Interested Article - Свидетели Иеговы в странах постсоветского пространства

Свидетели Иеговы
Зал Царства
Организационная структура
История организации
Вероучения и практика
Издания и публикации
Персоналии
Красным цветом показаны страны, в которых деятельность Свидетелей Иеговы запрещена или сильно ограничена

Международная организация свидетелей Иеговы на постсоветском пространстве является одной из самых быстрорастущих «новых» религиозных организаций.

Азербайджан

Хотя организация свидетелей Иеговы имеет в Азербайджане официальную регистрацию, её последователи нередко подвергаются административному и уголовному преследованию, а также нападкам населения. В марте 2010 года двоих свидетелей Иеговы задержали в Баку .

В апреле 2010 года в Акстафинском районе были задержаны три женщины, распространявшие запрещённую литературу . По утверждениям азербайджанских СМИ , Министерство обороны Азербайджана обвинило свидетелей Иеговы в том, что они, в числе ряда прочих нетрадиционных религиозных организаций и церквей, сотрудничают с Армянской апостольской церковью и спецслужбами Армении .

По мнению некоторых обозревателей, данное обвинение придумано, так как Министерство обороны Азербайджана встревожено тем, что молодые представители организации отказываются служить в армии .

Армения

Свидетели Иеговы действуют в Армении с 1975 года. В 1995 году они впервые обратились с просьбой о государственной регистрации в качестве религиозной организации, но получили её только в 2004 году после 15 отказов .

Конституция Армении с поправками, внесёнными в декабре 2005 года предусматривает свободу вероисповедания , однако, закон накладывает определенные ограничения на свободу вероисповедания приверженцев религиозных меньшинств. Религиозные организации обязаны проходить государственную регистрацию, в результате чего над ними осуществляется жёсткий государственный контроль . Армянская Апостольская Церковь , имеющая официальный юридический статус, как национальная церковь, пользуется некоторыми привилегиями , не доступными для других религиозных групп .

Военная служба в Армении является обязательной для всех мужчин. За годы независимости Армении 364 свидетеля Иеговы были осуждены за отказ служить в армии по религиозным мотивам. После того, как в 2004 году вступил в силу закон об альтернативной службе , 22 свидетеля Иеговы были направлены в больницы и сиротские приюты в качестве обслуживающего персонала, однако через пять месяцев они отказались служить, поскольку надзор над ними осуществляет Министерство обороны Армении , а также из-за необходимости подчиняться военным и полицейским приказам . Как отмечается в докладе Международной амнистии , служба под началом министерства обороны не является подлинно гражданской. Призванные на службу свидетели Иеговы возражают против ограничения свободы передвижения и необходимости носить военную форму во время такой службы . Пятнадцать свидетелей Иеговы были осуждены на сроки заключения от 2 до 3 лет по обвинению в дезертирстве и оставлении места службы. Проведя в тюрьме около 7 месяцев, они были выпущены на свободу. Однако, в большинстве случаев осуждённые за дезертирство свидетели Иеговы отбывают полный срок заключения, так как «в основе представления ходатайства о досрочном освобождении должно лежать сожаление о содеянном» .

По данным Международной амнистии, на 1 ноября 2009 года в стране под заключением находились 71 свидетель Иеговы, осуждённый сроками от 2 до 3 лет за отказ от несения воинской повинности .

Государственный департамент США в отчете за 2009 год подверг Армению критике за осуществляемую, по мнению Госдепа, дискриминацию свидетелей Иеговы. В частности, критикуется правовое определение христианства в Армении как «веры в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя и принятия Святой Троицы » (вероучение свидетелей Иеговы не подпадает под это определение), а также распространение листовок и показ телефильмов с критикой свидетелей Иеговы, именование организации свидетелей Иеговы сектой в средствах массовой информации .

