Маслеев, Дмитрий Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Истихса́н ( араб. استحسان — предпочтение, предпочтительное решение ) — в фикхе — вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии . В широком смысле, истихсан — это предпочтение в сторону удобства, легкости, как об этом говорится в кораническом аяте :
Для предписанного поста – месяц Рамадан . Он дорог Аллаху. В этот месяц был ниспослан Священный Коран с ясными знамениями и айатами, ведущими к благу, как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи. Кто из вас в этот месяц находится дома, тот в продолжение его должен соблюдать пост; а тот, кто болен или находится в пути, может поститься столько же дней в другое время. Аллах не хочет для вас затруднения, а хочет облегчения, чтобы вы полностью выдержали пост и славили Аллаха за то, что Он направил вас прямым путём. Может быть, вы будете благодарны!
— ( Аль-Азхар )
Подобная практика была введена в обиход имамом Абу Ханифой и его последователями ( Абу Юсуф , Мухаммад аш-Шайбани и др.), хотя этот принцип существовал и до них .
Истихсан был введен в обиход имамом как метод исправления решений, принятых на основании кияса , оказавшихся по каким-либо обстоятельствам нецелесообразными или наносящими вред. В этом случае религиозное постановление выносится на основании предпочтения муджтахида , которое больше подходит для данной ситуации. Истихсан применяется и тогда, когда кияс вступает в противоречие с каноническим текстом, с единогласным решением исламских богословов ( иджма ) или обычаем ( урф ). Решение истихсана не является прецедентом, и он может применяться однократно. Истихсан получил широкое применение только в ханафитском мазхабе . Большинство мусульманских богословов отвергали истихсан, а в маликитском и шафиитском мазхабах её функцию выполняет истислах (Масалих аль-Мурсала — «независимые полезные действия») .