Interested Article - Абу Ханифа
- 2021-07-27
- 1
Абу́ Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит аль-Ку́фи ( араб. أبو حنيفة النعمان بن ثابت الكوفي ; 5 сентября 699 , Эль-Куфа /Ирак — 18 июня 767 , Багдад ) — исламский учёный-богослов , правовед , хадисовед и первый из четырёх имамов суннитских школ. Основатель и эпоним ханафитского мазхаба . Некоторые последователи называют его аль-Имам аль-Азам («Величайший имам») и Сирадж аль-А’имма («Светильник имамов») . Считается, что богословская школа Абу Ханифы позже развилась в матуридитскую школу суннитского богословия .
Биография
Родился в городе Куфа в семье богатого торговца шёлком иранского происхождения (из иранских мавали ) и, скорее всего был единственным сыном у своих родителей . Его дед принял ислам во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба . В Куфе Абу Ханифа получил общее и богословское образование. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Когда Абу Ханифе было 22 года, он стал учеником иракского богослова Хаммада ибн Абу Сулеймана , в кружке которого провёл 18 лет вплоть до смерти учителя, а затем сам возглавлял этот кружок в течение десяти лет, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры .
В 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил хадж и посетил могилу пророка Мухаммада в Медине .
В 747—748 годах выехал в Мекку , спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака, принуждавшего его к государственной службе. После утверждения у власти Аббасидов вернулся в Ирак, где продолжал жизнь богатого торговца и учёного. Халиф аль-Мансур предложил Абу Ханифе занять высокую должность в новой столице — Багдаде, но Абу Ханифа отказался . При этом его отказ привёл в неистовство аль-Мансура, и Абу Ханифа был заключён в тюрьму, где и умер в 767 году .
В 1066 году почитатели воздвигли над могилой Абу Ханифа купол, и она до сих пор является объектом паломничества .
Через много лет после смерти в пригороде Багдада была построена Мечеть Абу Ханифы . Могила Абу Ханифы была уничтожена в 1508 году шахиншахом Исмаилом и восстановлена в 1533 году после возвращения Ирака Османской империей .
Абу Ханифа — один из самых ранних и ярких представителей городских торгово-ремесленных кругов, обосновавший и защищавший их интересы, выразившиеся в форме религиозно-правовой доктрины .
Учение и ученики
С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое записанное сочинение по исламской догматике — «аль-Фикх аль-Акбар». В нём сформулированы основные положения исламской догматики о единобожии , об атрибутах Аллаха , о Коране как о слове Божьем, о свободе воли, о предопределении , о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране. В этом сочинении видна борьба против взглядов мурджиитов и мутазилитов .
Считается, что Абу Ханифа первым применил методы исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов с требованиями повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов «суждения по аналогии» ( кияс ) и предпочтения истихсан при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая ( урф ) как одного из источников права .
Политические взгляды Абу Ханифы характеризуются тяготением к легитимному принципу верховной власти, находящейся под всесторонним контролем мусульманской общины .
Наследие Абу Ханифы сохранилось в виде цитат и ссылок в книгах двух его учеников: «Китаб аль-харадж» Абу Юсуфа, а также во всех сочинениях Мухаммада аш-Шайбани, особенно в «аль-Мабсут», «Китаб аз-зиядат» и «Китаб аль-асар» . Именно эти два ученика Абу Ханифы сыграли важную роль в сохранении, систематизации и распространении ханафитского мазхаба , в котором метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках :
- Коран ;
- Сунна — при тщательном отборе хадисов ;
- иджма — единодушное мнение богословов относительно какого-либо вопроса, которое не может противоречить Корану и Сунне ;
- кияс — суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решённой;
- истихсан — предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения;
- ´урф, или адат — традиционно распространённые мнения, обычаи.
Одним из методов вынесения правовых решений в мазхабе Абу Ханифы является чёткая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и др.). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кияса , так и истихсана , то в большинстве случаев приоритет отдаётся истихсану .
В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях.
Основными учениками Абу Ханифы являются:
Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха . Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.
Труды
- « » ( араб. الفقه الأكبر ), известное также как «Асль ат-Таухид» ( араб. أصل التوحيد )
- Сборник хадисов « Муснад Абу Ханифы » ( араб. مسند أبي حنيفة )
- «Китаб аль-Алим ва аль-Мутааллим» ( араб. كتاب العالم والمتعلم )
Примечания
- от 9 февраля 2011 на Wayback Machine Аскимам.ру
- // — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
- // — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
- // — СПб. : 1835. — Т. 1. — С. 56.
- // — М. : Ансар , 2007. — С. 38. — ISBN 978-5-98443-025-8
- .
- S. H. Nasr (1975), «The religious sciences», in R.N. Frye, The Cambridge History of Iran , Volume 4, Cambridge University Press. pg 474: "Abū Ḥanīfah, who is often called the «grand imam»(al-Imam al-'Azam) was Persian
- Pakatchi, Ahmad and Umar, Suheyl, «Abū Ḥanīfa», in: Encyclopaedia Islamica , Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary.
- ↑ .
- .
- . Имам Абу Ханифа | Наследие Абу Ханифы (2013). Дата обращения: 25 сентября 2013. 27 сентября 2013 года.
- .
- Ya’qubi , vol. III, p.86; Muruj al-dhahab, vol. III, pp. 268—270.
- Najeebabadi, Akbar S. (2001). The History of Islam. vol, 2. Darussalam Press. pp. 287. ISBN 9960-892-88-3 .
- Alikuzai,, Hamid Wahed. (англ.) . — ISBN 9781490714462 . , 2013. — P. 146. —
- . Дата обращения: 2 октября 2017. 9 августа 2021 года.
- Stanford J. Shaw, Ezel Kural Shaw от 12 сентября 2021 на Wayback Machine — Cambridge University Press, 1976. — p. 95.
Литература
- Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 11-12. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Рустам Батыр. Абу-Ханифа. Жизнь и наследие. — Медина, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-9756-0026-4 .
- Имам Абу Ханифа — великий теолог Ислама. О его жизни и некоторых трудах. — 7-е изд.. — К. : Аль — Иршад, 2012.
- Pakatchi, Ahmad; Umar, Suheyl. // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and Farhad Daftary . — Koninklijke Brill , 2014.
Ссылки
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 15-16. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- . Umma.ru. Дата обращения: 25 сентября 2013.
- . Islam на Неве. — Составлено по материалам сайта http:www.islamhouse.com и по книге Мухаммада Ф.Р. «Исламская культура» (изд-во «Андалус»). Дата обращения: 25 сентября 2013.
- 2021-07-27
- 1