Interested Article - Байт аль-мал
- 2021-02-01
- 1
Байт аль-мал ( араб. بيت المال — дом имущества) — в исламе : казна, общественные финансы, а также помещение для хранения денег и других ценностей.
История
Понятие байт аль-мал существовало ещё в период жизни пророка Мухаммада, но своё окончательное значение оно приняло в период правления Праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба . В 638—640 годах халиф Умар запретил раздел недвижимости в завоеванных странах и организовал выплату жалованья мухаджирам , ансарам и воинам из средств, поступающих в виде дани и налогов. В связи с этим возникла необходимость в создании финансового ведомства, центрального и провинциальных управлений и хранилищ. Были составлены списки на жалованье (диван), параллельно с которыми имелись кадастры, унаследованные от византийского и сасанидского фиска. Помещение, в котором хранились все поступления, а также средства, принадлежавшие всей общине в целом стали называться байт аль-мал. Оно располагалось обычно в резиденции наместника или в соборной мечети . Из ранних образцов известна восьмигранная « ротонда » расположенная во дворе Большой мечети Омейядов в Дамаске . Она стоит на колоннах с глухими стенами, пышно украшенными снаружи золотофонными мозаичными узорами. Построена в конце 8 века, реконструирована 1960-х годах .
При Аббасидах появилось деление на общую казну ( байт мал аль-муслимин ) и личную казну халифа ( байт мал аль-хасса ). Постепенно налоговые поступления и государственный аппарат их распределения получало более узкое значение и утрачивали характер институтов религиозной общины. В Андалусии X—XIII веках байт аль-мал обычно представлял собой доходы от вакфов и вклады, которыми распоряжался судья ( кади ), а общая казна называлась хизанат аль-малом . В Османской империи байт аль-мал употреблялось на практике в основном средства вакфов .
Распределение доходов
В байт аль-мал поступали те доходы, которые считались общим достоянием мусульман: пятая доля военной добычи ( ганима ), закят , харадж , ушр , джизья , бесхозное и выморочное имущество, а также с различных рудников . Средства, собранные с закята и ушра должны быть распределены только среди тех категорий мусульман, о которых говорится в 60 аяте суры ат-Тауба . Средства с военных трофеев выплачиваются тем мусульманам, о которых говорится в 41 аяте суры аль-Анфаль . Средства, поступившие с рудников, также тратятся на нужды бедняков, неимущих путников и сирот. Средства, поступившие за счет хараджа и джизьи, расходуются на содержание армии, просвещения, здравоохранения, а также на строительство объектов государственного значения: дорог, мостов, каналов и так далее .
Глава государства ( имам ) считался лишь распорядителем этой собственности общины, в то время как у шиитов - имамитов некоторые виды поступлений считаются собственностью имама. Шафииты полагали, что все распределяемые между лицами средства, имеющими на них право и полученные за год, должны распределяться без остатка; богословы ханафитского мазхаба допускали образование переходящего остатка .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , с. 37.
- .
-
ат-Тавба
Оригинальный текст (рус.)Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха, путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах - знающий, мудрый.
-
аль-Анфаль
Оригинальный текст (рус.)Знайте, что если вы захватили [на войне] добычу, то пятая часть её принадлежит Аллаху, Посланнику, [вашим бедным] родственникам, сиротам, беднякам и путникам, если [только] вы веруете в Аллаха и в то, то Мы ниспослали рабу Нашему (т. е. Мухаммаду) в день различения [истины от лжи], в день, когда сошлись две рати. Ведь Аллах над всем сущим властен.
Литература
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 146. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Большаков О. Г. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 37. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- Sajjadi, Sadeq; Gholami, Rahim. // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary. — Brill Online, 2014.
Ссылки
- . Российская академия художеств . Дата обращения: 5 июня 2015.
- 2021-02-01
- 1