Interested Article - Авлия

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория
Персидская миниатюра с изображением средневекового святого и мистика Ахмада Газали (ум. в 1123 г.), брата знаменитого аль-Газали (ум. в 1111 г.), беседующего с учеником из Встречи влюблённых (1552)

Аулия́ ( араб. أولياء ‎), ед. ч. уали́ ( араб. والي ‎ — «святой» ) — в исламе, люди, которые проводят все свои дни в постоянных молитвах и поминании Аллаха. Они ведут праведный образ жизни и избегают совершения грехов , постоянно совершенствуя свой духовный мир. О таких людях упоминается в Коране: « Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, предназначена радостная весть [о доле благой] в этой жизни и будущей — слова Аллаха не подлежат отмене — это и есть великое преуспеяние » .

Определение

В Коране термин вали по отношению к Аллаху и пророку Мухаммеду означал, по-видимому, «покровитель», к людям — «находящийся под покровительством (Аллаха)». В хадисах, у ранних комментаторов, мухаддисов и захидов он понимается как «близкий», «друг» и даже «возлюбленный» бога (вали Аллах). У суфийского шейха Зун-Нуна аль-Мисри (IX в.) термин вали приобретает отчетливый теософский оттенок. У суфиев IX—X веков (ат-Тустари, аль-Джунайда и аль-Харраза) авлия — люди, достигшие совершенства как в религиозной практике, так и в знании об Аллахе; им доступно лицезрение бога ( мушахадат аль-хакк ) и ведомы тайны « сокровенного ». Учение о вали детально изложено аль-Хакима ат-Тирмизи и аль-Харраза .

Ат-Тирмизи делил авлия на тех, кто стремится неукоснительно соблюдать шариатские предписания и самосовершенствоваться (у ат-Тустари «стремящиеся», «ищущие»), и «истинных друзей бога» ( авлия Аллах хаккан ) . Обсуждая вопрос о соотношении «святости» (вилая) и пророчества (нубувва), ат-Тирмизи утверждал, что авлия, как и пророки , имеют свою «печать» ( хатм ) —- «святого», достигшего совершенства в знании об Аллахе. С начала X века эти утверждения стали объектом ожесточенной полемики между исламскими богословами. Большинство «умеренных» суфиев (ал-Худжвири, Ибн Хафиф, аль-Кушайри и др.) решительно отвергали превосходство авлия над пророками . В частности аль-Кушайри передавал иджму о превосходстве пророков над «святыми»: «Дозволено ли ставить вали выше, чем пророка? Мы уже упоминали, что положение авлия не достигают положения пророков, мир им и благословение, и на это есть единогласное мнение» .

Для Ибн Араби пророчество — частное проявление «святости», связанное с введением нового религиозного закона ( нубувват ат-ташри ). Вали может не быть пророком, тогда как каждый пророк обязательно является вали. В целом его рассуждения сводятся к утверждению превосходства авлия над пророками. Ибн Араби различал два вида «святости»: общая для всех религий вилая, и, присущая только исламу, Мухаммадова вилая. «Печатью» первой считался пророк Иса (Иисус), второй — верховный суфий ( кутб ) . Позднешиитская философия в общем унаследовала учение Ибн Араби, назвав при этом «печатями святости» соответственно 1-го и 12-го имама .

Иерархия

Начиная с X века в суфизме укрепляется представление о невидимой иерархии авлия ( риджал аль-гайб ). Общее число «святых» в иерархии составляет, как правило, 356, иногда — 500. Во главе иерархии стоит «верховный» вали — кутб, он же — «величайший заступник» ( аль-гавс аль-а’зам ), за ним идут два «предводителя» ( имамани ), или 4, 5 или 7 «опор» ( автад ). Далее следуют семеро «лучших» ( ахьяр ), либо 40 (редко 7) «заместителей» ( абдал, будала ), за ними — 12, 70 и т. д. «вождей» ( нукаба ), затем — 8, 70, 300 и т. д. «благородных» ( нуджаба ) и далее до конца иерархии. Со смертью какого-либо вали его место занимает нижестоящий «святой», которого, в свою очередь, сменяет «святой» ещё более низкого разряда, и так далее. Возможно, что суфийская иерархия явилась переосмыслением шиитского учения об имамате и исмаилитской иерархии «посвящённых» .

Каждый член иерархии исполняет определённые обязанности: кутб «заведует» всем мирозданием, имамани «отвечают» за функционирование видимого и сокровенного миров и т. д. У Ибн Араби высшие члены иерархии обладают совокупным знанием, распределённым среди авлия более низких ступеней, а знания всех членов иерархии сосредоточены в кутбе. Кутб есть самый совершенный «гностик» ( ариф ) и истинный правитель вселенной. Иерархия, видимо, отражала также усложнившуюся структуру самого суфийского братства, где шейх (пир) в связи с ростом числа своих последователей часто вынужден был осуществлять подготовку мюридов и руководство братством через «заместителей» .

Культ святых

В народном исламе — авлия могут обладать сверхъестественными способностями ( караматами ) и являются носителями «божественной благодати» ( баракат ). Они часто становятся объектом различных суеверий, к их могилам совершается паломничество ; люди верят, что они могут помочь им излечиться от различных болезней . Они часто пользовались гораздо большим авторитетом, чем «официальные» кади и факихи. Вместе с тем авлия нередко становились во главе национально-освободительных движений, активно боролись против колонизаторов ( Абд аль-Кадир в Алжире, санусия в Ливии и др.) .

Широкое распространение культ «святых» и их гробниц получил в Афганистане, Иране, Йемене, Пакистане, Северной Африке, Турции и других исламских странах .

Примечания

  1. , с. 45.
  2. Юнус ( Османов )
  3. .
  4. , с. 46.
  5. ан-Навави . Бустан аль-‘арифин. — Т. 1. — С. 22.

Литература

Источник —

Same as Авлия