Interested Article - Исмаилизм

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Исмаили́зм ( араб. الإسماعيلية ‎ — al-ʾIsmāʿīlīyah) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама , восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов . Титул имама низаритов , самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV .

История

Кризис преемственности

Амбиграмма , на которой имя « Мухаммед » ( араб. محمد ‎) читается как « Али » ( араб. علي ‎) при повороте на 180°

Исмаилизм имеет общие истоки с другими ранними шиитскими течениями, возникшими во время кризиса преемственности, который распространился по всей ранней мусульманской общине. С самого начала шииты отстаивали право Али , двоюродного брата Мухаммеда , иметь как политический, так и духовный контроль над общиной. Это также включало двух его сыновей, которые были внуками Мухаммеда через его дочь Фатиму .

Конфликт оставался относительно мирным между сторонниками Али и теми, кто отстаивал полудемократическую систему избрания халифов, до тех пор, пока третий из Праведных халифов , Усман , не был убит, и Али, при поддержке народа, взошёл на трон халифата .

Вскоре после его восшествия на престол Аиша , третья из жён Мухаммеда, заявила вместе с племенем Усмана, Омейядами , что Али должен взять кисас (кровь за кровь) у людей, ответственных за смерть Усмана. Али проголосовал против этого, так как считал, что ситуация в то время требовала мирного решения вопроса. Хотя обе стороны могли по праву отстаивать свои притязания, из-за обострившихся недоразумений состоялась Верблюжья битва , и Аиша потерпела поражение, но Али почтительно сопроводил её в Медину .

После этой битвы Муавия , омейядский губернатор Сирии, также поднял восстание под тем же предлогом. Али вёл свои войска против Муавии до тех пор, пока сторонники Муавии не приставили копии Корана к своим копьям и не потребовали, чтобы этот вопрос был решён священной книгой ислама. Али согласился с этим, и было проведено арбитражное разбирательство, которое закончилось в его пользу.

Группа в армии Али считала, что подчинение его законной власти арбитражу равносильно отступничеству, и покинула его войска. Эта группа была известна как хариджиты , и Али хотел разгромить их силы до того, как они достигнут городов, где они смогут смешаться с остальным населением. Хотя он не смог этого сделать, он, тем не менее, разгромил их силы в последующих сражениях .

Несмотря на эти поражения, хариджиты выжили и стали крайне проблемной группой в исламской истории. После заговора против Али, Муавии и арбитра их конфликта Али был успешно убит в 661 году н.э., и имамат перешёл к его сыну Хасану , а затем позже к его сыну Хусейну , или, согласно низаритскому-исмаилизму, имамат перешёл Хасану, который был доверенным имамом ( араб. الإمام المستودع ‎, аль-имам аль-муставда‎), а затем к Хусейну, который был постоянным имамом ( араб. لإمام المستقر ‎, аль-имам аль-мустакар). Доверенный имам является имамом в полном смысле этого слова, за исключением того, что родословная имамата должна продолжаться через Постоянного имама . Однако политический халифат вскоре был захвачен Муавией, единственным лидером в халифате в то время с достаточно большой армией, чтобы захватить контроль .

Кербела и после этого

Битва при Кербеле

Аббас аль-Мусави, «Битва при Кербеле». Бруклинский музей , Нью-Йорк .

После смерти имама Хасана имам Хусейн и его семья все больше беспокоились о религиозных и политических преследованиях, которые стали обычным явлением при правлении сына Муавии Язида . Среди этой суматохи в 680 году Хусейн вместе с женщинами и детьми своей семьи, получив пригласительные письма и жесты поддержки от куфийцев, пожелал отправиться в эль-Куфу и выступить против Язида в качестве заступника со стороны граждан халифата. Однако он был остановлен армией Язида в Кербеле во время месяца Мухаррам . Его семья голодала и была лишена воды и припасов, пока в конце концов на десятый день не пришла армия и не замучила Хусейна и его сподвижников, а остальных женщин и семью не обратила в рабство, увезя их в эль-Куфу .

Эта битва станет чрезвычайно важной для шиитской психики. Шииты-двунадесятники , а также исмаилиты-мусталиты до сих пор оплакивают это событие во время праздника, известного как Ашура . Однако исмаилиты-низариты не скорбят об этом таким же образом из-за веры в то, что свет имама никогда не умирает, а скорее переходит к следующему имаму, что делает траур произвольным.

