Interested Article - Гог и Магог

Гог и Магог ( ивр. גּוֹג וּמָגוֹג ‎ [Gog u-Magog]) — в авраамической эсхатологии названия народов, которые пойдут войной на народ Божий, но будут повержены огнём с неба. В Новом Завете Гог и Магог упоминаются в книге Откровение , где описывается их нашествие на город святых по окончании тысячелетнего царства .

В Ветхом Завете , в Книге пророка Иезекииля присутствует также пророчество о Гоге из земли Магог, согласно которому Гог — это имя предводителя, который придёт из страны Магог с войной на землю Израиля и потерпит военное поражение от Бога . Согласно иудейской эсхатологии предсказание, описанное в книге пророка Иезекииля, исполнится незадолго до прихода Мессии ( ивр. מָשִׁיחַ ‎ [машиах]) .

Оба пророчества описывают разные события в различные временные периоды: в первом случае идёт речь о событиях после тысячелетнего царства, в которых принимают участие два народа из «четырех углов земли», во втором случае — период до тысячелетнего царства, в котором присутствует предводитель Гог из северного по отношению к Израилю народа Магог .

Текст пророчества из книги пророка Иезекииля , 38-39 гл

« Острожская Библия », 1581. Книга пророка Иезекииля . Фрагмент 853-го листа репринтного издания, 1988.

Гог из земли Магог, простирающейся «от пределов севера» ( ), князь Роша , Мешеха и Фувала ( ), во главе «великого сборища полчищ», среди которых войска Ирана , Эфиопии и Ливии ( ), а также « Гомер со всеми отрядами его», «дом Фогарма от пределов севера» и многие другие народы ( ) вторгнется в землю Израиля ( ) с целью завладеть большой добычей ( ).

В тот день гнев Божий воспылает в ярости ( ) и Он призовёт меч против Гога ( ) и будет судиться с ним и его войском «моровою язвою и кровопролитием», и прольёт «на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» ( ). Гог, войска его и все народы, которые будут с ним, погибнут в Израиле и будут отданы на съедение «всякого рода хищным птицам и зверям полевым» ( ), после чего «на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно», Бог пошлёт огонь ( ).

В результате этих событий Бог будет прославлен перед глазами многих народов ( , ) и в глазах народа Израиля ( ), который будет знать, что Бог есть «Господь Бог их, от сего дня и далее» ( ).

Локализация

Карта из «Исторической хрестоматии и атласа Библейской географии», 1854.
Маскут и массагеты ( Massagetae ) в начале нашей эры на французской карте «L’Arménie majeure dressée sur les auteurs arméniens et divisée en 16 grandes provinces», 1788.
Карта Азии Джованни Джакомо Де Росси. 1687 г. Монголы ( Ieka-Moal ) отождествлены с народами Гог и Магог.

В разные времена были распространены версии связывающие «Гога и Магога» с так называемыми « полунощными » (или «северными») народами. Иосиф Флавий в « Иудейских древностях » писал, что « Магог же положил начало тому народу, который от него получил название Магога, а ими [греками] именуется скифами » . «Лютеранский хронограф» XVII века, переведённый в 1720 году Гавриилом Бужинским , повествует, что « От магога родишася Геты и Массагеты племя Скифское » .

А. П. Лопухин , толкователь Священного Писания , основываясь на том, что массагеты во времена Геродота предположительно жили между Каспийским и Аральским морями, сомневается в том, что массагеты могут отвечать имени « Магог ». Однако некоторые из исследователей, например У. Тарн , полагают , что массагеты господствовали от Каспийских степей до Карпат , что на востоке их ограничивало устье Яксарта (совр. Сырдарья ), а севернее Каспия жившие там аорсы .

И. Пьянков , Деланоз и Г. Штейн полагают, что в геродотовом « Араксе » следует видеть армянский Аракс , то есть, по их мнению, массагеты времён Томирис обитали на западных берегах Каспийского моря, севернее реки Аракс. М. Геворгян, комментируя переведенную им «Историю Бузанда » пишет, что « Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря, принадлежали к скифскому племени. По Географии VII в. Анании Ширакского, их местопребывание значится у западных берегов Каспийского моря, до города Дербента » .

