Interested Article - Тадлис
- 2021-02-01
- 2
Тадли́с ( араб. تدليس ) — термин исламского права и хадисоведения . Согласно , слово тадлис — глагольное существительное второй формы далласа и означает «скрывать недостаток в качестве товара», и, неочевидно, связан с существительным далас («темнота») .
Торговля
В соответствии с общепринятой точкой зрения, термин «тадлис» происходит от византийско - греческого слова δόλος ( лат. dolus ) в значении мошеннического сокрытия дефектов товара . Слова «тадлис» и «тагрир» выглядят почти синонимами и взаимозаменяемыми словами. Несмотря на то, что маликиты применяют в своих источниках мединские обычаи ( урф ), они используют термин тадлис вместо исконно арабского слова тагрир . Тадлис в значении «введения в заблуждение» используется в законодательстве Бахрейна . Разница между тагриром и тадлисом минимальна, и, вероятно, можно проследить её в характере действий, содержащихся в каждом слове .
Хотя оба слова относятся к мошенническим действиям, тадлис больше связан с объектом договора ( махаль аль-акд ), в то время как тагрир означает мошенническое действие против второго лица, которое покупает или заключает договор. По словам шейха ад-Дардира, тадлис происходит тогда, «когда продавец знает, но не рассказывает о недостатке в его товаре». Различие между этими двумя понятия может быть менее двусмысленной, когда мы наблюдаем их иное использование в арабском языке. Тадлис обозначает абстрактные понятия, такие как слабый хадис , в то время как тагрир обозначает физические действия, такие как обман в браке . Хотя слово тадлис отсутствует в исламских первоисточниках (например, в Коране) и редко используется в ранних текстах, средневековый словарь « » цитирует Саида ибн аль-Мусаййиба , который использовал слово того же корня для того, чтобы охарактеризовать временный брак ( мута ) как причину, которая ведёт ко злу прелюбодеяния ( зари‘ат аз-зина ). Аль-Мусаййиб использовал термин дауляси вместо зари‘а в значении «зла». Это можно рассматривать как один из случаев, когда зло рассматривается с позитивной точки зрения .
Хадисоведение
В хадисоведении тадлис — это общий термин, указывающий на методы обмана, которые использовались передатчиками хадисов для того, чтобы сделать приемлемой цепочку передатчиков ( иснад ). Использование этого термина первоначально развивалось в контексте обмана, например, он применялся к человеку, который делает вид, что он свободнорождённый, но в действительности является рабом. По общему мнению, вмешательство в иснады хоть и считалось своего рода мошенничеством, но менее опасным, чем прямая ложь ( кадиб ). В средневековых мусульманских источниках сообщается, что впервые тадлисом начали заниматься представители второго поколения передатчиков хадисов .
Примерами таких преемников являются аль-Хасан аль-Басри (ум. 728 ) и Катада ибн Диама (д. 735 ). На самом деле, очень многие передатчики хадисов, жившие в течение первых двух с половиной веков после хиджры, подпадали под ту или иную категорию тадлиса . По-видимому, первым хадисоведом, квалифицировавшим разнообразные методы тадлисов, был аль-Хаким ан-Найсабури (ум. 1014 ), который выделил шесть категорий. Средневековый хадисовед Ибн ас-Салах аш-Шахразури (ум. 1245 ) объединил эти шесть категорий на два направления:
- тадлис в иснаде, при котором упоминается осведомитель, но не сообщается, что между осведомителем и передатчиком хадиса был один, два или более неупомянутых передатчиков.
- тадлис в определении своего осведомителя, при котором намеренно сообщается имя неизвестного передатчика .
Первая категория подверглась более резкой критике, а Шуба ибн аль-Хаджжадж назвал такой тадлис «братом лжи». Возможно, самая ранняя коллекция, посвящённая исключительно обвинению или подозрению в тадлисе, Китаб аль-Мудалисм (д. 859 или 862 ), фрагменты которой сохранились в некоторых в более поздних работах. Ибн ан-Надим в «Фихристе» упоминает аналогичную работу Али ибн аль-Мадини (ум. 849 ), которая не сохранилась до наших дней. В лексиконе всех последующих книг по риджалю термин появляется часто .
Примечания
- , с. 76.
- ↑ , с. 77.
- , Although tadlīs is not found in the primary Islamic sources (e.g. the Ḳurʾān) or frequently mentioned in early texts, the LʿA quotes Saʿīd b. al-Musayyab as having used a word of the same root to describe temporary marriage as a cause that leads to the evil of fornication, d̲h̲arīʿat al-zinā . Saʿīd b. al-Musayyab used the term dawlasī instead of d̲h̲arīʿa , the means of evil. This can be seen as one of the instances that views evil from a positive angle., с. 77.
- ↑ , с. 78.
Литература
- / Dien, M.Y. Izzi and Juynboll, G.H.A. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by P. Bearman ; Th. Bianquis ; C. E. Bosworth ; E. van Donzel & W. P. Heinrichs . — Leiden : E.J. Brill , 2000. — Vol. 10. — P. 77-78. (платн.)
- / B. Erul // TDV İslâm Ansiklopedisi : [ тур. ] : 44 c. . — İstanbul : TDV İslâm Araştırmaları Merkezi, 2011. — Т. 40. — С. 262-264.
- 2021-02-01
- 2