Белоруссия

В соответствие со ст. 31 Конституции Республики Беларусь , каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

В соответствие со ст. 16 Конституции Республики Беларусь , религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, её конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Официально деятельность религиозной организации свидетели Иеговы в Белоруссии не запрещена. Но притеснения со стороны властей очевидны. Нарушениями законодательства считается распространение печатной продукции религиозного содержания в неустановленных местах, осуществление религиозной деятельности за пределами территории общин и т. д.

«Настойчивость членов религиозной организации „Свидетели Иеговы“ вызывает недовольство у верующих других конфессий в Беларуси» — об этом заявил Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко на заседании коллегии Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей по итогам 2013 года .

Грузия

Свобода вероисповедания гарантирована Грузинской Конституцией . Между тем, в стране сильно влияние Грузинской православной церкви (ГПЦ), которая занимает особую роль в стране. В феврале 2001 года свидетели Иеговы в Грузии были лишены официальной регистрации . Такое положение создаёт значительные проблемы при ввозе религиозной литературы и строительстве богослужебных зданий ( Залов Царства ) .

В 2002 году один из членов Грузинского парламента Гурам Шарадзе возглавил движение за запрет деятельности свидетелей Иеговы в Грузии, за что подвергся серьёзной критике со стороны защитников прав человека и политиков-реформистов .

Бывший священник ГПЦ (был отлучён от церкви в 1995 году) Басили Мкалавишвили , основавший после изгнания свою собственную секту , в 1999—2004 годы вместе со своими сторонниками устраивали серию погромов против свидетелей Иеговы и баптистов . Погромы сопровождались сожжениями религиозной литературы и избиениями. Несмотря на неоднократные обращения потерпевших в прокуратуру с жалобами на Мкалавишвили, он был арестован только в марте 2004 года .

Налёты на молитвенные здания и жилые дома лидеров организации свидетелей Иеговы совершались в том числе и членами православной религиозно-экстремистской группой «Джвари» .

Подобные налёты на религиозные встречи собраний свидетелей Иеговы совершались и в последующие годы. На 2010 год здания Залов Царства нередко подвергались актам вандализма. Сообщалось также о случаях избиения свидетелей Иеговы .

В то же время 7 июля 2011 года Парламент Грузии в третьем чтении принял поправки к гражданскому кодексу, дающие возможность любым религиозным организациям, имеющим официальный статус хотя бы в одной стране — члене Совета Европы , получить в Грузии юридический статус («субъекта публичного права»). Решение парламентариев, уравнивающее в правах все религиозные конфессии, вызвало недовольство иерархов Грузинской Православной Церкви и Патриарха Илии II .

Согласно данным Государственного департамента США , на ноябрь 2010 года в Грузии не зафиксировано ни одного узника совести по религиозным мотивам .

В 2021 году грузинские свидетели Иеговы сообщили о 6 случаях, а в 2022 году — о 9 случаях преспуплений против них (включая насилие, вандализм и кражу). В Абхазии и Цхинвальском регионе на деятельность свидетелей Иеговы введён частичный запрет .

Казахстан

Первые свидетели Иеговы появились в Караганде и Жезказгане в 1940-х годах благодаря действиям советской власти, отправлявшей ссыльных в казахские степи. После этого свидетели распространились практически по всему Казахстану. Позже в Казахстан приезжали также люди, ранее сосланные в Сибирь, поскольку климат более мягкий. Бурный рост численности организации пришёлся на 1990-е годы. В 1991 году в Алма-Ате на стадионе АДК прошёл международный конгресс свидетелей Иеговы. С 1992 году началась официальная регистрация местных общин, в 1997 году был зарегистрирован республиканский филиал в Алма-Ате. В 2012 году все общины прошли перерегистрацию .