По мнению других исследователей , поражение, нанесённое гуннам армянским царём Трдатом III , могло обуславливать их некоторую политическую зависимость от их южных соседей, известных под именем «маскуты» (арм. форма «массагеты»), что и побудило некоторых авторов говорить о существовании в IV веке на территории Кавказской Албании « гуннского государства » во главе с маскутским царем Санесаном . Л. Коулмен, автор «Исторической хрестоматии и атласа Библейской географии », локализует Магога (« Magog ») на северо-западе Прикаспийской низменности , именно там, где в своём « » локализует гуннов Дионисий Периегет . Дионисием гунны располагаются при Каспийском море , описание которого он начинает с его северо-западной стороны. С его слов гунны пребывали между каспиями и скифами , последние из которых населяли побережье , по « устью » (возможно, дельта Волги ) Каспийского.

По мнению современных исследователей , военные походы гуннов IV века воспринимались европейской цивилизацией как исполнение библейских пророчеств и ассоциировались с «Гогом и Магогом». Иероним Стридонский , описывая азиатский поход гуннов 397 года, сообщает, что гуннская орда двигалась с Танаиса (совр. Дон ), где находились « невероятные », « страшные » массагеты; весь восток « содрогнулся » от сообщений вестников, что « от далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, [через проход] где в Кавказских ущельях Александр [Македонский] дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов » . Феофан Византиец утверждал, что народы, живущие на восток от Танаида, в древности носили имя массагетов . Прокопий Кесарийский рассказывает об римском полководце Аэции , который в битве на Каталаунских полях , одержал победу над огромным войском массагетов и других скифов, возглавляемых царём гуннов Аттилой .

В поздние времена «Гог и Магог» отождествлялись с восточнославянскими племенами и татаро-монголами . Например, Лев Диакон в своей «Истории», описывая поход князя Святослава на Византию , говорил о восточных славянах, « что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: „Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос“ ».

Датский хронист XII века Саксон Грамматик для обозначения Руси применял форму « Konuhardіa », а её население попеременно именовал русами и гуннами. По этому поводу Олаф Верилий писал, что « Саксон Граматик русов и гуннов считает одним и тем же народом ».

Трактование современными исследователями в нынешние времена

  • Гог из земли Магог, простирающейся «от пределов севера» (38:15) - /Маргинальные концепции помещают дом Магога (Маган) на территории Ирана и Пакистана . Вероятно, это один из лидеров Ирана и Пакистана, считающихся сегодня одной из самых могущественных стран исламского мира, которого именуют «Гогом»./
  • Князь Роша , Мешеха и Фувала (38:3), во главе «великого сборища полчищ» (38:5) - / Имеется в виду могущественный русский правитель (пророк Иезекииль , слово «рош» (רֹאשׁ) в этом предложении, видимо, использовал в значении «главный»), который будет возглавить Восточно-Европейский (Мешехский) и Западно-Европейский (Фувальский) полки./
  • А также « Гомер со всеми отрядами его» - /то есть германо-англосаксонские (гомерские) страны со всеми их войсками/
  • «дом Фогарма от пределов севера» и многие другие народы (38:6) - /то есть нынешняя Турция, которая расположена на севере Израиля, в районе, называемом историческим «Дом Фогарма» и многие другие народы./
  • Вторгнется в землю Израиля (38:8) с целью завладеть большой добычей (38:10-12).

Трактования в религиях

В христианстве

« Острожской Библией », в Пророчестве Иезекииля 38:2-3, «князь Рош» назван «князь Росска». В связи с этим некоторыми русскими толкователями, например Павлом Флоренским , предпринимались попытки истолковывать «Гога и Магога» в позитивном ключе. В книге «Опыт раскрытия пророчеств апокалипсиса» Иоанн Кронштадтский приводит родословную троих сыновей Ноя и пишет: «Из потомства Иафета, от второго сына, Магога или Гога произошли, — Скифы или Гунны, Татары, Турки, Монголы, Манджуры, Туранцы, Сарты, Киргизы, Башкиры, Калмыки, Финны, Литва, Угры или Мадьяры. Вот этим-то народам дается общее название Магог». Далее приводит происхождение русских: «От шестого сына, Моссоха , Сарматы , а от них все многочисленные славянские племена запада и востока Европы, а именно: Поморяне, Болгары, Сербы, Хорваты, Словаки, Руссины, Поляки, Малороссы, Белороссы, Великороссы». Таким образом они тоже потомки Иафета. Упоминаемый князь Росс, согласно источнику, имеет отношение к Русинам .

Выражение «Гог и Магог» встречается в библейской книге Откровение Иоанна Богослова : «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской» ( Откр. ).

