Interested Article - Усуль аль-фикх
- 2020-02-15
- 1
Усу́ль аль-фикх ( араб. أصول الفقه — «основы фикха») — дисциплина исламского права ( фикх ), систематизирующая источники , основы теории и методологии юриспруденции, является совокупностью четырёх «основ»: Корана , сунны , иджмы и кияса . В шариатской терминологии термин «усуль аль-фикх» означает «наука, которая изучает общие фикха, методы их использования и положения получающего пользу (из них)» .
Источники усуль аль-фикха
Классическими источниками права в усуль аль-фикхе являются Коран и сунна (предания о словах и действиях Мухаммеда ). Третьим по значимости источником является иджма — единодушное мнение авторитетных имамов - муджтахидов по вопросам, которые прямо не урегулированы ни в Коране, ни в сунне. Четвёртым по счёту источником является кияс — суждение по методу аналогии .
Если в интерпретации первых двух источников мусульманские правоведы- факихи придерживаются в основном одинакового мнения, то в отношении двух последних есть некоторые разногласия. Так, маликиты под иджмой подразумевают единодушное мнение только жителей города Медины , а захириты и некоторые ханбалиты в качестве иджмы рассматривают только единогласное мнение сподвижников Мухаммеда .
Шииты-джафариты помимо Корана и сунны также обращаются к мнениям двенадцати шиитских имамов в качестве источника права и отрицают кияс в качестве источника фикха. Ханафиты в качестве рационального метода широко используют истихсан , а маликиты — истислах .
Становление
Поскольку первое поколение исламских правоведов не нуждалось систематизации выводов фикха, усуль аль-фикх как особая дисциплина сложились не сразу. Считается, что Мухаммад сообщал своим сподвижникам о правилах и те в поисках таких правил обращались прежде всего к Корану и сунне. Если в этих главных источниках они не находили предписаний, то глубокое знание смысла ислама и образа мыслей пророка Мухаммеда позволяло им вводить новые практические нормы .
Так как новые поколения исламских правоведов не могли быть непосредственными свидетелями решений правовых вопросов пророком Мухаммедом и не обладали столь глубокими знаниями основ ислама как предшествующие поколения мусульман, возникла острая потребность в разработке строгих правил формулирования правовых норм на основе Корана и сунны. Расширение границ Арабского халифата поставили мусульманских правоведов перед необходимостью решать такие проблемы, которые были неизвестны первому поколению мусульман . В решении аналогичных вопросов появлялись существенные расхождения, которые могли привести к отклонению от истинных целей шариата. Все это и дало толчок к становлению концепции усуль аль-фикха не ранее второй половины VIII века .
Развитие
Ко второй половине VIII века сложились два ведущих подхода к разработке фикха, которые отличались способами формулирования норм. Первые — ахль аль-хадис , ориентировались прежде всего на сунну пророка Мухаммеда, а вторые — асхаб ар-рай , делали акцент на рациональные приемы решения вопросов фикха .
В конце VIII — начале IX века в рамках указанных направлений сформировались мазхабы , которые придерживались определенных правил формулирования норм фикха. Такие правила, систематизированные и всесторонне обоснованные в трактате Мухаммада аш-Шафии « », вошедшем в сборник «аль-Умм» стали основой теории усуль аль-фикха .
Классическая концепция усуль аль-фикха явилась результатом развития фикха как в значении мусульманской системы социально-нормативного регулирования, так и в смысле исламской юриспруденции (учения об этой системе). В процессе становления усуль аль-фикха происходила постепенная модификация и систематизация правовой практики с позиций мусульманского вероучения. Первые мусульманские судьи ( кади ) выносили решения преимущественно на основе собственного усмотрения (ар-ра’й). Кади принимали во внимание положения Корана лишь в той мере, в какой они считались соответствующими устоявшейся правовой практике, с учётом местных обычаев и традиций .