Свидетели Иеговы также осуществляют свою деятельность в Казахстане. Неоднократно против деятельности свидетелей Иеговы выступали компетентные органы , которые изредка находили изъяны в их работе, противоречащие действующему законодательству, и подвергали штрафам , прекращали их деятельность или даже выдворяли из страны. Несмотря на это, религиозная организация продолжает свою работу по всему Казахстану. Руководство организации в Казахстане находится в городе Алматы , которое координирует и контролирует филиалы, имеющиеся во всех областных центрах . Всего в Казахстане функционируют 60 филиалов свидетелей Иеговы. Все они без особых проблем прошли перерегистрацию в соответствии с требованиями нового закона о религии, принятого в конце 2011 года, когда все религиозные организации были обязаны были пройти перерегистрацию. Наиболее крупные общины расположены в городе Алматы, Южно-Казахстанской , Восточно-Казахстанской , Жамбылской , Карагандинской , Костанайской и Актюбинской областях .

В 2013 году на брифинге председатель агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф сообщил что свидетели Иеговы чаще других религиозных объединений нарушают закон в Казахстане, также выявляются факты распространения религиозной литературы вне установленных местах, в том числе на улицах и подъездах .

3 октября 2014 года прошёл день открытых дверей в главном центре свидетелей Иеговы в Алма-Ате, который посетили сотрудники акимата города Алматы во главе с руководителем Управления по делам религий Нуржаном Жапаркулом и представители иностранных дипломатических миссий. Проведена экскурсия по зданию, подарены книги Библии, переведённые на казахский язык по учению свидетелей Иеговы .

Таджикистан

После завершения гражданской войны в 1997 году, организация свидетелей Иеговы в том же году была официально зарегистрирована. В октябре 2007 года её деятельность на территории страны была приостановлена, а ровно через год запрещена . Ранее в июле 2007 года в стране была запрещена литература свидетелей Иеговы по причине того, что «эти издания пропагандируют экстремизм » . С тех пор все попытки организации получить перерегистрацию в Комитете религии, упорядочения национальных традиций, торжеств и обрядов не были успешными .

Официальной причиной запрета организации было названо нарушение закона «О религии и религиозных организациях» Таджикистана. По словам начальника отдела информации и анализа главного управления по делам религий Министерства культуры Таджикистана Саидбека Махмадуллаева, миссионерская деятельность свидетелей Иеговы по принципу «от двери к двери» и их призывы отказываться от несения воинской обязанности противоречат законодательству Таджикистана . Деятельность свидетелей Иеговы в Таджикистане уже была приостановлена на три месяца в 2002 году по тем же причинам .

Туркменистан

В закрытом Туркменистане свидетелям Иеговы, как и почти всем другим религиям, кроме Русской православной церкви Московского патриархата (см. Патриаршие приходы в Туркмении ) и суннитов-ханафитов (под руководством Духовного управления мусульман Туркменистана), отказывают в официальной регистрации, и соответственно приверженцы любых других религий кроме двух вышеуказанных не имеют законных оснований для открытого отправления своей службы, и фактически являются вне закона. Нет достоверных данных о численности представителей этой религии в этой стране, и скорее всего, их всего несколько сот человек, и сосредоточены они в основном в крупных городах. Молодых свидетелей Иеговы, отказывающихся проходить обязательную военную службу в рядах Вооружённых сил , регулярно приговаривают к лишению свободы , считая их уклонистами и дезертирами . В стране нет закона об альтернативной гражданской службе , что ещё больше отягощает положение не только свидетелей Иеговы, но и вообще всех пацифистов .

Узбекистан

Статья 5 закона «О свободе совести и религиозных организаций» Узбекистана запрещает миссионерскую деятельность и прозелитизм , которые являются неотъемлемой частью религиозной деятельности свидетелей Иеговы . В соответствии с требованиями действующего законодательства Узбекистана, религиозная литература может использоваться только зарегистрированной религиозной организацией в пределах её юридического адреса . Таким образом, проведение собраний по изучению религиозной литературы в частных домах, согласно действующему законодательству, является преступлением.

Кроме того, закон запрещает религиозные встречи, ввоз и распространение литературы незарегистрированных групп . Организация свидетелей Иеговы не имеет законной регистрации в стране, поэтому ввоз в страну религиозной литературы и её распространение незаконны .