Начало исмаилитского да’вата

После освобождения Язидом Зайнаб бинт Али , дочь Фатимы и Али и сестра Хасана и Хусейна, начала распространять весть о Кербеле в мусульманском мире, выступая с речами по поводу этого события. Это был первый организованный шиитский да’ват , который впоследствии превратился в чрезвычайно духовное учреждение для исмаилитов.

После отравления Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидина Хишамом ибн Абдул-Маликом в 713 году в шиитах возник первый кризис престолонаследия с последователями Зейда ибн Али зейдитами , которые провозгласили Зейда ибн Али имамом, в то время как остальные шииты поддержали Мухаммада аль-Бакира как имама. Зейдиты утверждали, что имамом может быть любой сеид или «потомок Мухаммеда через Хасана или Хусейна», восставший против тирании и несправедливости своего времени.

В отличие от своих предшественников, Мухаммад аль-Бакир сосредоточился на академической исламской науке в Медине , где он проповедовал своё учение многим мусульманам, как шиитам, так и нешиитам, в чрезвычайно организованной форме да’вата. Считается, что самым ранним текстом исмаилитской школы мысли является « Умм аль-китаб », беседа между Мухаммадом аль-Бакиром и тремя его учениками .

Эта традиция перешла к его сыну Джафару ас-Садику , который унаследовал имамат после смерти своего отца в 743 году. Джафар ас-Садик отличался учёностью того времени, и у него было много учеников, в том числе трое из четырёх основателей суннитских мазхабов .

Однако после отравления ас-Садика в 765 году в общине произошёл фундаментальный раскол. Исмаил ибн Джафар , который в какой-то момент был назначен своим отцом следующим имамом, по-видимому, умер раньше своего отца в 755 году. В то время как сторонники шиитов-двунадесятников утверждают, что либо он никогда не был очевидным наследником, либо он действительно умер раньше своего отца и, следовательно, Муса аль-Казим был истинным наследником имамата, исмаилиты утверждают, что либо смерть Исмаила была инсценирована, чтобы защитить его от преследований Аббасидов , либо что имамат перешёл к Мухаммаду ибн Исмаилу по прямой линии .

Восхождение да’и

Для некоторых сторонников Исмаила имамат закончился с Исмаилом ибн Джафаром. Большинство исмаилитов признавали Мухаммада ибн Исмаила следующим имамом, а некоторые видели в нём ожидаемого махди , о котором проповедовал Джафар ас-Садик. Однако в этот момент исмаилитские имамы, согласно низаритам и мусталитам, нашли районы, где они могли бы быть в безопасности от недавно основанного Аббасидского халифата , разгромивший Омейядов и захвативший контроль над ними в 750 году нашей эры .

В этот момент некоторые члены исмаилитской общины поверили, что Мухаммад ибн Исмаил ушёл в сокрытие и что однажды он вернётся. Небольшая группа проследила происхождение имамата среди прямых потомков Мухаммада ибн Исмаила. Поскольку статус и местонахождение имамов не были известны общине, скрытые исмаилитские имамы начали распространять веру через « да’июн » со своей базы в Сирии . Это было началом духовного зарождения «да’и», которое позже сыграет важную роль во всех исмаилитских ветвях, особенно низаритов и мусталитов .

Да’и не был миссионером в обычном смысле этого слова, и он был ответственен как за обращение своего ученика, так и за его умственное и духовное благополучие. Да’и был проводником и светом для имама. Отношения между учителем и учеником да’и и его ученика были очень похожи на те, которые будут развиваться в суфизме . Да’и и имам были соответственно духовной матерью и духовным отцом верующих исмаилитов.

« » Джафара ибн Мансура аль-Ямана является классикой ранней фатимидской литературы, документирующей важные аспекты развития исмаилитского да'вата в Йемене. Книга также представляет значительную историческую ценность для современных исследователей арабской прозаической литературы, а также для тех, кто интересуется взаимоотношениями эзотерического шиизма с ранним исламским мистицизмом .

Карматы

В то время как многие исмаилиты были довольны учением да’и, появилась группа, в которой смешались персидский национализм и зороастризм , известная как карматы . Табари впервые упоминает о карматах под 869 г. н. э.: среди восставших против халифата рабов- зинджей , к которым примкнули крестьяне и беднейшие бедуины (в Нижнем Ираке и Хузестане , был отряд, бойцы которого именовались карматами . Со своей штаб-квартирой в Бахрейне они приняли молодого бывшего заключённого перса , известного как Исфаханский махди , который утверждал, что является потомком персидских царей как их махди, и свирепствовал по всему Среднему Востоку в X веке, кульминацией их жестокой кампании стала кража Чёрного камня из Каабы в Мекке в 930 году при Абу Тахире аль-Джаннаби . После прибытия Исфаханского махди они сменили свою киблу с Каабы в Мекке на зороастрийский огонь. После возвращения Черного камня в 951 году и поражения от Аббасидов в 976 году группа постепенно сократилась и больше не имеет приверженцев .