В иудаизме

В многочисленных сказаниях Талмуда (смотри Аггада ), в Мидраш и других раввинистических источниках «Гог и Магог» — это всегда жестокие и кровожадные народы, последние битвы которых с другими народами мира произойдут в «земле Израиля» перед приходом машиаха (или мессия ). Помимо привычных ассоциаций с лидийцами , мидянами , парфянами или скифами , некоторые хасидские учителя интерпретировали «Гога и Магога» как завоевательные походы Наполеона .

В исламе

«Гог и Магог» в представлениях средневекового арабского учёного Закарии Казвини .

«Яджудж и Маджудж» ( араб. يَأْجُوج وَمَأْجُوج Yaʾjūj wa-Maʾjūj ; перс. یگوگ و مگوگ yagug va Magug ) в Коране соответствует библейскому «Гогу и Магогу».

В Коране говорится , что во время своего путешествия праведник Зуль-Карнайн , который, по утверждениям Абу Абдуллаха аль-Куртуби , Мухаммада ат-Табари и Ибн аль-Асира , жил во времена пророка Ибрахима (или Авраам ), совершал с ним паломничества и получил его благословение , дошёл до народа, жившего « между двумя преградами » (возможно между Большим и Малым Кавказом ). Этот народ обратился к Зуль-Карнайну с просьбой спасти их от притеснения народов «Яджудж и Маджудж». Зуль-Карнайн воздвиг « железную стену », так «Яджудж и Маджудж» оказались в заточении. Со слов пророка Мухаммеда , они каждый день роют подкоп под стену , и когда после убийства Даджжаля (или Антихриста ) люди будут в спокойствии, выйдут из заточения.


Появление Яджудж и Маджудж незадолго до Судного дня

Когда перед концом света явится Иса(Иисус) (мир ему), Ядждудж и Маджудж снова окажутся на свободе.

Вскоре после убийства Даджаля пророку Исе (мир ему) будет сообщено о появлении народов Яджудж и Маджудж. Слушаясь веления Аллаха, он приведёт мусульман к горе Тур для их защиты, поскольку никто не сможет убить эти племена.

Яджудж и Маджудж выйдут из каждого холма, сея разрушение и кровопролитие на своём пути. Первая их группа прибудет к Тиберийскому озеру и выпьет всю его воду. Когда к нему подойдут последние из них, они скажут: « Когда-то в этом озере была вода ».

Продолжая свой путь, грабя и убивая, они подойдут к горе Хамр ( в Иерусалиме ). Тем временем пророк Иса (мир ему) и его сподвижники будут в изоляции, пока бычья голова (еда) не станет ценнее сотни золотых монет.


Аллах вновь защитит людей от этих диких племен

Пророк Иса (мир ему) и его сподвижники вознесут мольбу об уничтожении Яджудж и Маджудж. Отвечая на эту мольбу, Аллах нашлет червей на головы Яджудж и Маджудж, и утром они все как один будут найдены мёртвыми.

Пророк Иса (мир ему) и его сподвижники спустятся вниз и обнаружат, что земля усеяна зловонными трупами. Они снова обратятся к Аллаху с мольбой. Аллах пошлёт птиц, шеи которых будут подобны шеям бактрийских верблюдов, которые унесут трупы и сбросят их туда, куда пожелает Аллах. Далее Аллах ниспошлёт дождь, и земля очистится и вернётся к своей прежней жизни.

В литературе и прочих источниках

В литературе

Статуи Гога и Магога, установленные в Гилдхолл , Сити Лондона .
  • «Гог и Магог» — роман философа-экзистенциалиста Мартина Бубера , написан в 1943 году и переведен на русский язык Еленой Шварц .
  • «Гог и Магог» — роман американского писателя , впервые опубликован в ноябре 1930 года.
  • « Он [губернатор] да ещё вице-губернатор — это Гога и Магога ». — Реплика Собакевича из «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя.
  • В разнородной мистической литературе существуют многие интерпретации этих персонажей. Распространена версия, что «Гог» — искажённое имя лидийского царя Гига

В прочих источниках

  • Во времена « Холодной войны » американские христиане связывали «Гога и Магога» с Советским Союзом , ссылаясь при этом на античных историков, писавших о скифских племенах, живших на территории современной России и Украины .
  • В компьютерной игре «Герои меча и магии 3» во фракции «Инферно» представлены существа Гоги, улучшенной версией которых являются Магоги.
  • Во вселенной упоминался Гог Вандир - глава Экклезиархии и Высший Лорд Терры, узурпировавший власть, свергнутый и убитый собственными телохранительницами из Невест Императора.