Известны случаи, когда свидетели Иеговы предстают перед судом за «миссионерскую деятельность и прозелитизм » и за «возбуждение религиозной вражды». По мнению экспертов обвинения, взгляды свидетелей Иеговы подрывают национальную безопасность , побуждая «граждан не участвовать в политике и не работать в государственных учреждениях». Эксперты также обвиняют свидетелей Иеговы в неуважении к «государственной символике — гимну, флагу, гербу, поклонение которым они считают идолопоклонством». Кроме того, им вменяется проповедование среди молодежи уклонения от военной повинности .

В июле 2014 года в городе Намангане сотрудники милиции выявили группу свидетелей Иеговы, незаконно занимавшихся религиозной пропагандой.

В течение 90-х годов, вплоть до 1999 года, свидетели Иеговы несмотря на отсутствие официальной регистрации своей религиозной организации, открыто и регулярно проводили свои собрания по всей стране, довольно открыто проповедовали. В арендованных помещениях в Ташкенте открыто и регулярно проводились конгрессы, куда съезжались даже делегаты из соседних стран. Положение свидетелей Иеговы Узбекистана начало ухудшаться после начала «закручивания гаек» во всех аспектах жизни в стране после февральских терактов 1999 года в Ташкенте , а после андижанских событий 2005 года , власти начали массовые гонения и преследования всех религиозных людей, особенно религиозные меньшинства, кроме православных и «традиционных» умеренных мусульман. Особенно жёсткие гонения на свидетелей Иеговы происходили в период между второй половиной 2005 года и вплоть до конца 2016 года. В этот период происходили массовые задержания, обыски, уголовные дела и реальные сроки.

Между тем, с 90-х годов в Узбекистане имеется один город, где деятельность свидетелей Иеговы зарегистрировано и разрешено официально. Это город Чирчик , находящийся в нескольких километрах к северо-востоку от Ташкента . Здесь действует один Зал Царства, где помимо еженедельных собраний регулярно проводятся конгрессы, куда периодически съезжаются свидетели Иеговы со всего Узбекистана. Обстановка в стране со свободой вероисповедания (как и со свободой слова и правами человека ) резко улучшилась после смерти многолетнего диктатора Ислама Каримова в 2016 году, и прихода вместо него на пост президента республики Шавката Мирзиёева . После смены власти в стране, систематические и агрессивные аресты, избиения, угрозы, обыски, административные и уголовные дела против свидетелей Иеговы со стороны правоохранительных органов постепенно сошли на нет, и на 2023 год, несмотря на фактически «неофициальное» положение в остальном Узбекистане кроме Чирчика, свидетели Иеговы мирно проводят свои собрания в частных домах, и проповедуют с осторожностью и осмотрительностью, так как в стране законодательно запрещено миссионерство. Религия и организация свидетелей Иеговы в Узбекистане как и в остальном цивилизованном мире не запрещены, и не имеют только легального статуса по всей стране. Конституция Республики Узбекистан гарантирует своим гражданам исповедовать любую религию, или не исповедовать никакую. Страна по Конституции является светской. Крупнейшие общины свидетелей Иеговы в Узбекистане имеются в Ташкенте и Ташкентской области , в Самарканде , в городах Ферганской долины , в Бухаре , Карши , , Навои , Джизаке , Термезе и Нукусе , а общая численность узбекистанских свидетелей Иеговы варьируется примерно от 6 до 15 тысяч человек, среди которых не только русскоязычное население республики, но и традиционно считающиеся мусульманами узбеки, таджики, казахи и другие.

Эстония

В Эстонии первые организации свидетелей Иеговы появились в 1930-х годах.