Фатимидский халифат

Мечеть аль-Хакима в Каире , Египет , возведённая аль-Хакимом Биамриллахом , имамом-исмаилитов и халифом Фатимидов.

Возвышение Фатимидского халифата

Политический аскетизм, практиковавшийся имамами в период после Мухаммада ибн Исмаила, был недолгим и окончательно завершился с приходом имама Абдаллаха аль-Махди биллаха , который родился в 873 году. После десятилетий веры исмаилитов в то, что Мухаммад ибн Исмаил был в Сокрытии и вернётся, чтобы принести эпоху справедливости, аль-Махди учил, что имамы не были буквально изолированы, а скорее оставались скрытыми, чтобы защитить себя, и организовывали да’и, и даже действовали как да’и сами.

После сбора армии и успешного разгрома Аглабидов в Северной Африке и ряда других побед аль-Махди биллах успешно основал шиитское политическое государство, управляемое имамом в 910 году . Это был единственный случай в истории, когда шиитский имамат и халифат были объединены после первого имама Али ибн Абу Талиба.

Параллельно с утверждением династии о происхождении от Али и Фатимы империя получила название «Фатимидская». Однако это не обошлось без противоречий, и, признавая масштабы распространения доктрины исмаилитов, Аббасидский халифат поручил суннитским и двунадесятным учёным опровергнуть происхождение новой династии. Это стало известно как , в котором делается попытка проследить родословную Фатимидов до предполагаемого еврейского кузнеца .

Ближний Восток под властью Фатимидов

Фатимидский халифат быстро расширился при последующих имамах. При Фатимидах Египет стал центром империи, которая на пике своего расцвета включала Северную Африку, Сицилию , Палестину , Сирию , побережье Красного моря Африки, Йемен , Хиджаз и Тихаму . При Фатимидах Египет процветал и развил обширную торговую сеть как в Средиземном море , так и в Индийском океане , что в конечном итоге определило экономический курс Египта в период Высокого Средневековья .

Также в этот период сформировались три современные ветви исмаилизма. Первая ветвь ( друзы ) произошла от аль-Хакима Биамриллаха. Родившийся в 985 году, он стал правителем в возрасте одиннадцати лет. Религиозная группа, которая начала формироваться при его жизни, откололась от господствующего исмаилизма и отказалась признать его преемника. Позже ставшие известными как друзы, они верят, что аль-Хаким — это проявление Бога и предсказанный махди, который однажды вернётся и принесёт справедливость в мир . Эта вера ещё больше отделилась от исмаилизма, поскольку она разработала уникальные доктрины, которые часто классифицируют её отдельно как от исмаилизма, так и от ислама.

Исмаилитские миссионеры Ахмед и (примерно в 1067 году н.э. (460 год хиджры)) также были отправлены в Индию в то время. Они послали в Донгаон присматривать за южной частью, а — в Восточный Раджастхан , Индия .

Второй раскол произошёл после смерти аль-Мустансира Биллаха в 1094 году нашей эры. Его правление было самым продолжительным из всех халифов как в Фатимидском, так и в других исламских халифатах. После его смерти его сыновья Низар , старший, и аль-Мустали , младший, боролись за политический и духовный контроль над династией. Низар потерпел поражение и был заключён в тюрьму, но, согласно низаритским источникам, его сын бежал в Аламут , где иранские исмаилиты приняли его притязания .

Сторонники Абу Мансура Низара объявили его истинным халифом, образовав секту низаритов . Сторонники аль-Мустали сформировали секту мусталитов .

Мусталитская линия снова разделилась между en и хафизитами , первые утверждали, что 21-й имам и сын аль-Амира Биахкамиллаха ушёл в Сокрытие и назначил да'и аль-Мутлака руководить общиной, подобно тому, как исмаилиты жили после смерти Мухаммада ибн Исмаила.

Однако в мусталитской ветви у да’и появилась аналогичная, но более важная задача. Термин « » ( араб. داعي المطلق ‎) буквально означает «абсолютный или неограниченный миссионер». Этот да'и был единственным источником знаний имама после сокрытия аль-Касима в мусталитской мысли.