Правовые школы
С 20—30-х годов VIII века начала активно проводиться в жизнь линия на исламизацию права. Кадиями стали назначаться особо религиозные люди, стремившиеся утвердить всеобъемлющую мусульманскую систему правил поведения. Кади строго придерживались положений Корана и корректировали действовавшие правовые нормы и обычаи с учетом религиозных критериев. В большинстве случаев кади отказывались от традиционных правил или предписаний властей, противоречащим религиозным идеям и общим ориентирам, в пользу решений, основанных на общих целях шариата. Сформировавшееся таким образом ранние школы исламского права, считали необходимым подчинение права религиозно-этическим ценностям и идеалам и включении его в комплекс обязанностей, возложенных на мусульман. При принятии правовых решений данные школы пытались найти их прежде всего в предписаниях Корана, отодвигая на второй план свободное усмотрение ( ар-рай ). Это также относилось и тем к вопросам права, которые прямо в не предусмотрены Кораном. Правоведы видели свою задачу в формулировании конкретных норм на основе интерпретации этих общих религиозно-этических ориентиров (занният ад-далала) .
В толковании предписаний Корана ранние школы вкладывалось своё учение, ядро которого составлял собственный опыт, накопленный в результате самостоятельного решения вопросов фикха. Этот опыт, передаваемый из поколения в поколение, возводились к сподвижникам пророка Мухаммеда. Поэтому важной стороной учения правовых школ являлось представление об идеальных правовых нормах, которые вытекают из закрепленных Кораном общих целей шариата и практикуются сподвижниками пророка. Признание и авторитет местных правовых традиций базировался на консенсусе наиболее известных представителей той или иной школы .
Сунна
В середине VIII века на область фикха распространилась концепция сунны пророка , которое имело до этого лишь политический и теологический смысл. Большую роль в этом сыграли иракские правоведы, которые стали отстаивать необходимость строгого следования высказываниям и поступкам пророка Мухаммада. Со временем эта концепция стала находить все больше последователей, особенно среди мединских правоведов, которые отрицательно относились к любым самостоятельным решениям, основанным на свободном усмотрении (ар-ра’й) . Ар-рай первоначально не воспринимался как прямо предусмотренный шариатом, но со временем большинство сформулированных рациональным путём выводов было облечено в форму хадисов. Многие из этих выводов создавались для того, чтобы утвердить те решения, которые ранее уже были сформулированы правоведами с помощью кияса, истихсана или других рациональных аргументов. Активно применявшиеся ранними правовыми школами рациональные методы решения правовых вопросов впоследствии были восприняты концепцией усуль аль-фикха в качестве её важного элемента и составили основу иджтихада .
Шииты
В теории шиитского права разум не признается источником права . Шииты различаются в точном применении принципов в зависимости от того, следуют ли они джафарскому, исмаилитскому или заидитскому течению шиизма.
В шиитской джафаритской юриспруденции классификация всех действий человека такова :
- Ваджиб — обязательное;
- Мустахабб — поощряемое;
- Мубах — нейтральное, дозволенное;
- Макрух — нежелательное, но не запретное;
- Харам — запрещённое.
Примечания
- ↑ , с. 224—226.
- .
- ↑ , с. 243.
- ↑ , с. 244.
- , с. 245.
- Mansoor Moaddel, Islamic Modernism, Nationalism, and Fundamentalism: Episode and Discourse , pg. 33. Chicago : University of Chicago Press , 2005.
- Мухаммад Бакир ас-Садр. История илм аль-усул. Москва: «Исток», 2009.
Литература
- Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7 .
- Сюкияйнен Л. Р. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 243-247. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Аль-Усаймин М. Основы фикха // = араб. الأصول من علم الأصول / отв. ред. Абу Исхак Ашраф ибн Салих аль-Ашри ас-Саляфи. — Александрия: Дар аль-Иман, 2001. — 71 с. — ISBN 977-331-102-3 .
- 2020-02-15
- 1