15 июня 1933 года в Эстонии было зарегистрировано «Общество Библии и трактатов Сторожевой башни» [далее — Общество], деятельность которого была запрещена 18 июля 1935 года . Общество обвинили в распространении политической пропаганды, оскорблениях в адрес главы государства, глав церкви и Лиги Наций и в создании общественного беспокойства слухами о грядущей войне.

Руководство Общества было обвинено в даче указаний для сокрытия запрещённой литературы, а также в том, что работник Общества, являющийся гражданином иностранного государства, оскорбил главу эстонского государства , Главнокомандующего войсками обороны и епископа лютеранской церкви, приказав также сжечь их фотографии.

Было указано, что такая деятельность опасна для национальных и международных интересов Эстонии и общественного порядка, и что Общество отклонилось от зарегистрированного устава .

По воскресеньям по эстонскому радио передавались передачи «свидетелей Иеговы» на эстонском, русском, финском и шведском языках, трансляцию которых оплачивало Общество.

Учитель Таллинской церкви святого Иоанна ( Tallinna Jaani Kogudus ) Александр Штернфельдт ( Aleksander Sternfeldt ) протестовал против деятельности Общества в комиссии финансовых дел Госдумы , утверждая, что это движение антицерковное и антигосударственное. Помощник министра дорог Карл Юргенсон ( Karl Jürgenson ) на это возразил, что в учении свидетелей Иеговы он не находит ничего, кроме бессмыслицы и абсурда, однако эстонское радиовещание получает за них 800 000 центов в год. Другие члены комиссии единодушно поддержали его .

«Свидетели Иеговы» продолжили свою деятельность в Эстонии и во времена советской власти , и после восстановления независимости Эстонии .

В период с 1948 по 1951 год , в ходе массовых депортаций народов СССР , в Эстонии было арестовано и сослано в Сибирь на поселение 72 члена Общества . На фоне общих цифр насильно переселённых людей утверждение, что советская власть таким образом собиралась очистить Эстонию от «иеговистов», не выдерживает критики.

Устав недоходной организации «Эстонский союз приходов свидетелей Иеговы» был зарегистрирован в Эстонии 11 мая 2004 года .

В настоящее время в Эстонии проживает 4065 свидетелей Иеговы и в стране имеется 55 их приходов .

В августе 2014 года в Таллине , в Большом зале Рокка-аль-Маре ( Rocca al Mare Suurhall ), состоялся региональный конгресс свидетелей Иеговы, в котором приняло участие примерно 5000 человек из Эстонии, а также гости из Финляндии , США , России и Украины .

Масштабное мероприятие свидетелей Иеговы состоялось в Таллине 25 июня 2016 года . В ледовом холле «Тондираба» они молились, пели, общались, после чего организовали рядом с холлом пикник .

Самой известной скандальной историей последнего времени, связанной со «свидетелями Иеговы» в Эстонии , был случай смерти в 1997 году ребёнка, родители которого отвергли переливание крови родившемуся с резус-конфликтом младенцу . Результатом этого стало изменение законодательства Эстонии, разрешившее врачам осуществлять переливание крови детям без испрашивания разрешения у родителей (Закон об оказании услуг здравоохранения ).

В целом в стране отношение к свидетелей Иеговы спокойное. Проблемы не создают и отказы юношей призывного возраста, граждан Эстонской республики , проходить срочную службу в эстонских войсках. Для этого есть альтернативная служба ( asendusteenistus ), продолжительность которой составляет 12 месяцев .