Согласно традиции исмаилитов-тайибитов, после смерти имама аль-Амира его малолетнего сына , которому было около 2 лет, защищала самая важная женщина в мусталитской истории после дочери Мухаммеда Фатимы. Она была Арва бинт Ахмад , королевой Йемена. Задолго до этого имам Мустансир назначил её на пост худжи после смерти её мужа. Она управляла да'ватом из Йемена от имени имама Таййиба. Управление да’и продолжалось в Йемене вплоть до 24-го даи , который перевёл да'ват в Индию. До смены да'вата в Индии представитель да'и был известен как «Вали аль-Хинд». Линия таййибитских да’и, начавшаяся в 1132 году, все ещё продолжается под руководством главной секты, известной как « Давуди Бохра ».

После 27-го да'и, Сайедны Дауд бин Кутуб-шаха, произошёл ещё один раскол; тех, кто последовал за Сайедной Даудом, стали называть Давуди Бохра, а последователей Сулеймана тогда называли сулейманитами. Нынешний 53-й да’и аль-Мутлак Давуди Бохры — Сайедна Муфаддаль Сайфуддин, и он и его последователи идут тем же путём, следуя той же традиции Аиммат Фатимийин. Сулейманиты в основном сосредоточены в Йемене и Саудовской Аравии с некоторыми общинами в Южной Азии . Давуди Бохра и Алави Бохра в основном распространены исключительно в Южной Азии, после миграции да'вата из Йемена в Индию. Верования и практика мусталитов, в отличие от верований низаритов и друзов , считаются совместимыми с господствующим исламом, представляя собой продолжение фатимидской традиции и фикха .

Закат халифата

В 1040-х годах династия Зиридов (правители Магриба при Фатимидах) объявила о своей независимости и переходе в суннизм, что привело к разрушительным вторжениям Бану Хиляль . Примерно после 1070 года власть Фатимидов на побережье Леванта и в некоторых частях Сирии была оспорена первыми тюркскими вторжениями, затем Первым крестовым походом , так что территория Фатимидов сократилась, пока не стала состоять только из Египта. Дамаск пал под властью Сельджукидов в 1076 году, оставив Фатимидам только Египет и левантийское побережье вплоть до Тира и Сидона . Из-за яростной оппозиции Фатимидам со стороны сельджуков исмаилитское движение могло действовать только как «террористическое подпольное движение», во многом похожее на ассасинов .

После распада политической системы Фатимидов в 1160-х годах зангидский правитель Нур ад-Дин Махмуд , атабек Алеппо , приказал своему генералу Салах ад-Дину захватить Египет в 1169 году, образовав суннитскую династию Айюбидов . Это означало конец хафизитской-мусталийской ветви исмаилизма, а также Фатимидского халифата.

Аламутский период

Хасан ибн Саббах

Очень рано в период правления Фатимидов они стремились распространить исмаилитскую веру, которая, в свою очередь, распространила бы лояльность к имамату в Египте. Одна из их самых ранних попыток была предпринята миссионером по имени Хасан ибн Саббах .

Хасан ибн Саббах родился в семье шиитов-двунадесятников, жившей в персидском городе Кум в 1056 году нашей эры. Позже его семья переехала в город Тегеран , который был районом с чрезвычайно активным исмаилитским да’ватом. Хасан погрузился в исмаилистское размышления; однако не решался обратиться в исмаилизм, пока его не одолела почти смертельная болезнь, и боялся умереть, не узнав имама своего времени.

Впоследствии Хасан ибн Саббах стал одним из самых влиятельных да’и в истории исмаилитов; он сыграл важную роль в выживании низаритской ветви исмаилизма, которая сегодня является её крупнейшей ветвью.

Легенда гласит, что он встретился с имамом аль-Мустансир биллахом и спросил его, кто будет его преемником, на что он ответил, что это будет его старший сын Низар (фатимидский имам).

В 1090 году Хасан ибн Саббах, войдя в доверие к владельцу неприступной крепости Аламут в горах Альбурса, умеренному шииту зейдитского толка, ввёл в крепость своих вооружённых соратников. Они неожиданно напали на владельца и заковали его в цепи. Крепость была, таким образом, хитростью захвачена исмаилитами-низаритами или, условно выражаясь, неоисмаилитами. Активность неоисмаилитов была столь велика, что они в очень короткое время овладели — частью силой, частью хитростью — многими крепостями, замками и укреплёнными городками в горных местностях Ирана .