См. также

Примечания

  1. Отк.
  2. . Дата обращения: 18 августа 2015. 12 сентября 2015 года.
  3. Иез. ,
  4. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. «Это указание на Гога и Магога не нужно смешивать со сходной ссылкой у Иезекииля ( Иез. , ). Там Магог — большая страна на севере Израиля, а Гог — её правитель. Здесь эти слова относятся к народам мира в общем. У Иезекииля описывается обстановка до Тысячелетнего Царства; здесь — после Тысячелетнего Царства». от 20 ноября 2015 на Wayback Machine
  6. Если у прор. Иезекииля Г.- имя царя завоевателей, а М.- их территория, то в Откровении Иоанна Богослова Г. и М.- это названия народов, составляющих языческие орды, к-рые в конце тысячелетнего царства Христа (см. Хилиазм ) после 1-го воскресения двинутся для последней битвы с народом Божиим, но будут попалены огнём Божим ( Откр. ). от 12 сентября 2015 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 15 августа 2015. 10 октября 2015 года.
  8. Андрей Кесарийский . от 11 января 2010 на Wayback Machine .
  9. Иосиф Флавий . Иудейские древности , 1.6:1.
  10. Феатрон или позор исторический (или «Лютеранский хронограф»), 1720. 10-й лист репринтного издания. Перевод Г. Бужинского.
  11. Лопухин А. П. . от 22 января 2015 на Wayback Machine , 1909. — Т. VI, гл. 38.
  12. W. W. Tarn . The Greeks in Bactria and India. Cambridge, 1938. — P. 81.
  13. Herrman . Massagetai. Pauli—Wissowa, Realencuclopadie, 1930. — B. 142, Halbb. 28. Col. 2127—2130.
  14. Куклина И. В . Этнография Скифии по античным источникам. — Л., 1985. — С. 114—117.
  15. Деланоз . Sur l’Агахе des Massagetes. См.: Hist, de l’academie des inscript. — T. 36.
  16. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А . Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — С. 216.
  17. См. от 14 октября 2013 на Wayback Machine М. А. Геворгяна к «Истории Бузанда».
  18. Ю. Джафаров . Гунны и Азербайджан. Баку, 1993. — С. 18.
  19. L. Coleman . , 1854. — P. 11.
  20. Дионисий Периегет . от 12 ноября 2014 на Wayback Machine .
  21. " Античные авторы считали, что на крайнем севере раскинулось застывшее море, называемое Кронийским, в честь титана Кроноса , повелителя «страны блаженных» . — Кондратов А. М . Была земля Арктида. — Магадан, 1983.
  22. В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский . Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. — С. 141.
  23. Hieronymus . Epistolae, 77. 8.
  24. Н. Пигулевская . Сирийские источники по истории народов СССР. — М. — Л., 1941. — С. 70.
  25. Прокопий Кесарийский . от 5 мая 2021 на Wayback Machine . Перевод Н. Н. Чекаловой.
  26. Протоиерей о. Иоанн Ильичев Сергиев (Кронштадтский). . dugward.ru. Дата обращения: 27 ноября 2016. 25 января 2017 года.
  27. Арье Ольман . Гог и Магог: война последних дней.
  28. аль-Кахф
  29. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  30. Пиотровский М.Б. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 119. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
  31. James Parton . от 24 сентября 2015 на Wayback Machine . — New York, Harper & Brothers, Publishers Franklin Square, 1877. — P. 50.
  32. Sverre Bøe . Gog and Magog. — .
  33. в английской Википедии .

Литература

  • Jon Ruthven . The Prophecy That Is Shaping History: New Research on Ezekiel’s Vision of the End. — Fairfax, Virginia, 2008.
  • Chuck Missler . , 2002.
  • Калинина Т. М. // Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре. Материалы междисциплинарной научной конференции (Москва, 8—9 декабря 2022 г.). — М.: Институт всеобщей истории РАН , 2022. — С. 56—61.

Ссылки

  • . // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. — Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 год.
  • . // Сайт « Родовод ».
  • Иосиф Флавий . .
  • от 23 сентября 2015 на Wayback Machine (или «Лютеранский хронограф»), 1720. Перевод Г. Бужинского.
Источник —

Same as Гог и Магог