мухаммад , ар-Рахман
  17. аль-Кахф
  18. ас-Саджда
  19. ас-Саффат
  20. аль-Бакара , Аль ‘Имран
  21. аль-Инсан
  22. аль-Мутаффифин
  23. аль-Ваки‘а
  24. аль-Кавсар
  25. аль-Бухари Тафсир. № 55
  26. Муслим Иман. № 296
  27. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 52. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  28. .
  29. аль-Бухари, «Баду’ль-Хальк» 8, «Тафсир», «Саджда» 1, «Таухид» 35; Муслим «Джанна» 2, /2824/; ат-Тирмизи «Тафсир» /3195/
  30. аз-Зарият
  31. аль-Ваки‘а
  32. Муслим «Джанна» 18, /3835/; Абу Давуд «Суннат» 23, /4741/
  33. аль-Бухари , «Мавакитус-Салат» 6, 26, «Тафсир», Каф 1, «Таухид» 24; Муслим «Масаджид» 211, /633/; Абу Давуд «Суннат» 20, /4729/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2554/
  34. Муслим «Имам» 297, /181/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2555/
  35. ад-Духан
  36. аль-Ваки‘а
  37. ат-Тирмизи «Джанна» 23 /2566/
  38. ат-Тирмизи «Джанна» 23
  39. аль-Кахф

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки

Источник —

Same as Джаннат