Хашашины / Ассасины

Окружённый Аббасидами и другими враждебными державами и малочисленный Хасан ибн Саббах придумал способ атаковать врагов исмаилитов с минимальными потерями. Используя метод убийства, он приказал убить суннитских учёных и политиков, которые, по его мнению, угрожали исмаилитам. Ножи и кинжалы использовались для убийства, и иногда в качестве предупреждения сунниту клали нож на подушку, который понимал, что это послание означает, что он помечен для смерти . Когда убийство действительно совершалось, хашашинам не разрешалось убегать; вместо этого, чтобы вселить еще больший страх во врага, они стояли рядом с жертвой, не проявляя никаких эмоций, и уходили только тогда, когда тело было обнаружено. Это ещё больше укрепило безжалостную репутацию хашашинов на всех землях, контролируемых суннитами . Низаритские фидаи по приказу своих глав убивали политических деятелей, активных врагов низаритов. Мотивы убийств всегда были политические; убивали людей разных религиозных убеждений: мусульман-суннитов, шиитов-имамитов, христиан-крестоносцев (в Сирии), исмаилитов-мусталитов; убивали и своих, если подозревали их в измене .

Порог имамата

После заключения Низара в тюрьму его младшим братом Ахмадом аль-Мустали различные источники указывают, что сын Низара Али аль-Хади ибн Низар выжил и бежал в Аламут. Ему предложили безопасное место в Аламуте, где его приветствовал Хасан ас-Саббах. Однако считается, что об этом не было объявлено общественности, и родословная была скрыта до нескольких имамов позже, чтобы избежать дальнейших нападок враждебности .

Об этом было объявлено с приходом к власти имама Хасана II . В знак своего имамата и чтобы подчеркнуть внутреннее значение ( батин ) над внешним значением ( захир ), всего через два года после своего восшествия на престол, имам Хасан 'Ала Зикрихи ас-Салам провёл церемонию, известную как «кияма» (воскрешение) на территории замка Аламут, в ходе которой имам снова стал бы видимым для своего сообщества последователей в Низаритском-исмаилитском государстве и за его пределами. Учитывая полемические цели Джувейни и тот факт, что он сжёг библиотеки исмаилитов, которые, возможно, давали гораздо более надёжные свидетельства об истории, учёные сомневались в его повествовании, но вынуждены полагаться на него из-за отсутствия альтернативных источников. К счастью, описания этого события также сохранились в повествовании Рашид ад-Дина и пересказаны в «Хафт Баб Баба-и Сайидна», написанной через 60 лет после события, и более поздней «Хафт Баб-и Аби Исхак», исмаилитской книге XV века нашей эры. Однако повествование Рашид ад-Дина основано на Джувейни .

Впоследствии его потомки правили в качестве имамов в Аламуте до его разрушения монголами.

Разрушение монголами

Осада Аламута. Миниатюра из рукописи Тарих-и джахангушай , XV век

Хотя низариты несколько раз успешно отражали попытки суннитов захватить их, в том числе одну попытку Салах ад-Дина, крепость в Аламуте вскоре была разрушена. К 1206 году Чингисхану удалось объединить многие из некогда враждовавших монгольских племён в безжалостную, но тем не менее единую силу. Используя множество новых и уникальных военных приёмов, Чингисхан повёл свои монгольские орды через Центральную Азию на Ближний Восток , где они одержали ряд тактических военных побед, используя тактику выжженной земли .

Внук Чингисхана, Хулагу , возглавил разрушительное нападение на Аламут в 1256 году, незадолго до разграбления Аббасидского халифата в Багдаде в 1258 году. Как он позже поступил с Домом мудрости в Багдаде, он уничтожил исмаилитские, а также исламские религиозные тексты. Имамат, находившийся в Аламуте, вместе со своими немногочисленными последователями был вынужден бежать и искать убежища в другом месте.

Последствия

После падения Фатимидского халифата и его баз в Иране и Сирии три ныне существующие ветви исмаилитов в целом развивались географически изолированно друг от друга, за исключением Сирии (где есть как друзы, так и низариты) и Пакистана и остальной части Южной Азии (где были как мусталиты, так и низариты).

Мусталиты развивались в основном под руководством йеменского правящего класса исмаилитов, который просуществовал до XII века, до падения последней династии Сулайхидов , Хамданидов и государства Зурайидов в 1197 году н.э., затем они перенесли свой да'ват в Индию под руководством да'и аль-Мутлака, работая от имени их последнего имама, Таййиба, и известны как «Бохра».

Низариты осели разбросанными общинами в разных странах, преимущественно в Персии и Центральной Азии , например, в Горном Бадахшане , афганских провинциях Бадахшан и Баглан , а также в Сирии , Индии и других странах. В 1830 году Ага Хасану Али-шаху , 46-му имаму исмаилитов-низаритов, шахом Персии был дарован почётный наследный титул Ага-хана .

Благодаря низаритскому проповеднику перса en в Западной Индии в начале XV века возникла община низаритов, известная как « ходжа ». На рубеже XVIII-XIX веков началось расселение ходжа по всей Индии и за ее пределы: в страны Юго-Восточной Азии и Восточной Африки, в Аравию , где они занимались торговлей .

Друзы в основном поселились в Сирии и Ливане и создали сообщество, основанное на принципах реинкарнации через своих собственных потомков. Их руководство основано на общинных учёных, которые являются единственными людьми, которым разрешено читать их священные тексты. Существует спор о том, подпадает ли эта группа под классификацию исмаилизма или ислама из-за своих уникальных верований.

Структура и идеология

Взгляд на Коран

Исмаилиты верят, что Коран имеет два уровня смысла: «захир», означающий явный, и «батин», означающий скрытый.

Исмаилиты верят, что Коран был послан Мухаммеду через ангела Джибриля в течение 23 лет. Они верят, что имам обладает полномочиями толковать Коран применительно к настоящему времени.

Несколько высокопоставленных исмаилитов Фатимидов очень высоко ценили практику эзотерического толкования Корана ( та’виль ) как аналог его буквального откровения ( ). Та’виль означает возвращение чего-либо к его источнику. Под этим понимается метод, с помощью которого экзотерическое толкование Корана возвращается к его первоначальному эзотерическому значению. Уважаемый фатимидский сановник аль-Муайяд фи-д-Дин аш-Ширази развивает это, заявляя, что «[та’виль] означает возвращение чего-либо к его источнику (аввалих)». Фатимидский юрист Кади ан-Ну’ман добавляет, что «власть раздавать тавиль принадлежит исключительно тем, кого Бог специально назначил для этой задачи [то есть имамам]» .

Имамат

Для исмаилитов имам является проявлением истины, и, следовательно, он является путём спасения к Богу .

Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исмаилиты, гласила, что Бог время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков - « натиков » (букв. «проповедник»): Адама , Ноя , Авраама , Моисея , Иисуса и Мухаммеда . Каждого из ниспосланных пророков-натиков всегда сопровождал так называемый « » (букв. «молчальник»). Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натика. При Моисее самитом был Аарон , при Иисусе — Пётр , при Мухаммеде — Али ибн Абу Талиб . С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исмаилитов, в мир должно прийти семь пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Бог даёт объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика — Мухаммада, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам. Конец мира должен наступить, когда человечество при посредстве натиков, самитов и имамов достигнет совершенного познания .

Силь­ное влия­ние на исмаилитов ока­за­ли не­оп­ла­то­низм , гно­сти­цизм и му­сульмский пе­ри­па­те­тизм фаль­са­фы . Для религиозной доктрины исмаилитов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли , отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.

Пир и да’ват

Точно так же, как исмаилиты рассматривают имама как проявление первозданного Света, в период между имамами Мухаммадом ибн Исмаилом и аль-Махди биллахом отношения между учителем и учеником стали священными, а да’и стал должностью, намного превосходящей обычную миссионерскую. Да’и передал священное и скрытое знание имама ученику, который затем мог использовать эту информацию для восхождения на более высокие уровни. Сначала ученик полюбил да’и, а от да’и он научился любить имама, который был всего лишь ходатаем от имени Бога. У исмаилитов-низаритов главный да’и называется « пир » .

Течения

Низариты

Большая часть общины исмаилитов, исмаилиты-низариты, сегодня признают принца Карима Ага-хана IV своим 49-м имамом, который, как они утверждают, происходит от Мухаммеда через его дочь Фатиму аз-Захру и Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. 46-й исмаилитский имам Ага Хасан Али-шах бежал из Ирана в 1840-х годах после того, как его обвинили в неудавшемся перевороте против каджарского шаха. Ага Хасан Али-шах поселился в Мумбаи в 1848 году.

Мусталиты

Мусталиты стали умеренной ветвью исмаилизма, создав свои поселения в Египте . В XI веке большинство мусталитов эмигрировало в Индию . После падения Фатимидского халифата духовный центр мусталитов переместился в Йемен , а в начале ХVIII века в Индию.

Течения

  • — следуют другой линии преемственности да’и, начиная с 29-го да'и и далее после отделения от Давуди Бохра в Ахмадабаде в 1621 году н.э .
  • Давуди Бохра — подмножество шиитов-исмаилитов-мусталитов-таййибитов. Бохры ведут своё происхождение от Фатимидского халифата, названного в честь Фатимы, дочери Мухаммеда, и поэтому почитание фатимидских имамов и семьи Мухаммеда занимает центральное место в их вере .
  • — в основном сосредоточены в Йемене, но также встречаются в Пакистане и Индии. Деноминация названа в честь их 27-го да’и, . Общее число сулейманитов в настоящее время составляет около 300 000 человек, в основном проживающих в восточном районе Джебель-Хараз на северо-западе Йемена и в Наджране , Саудовская Аравия.

Друзы

Друзы, эт­но­кон­фес­сио­наль­ная об­щи­на, близ­кая ис­маи­ли­там, от ко­то­рых она от­де­ли­лась в начале IX века. Друзы ве­рят в пе­ре­се­ле­ние душ и во­пло­ще­ние еди­но­го Бо­га в лю­дях, в по­след­ний раз — в ха­ли­фе аль-­Ха­ки­ме .

Большинство друзов больше не считают себя мусульманами , друзы также не считаются мусульманами теми, кто принадлежит к ортодоксальным исламским школам мысли . Ибн Таймия , выдающийся исламский богослов, отверг друзов как немусульман , и в его фетве цитировалось, что друзы: «Не находятся на уровне ахль аль-китаб или мушриков . Скорее всего, они из самых отъявленных кафиров ... Их женщины могут быть взяты в рабство, а их имущество может быть конфисковано... они должны быть убиты всякий раз, когда их найдут, и прокляты так, как они описали... Обязательно убивать их учёных и религиозных деятелей, чтобы они не вводили в заблуждение других» , что в той обстановке узаконило бы насилие против них как вероотступников . Османская империя часто полагалась на религиозное постановление Ибн Таймии, чтобы оправдать свои преследования друзов .

Распространение

Сегодня исмаилизм является доминирующим в бóльшей части (особенно на юге и в центре) Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана , среди памирских народов и небольшой части таджиков . Исмаилитов можно найти в Афганистане , Пакистане , Йемене , Ливане , Малайзии , Сирии , Иране , Саудовской Аравии , Индии , Иордании , Ираке , Восточной Африке , Анголе , Бангладеше и ЮАР , а также в Европе , Канаде , Австралии , Новой Зеландии , США и Тринидад и Тобаго .

См. также

Примечания

  1. Turner, Colin. (англ.) . — 2nd ed. — Psychology Press , 2011. — 272 p. — ISBN 978-0415584920 . — ISBN 0415584922 . 17 декабря 2022 года.
  2. ibn Abu Talib, Ali. Najul'Balagha.
  3. (англ.) . Дата обращения: 21 октября 2022. 2 ноября 2011 года.
  4. . — USA: // Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0-19-804259-4 . 21 октября 2022 года.
  5. (англ.) . Дата обращения: 21 октября 2022. 21 октября 2022 года.
  6. Newman, Andrew J. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  7. (англ.) . Дата обращения: 21 октября 2022. 6 июля 2020 года.
  8. (26 декабря 2009). Дата обращения: 22 ноября 2022. 22 ноября 2022 года.
  9. (англ.) (13 ноября 2014). Дата обращения: 21 октября 2022. 21 октября 2022 года.
  10. (англ.) . Дата обращения: 21 октября 2022.
  11. Nasr, S. H. (англ.) . — State University of New York Press, 2006. — P. 146. 21 октября 2022 года.
  12. (англ.) . Дата обращения: 21 октября 2022. 21 октября 2022 года.
  13. (англ.) (2 октября 2014). Дата обращения: 21 октября 2022. 7 апреля 2019 года.
  14. , p. 104.
  15. , pp. 36—50.
  16. Morris, James. (англ.) . — I.B. Tauris , 2002. — С. 256. — 256 p. — ISBN 1860647812 . — ISBN 978-1-86064-781-9 . 17 декабря 2022 года.
  17. , с. 280—281.
  18. Bernhardsson, Magnus., Amanat, Abbas. : [ англ. ] . — I.B. Tauris , 2001. — P. 123. — 427 p. — ISBN 0857713434 . — ISBN 978-0-85771-343-8 .
  19. Delia Cortese., Simonetta Calderini. : [ англ. ] . — Edinburgh University Press , 2006. — P. 26. — 269 p. — ISBN 0748617337 . — ISBN 9780748617326 . — JSTOR .
  20. Walker, P E. Early Philosophical Shiism: The Isma'ili Neoplatonism of Abu Ya’qub al-Sijistani : [ англ. ] . — Cambridge University Press , 1993. — P. 161. — 203 p. — ISBN 9780511520648 . — doi : .
  21. Von Grunebaum, G E. Classical Islam: A History, 600 A.D. to 1258 A.D : [ англ. ] . — Barnes & Noble , 1996. — P. 113. — 243 p. — ISBN 0202307670 . — ISBN 978-0202307671 .
  22. (англ.) . Дата обращения: 21 октября 2022. 27 апреля 2007 года.
  23. (англ.) . Дата обращения: 20 ноября 2022. 2 августа 2020 года.
  24. (англ.) . Дата обращения: 20 ноября 2022. 20 ноября 2022 года.
  25. Enthoven, R. E. (англ.) . — Asian Educational Services, 1922. — Vol. 1. — С. 199. — ISBN 81-206-0630-2 . 17 декабря 2022 года.
  26. . (англ.) . — New Delhi: Vikas Publishing House Pvt Ltd, 1980. — P. 109, 101. — 371 p. — ISBN 0706908368 . — ISBN 978-0706908367 . 17 декабря 2022 года.
  27. Blank, Jonah. (англ.) . — University of Chicago Press , 2001. — P. 139. — ISBN 978-0-226-05676-0 . 20 ноября 2022 года.
  28. , pp. 106—108.
  29. Saunder, J.J. A History of Medieval Islam (англ.) . — Routledge , 1978. — P. 151. — ISBN 0-415-05914-3 .
  30. , с. 293.
  31. , p. 84.
  32. , с. 298.
  33. / Charles Melville // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 2008.
  34. от 13 марта 2012 на Wayback Machine
  35. И. Ротарь. . Дата обращения: 26 марта 2012. Архивировано из 19 января 2017 года.
  36. от 3 марта 2011 на Wayback Machine
  37. . (англ.) . — Studies in Islamic Historiography, 2019. — P. 147—179. — ISBN 9789004415294 . 11 июля 2021 года.
  38. (англ.) . Дата обращения: 22 ноября 2022. 24 апреля 2007 года.
  39. , с. 289.
  40. .
  41. , p. 104.
  42. Abdulhussein, Mustafa. (англ.) . — Oxford University Press , 2001. — С. 1—4. — 192 p. — ISBN 0953625605 . — ISBN 978-0953625604 . 17 декабря 2022 года.
  43. .
  44. / М. Ю. Рощин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  45. J. Stewart, Dona. (англ.) . — Routledge , 2008. — P. 33. — ISBN 0415782449 . — ISBN 978-0415782449 . 17 декабря 2022 года.
  46. De McLaurin, Ronald. (англ.) . — Michigan University Press, 1979. — С. 114. — 316 p. — ISBN 0030525969 . — ISBN 9780030525964 . 17 декабря 2022 года.
  47. James Lewis . (англ.) . — Prometheus . — 951 p. — ISBN 1573928887 . — ISBN 978-1573922227 . 17 декабря 2022 года.
  48. D. Grafton, David. . — Pickwick Publications, 2009. — С. 14. — 312 p. — ISBN 1606081306 . — ISBN 978-1606081303 . 17 декабря 2022 года.
  49. R. Williams, Victoria. ]. — ABC-CLIO, 2020. — С. 318. — 1248 p. — ISBN 144086117X . — ISBN 978-1440861178 . 17 декабря 2022 года.
  50. Roald, Anne Sofie. (англ.) . — BRILL , 2011. — P. 255. — ISBN 9789004207424 . 17 декабря 2022 года.
  51. Knight, Michael. (англ.) . — Soft Scull Press, 2009. — С. 129. — 360 p. — ISBN 1593762461 . — ISBN 978-1593762469 . 17 декабря 2022 года.
  52. S. Swayd, Samy. (англ.) . — Rowman & Littlefield , 2009. — С. 37. — 209 p. — ISBN 0810868369 . — ISBN 978-0810868366 . 17 декабря 2022 года.
  53. Zabad, Ibrahim. . — Taylor & Francis , 2017. — С. 126. — 272 p. — ISBN 9780367264673 . 17 декабря 2022 года.
  54. S. Swayd, Samy. (англ.) . — Ises Pubns, 1998. — С. 25. — 199 p. — ISBN 0966293207 . — ISBN 978-0966293203 . 18 декабря 2022 года.
  55. Dr. Sarfaroz Niyozov. (англ.) . University of Toronto . Дата обращения: 17 августа 2022. 22 мая 2022 года.
  56. , pp. 1—4.

Литература

Книги

на русском языке
на других языках

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Исмаилизм