См. также

Примечания

  1. * от 10 марта 2014 на Wayback Machine // Портал-Credo.Ru ,16.03.2010 г.
    • от 20 марта 2013 на Wayback Machine //Маранафа,16.03.2010
    • Felix Corley от 30 января 2011 на Wayback Machine AZERBAIJAN: «Distributing religious literature without state permission»] // Forum 18 News Service, 12 March 2010
  2. от 11 июля 2010 на Wayback Machine // Седмица.ru ,28.04.2010 г.
  3. Рашад Рустамов. от 3 февраля 2012 на Wayback Machine //Zerkalo,18.12.2009 г.
  4. * от 12 марта 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3873 дня]) //Центр Религиозных Исследований, 02.11.07
  5. от 19 июня 2011 на Wayback Machine // Panorama.am, 24.09.2010 г.
  6. . Международная амнистия (16 января 2008). Дата обращения: 19 мая 2012. 22 сентября 2012 года.
  7. (нем.) (PDF). Kurzinformation der SFH-Länderanalyse . Schweizerische Flüchtlingshilfe SFH (февраль 2005). Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 22 сентября 2012 года.
  8. (англ.) . U.S. Department of State . Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 22 сентября 2012 года.
  9. (англ.) . Amnesty International (16 января 2008). Дата обращения: 22 декабря 2011. 22 сентября 2012 года.
  10. Vahan Ishkhanian. (англ.) . Features . ArmeniaNow.com (25 июля 2008). — Ваан Ишханян За решеткой — за веру: Свидетели Иеговы чувствуют себя ущемлёнными, несмотря на закон об альтернативной службе . Дата обращения: 14 июня 2013. 14 июня 2013 года.
  11. . ИА Regnum (23 мая 2006). Дата обращения: 19 мая 2012. 12 августа 2014 года.
  12. (нем.) . Amnesty International (31 декабря 2009). Дата обращения: 19 мая 2012. 23 июня 2012 года.
  13. (нем.) . Amnesty International (31 декабря 2010). Дата обращения: 19 мая 2012. 23 июня 2012 года.
  14. Julia Hakobyan. (англ.) . News . ArmeniaNow.com (28 октября 2009). Дата обращения: 14 июня 2013. 14 июня 2013 года.
  15. от 6 октября 2014 на Wayback Machine // БелТА 27.09.2014 г.
  16. (нем.) (PDF). Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, Referat 413 — Analyse nichtislamischer Herkunftsländer (31 августа 2011). — стр. 25-27 . Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 23 июня 2012 года.
  17. (англ.) . U.S. Department of State (17 ноября 2010). Дата обращения: 19 мая 2012. 23 июня 2012 года.
  18. (англ.) . WHDH-TV (20 мая 2007). Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 22 сентября 2012 года.
  19. . Сервер Христианского общения (3 февраля 2005). Дата обращения: 19 мая 2012. 10 августа 2014 года.
  20. (англ.) . ECOI. Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 22 сентября 2012 года.
  21. (нем.) . Amnesty International (2001). Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 22 сентября 2012 года.
  22. . Голос Америки (2 ноября 2002). Дата обращения: 19 мая 2012. 22 сентября 2012 года.
  23. . Кавказский узел (9 апреля 2002). Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 22 сентября 2012 года.
  24. . Портал-Credo.Ru (17 ноября 2003). Дата обращения: 19 мая 2012. 27 апреля 2017 года.
  25. Георгий Двали. . Коммерсантъ Украина, №107 (1381) (7 июля 2011). Дата обращения: 19 мая 2012. 8 ноября 2011 года.
  26. от 23 мая 2023 на Wayback Machine . civil.ge, 23.05.2023
  27. Марина Рузматова. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . Informburo.kz, 16.09.2017
  28. . Tengrinews.kz. Дата обращения: 4 октября 2014. 4 октября 2014 года.
  29. . Zakon.kz. Дата обращения: 4 октября 2014. 4 октября 2014 года.
  30. . Оф.сайт. Дата обращения: 4 октября 2014. 4 октября 2014 года.
  31. «Матрица.Kz». Дата обращения: 4 октября 2014. 4 октября 2014 года.
  32. // Радио Азаттык . 4 октября 2014 года.
  33. // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. — № 6 (48) . 4 октября 2014 года.
  34. . Tengrinews.kz. Дата обращения: 4 октября 2014. 4 октября 2014 года.
  35. . Радио Азаттык . Дата обращения: 4 октября 2014. 4 октября 2014 года.
  36. . ИА Фергана (2 октября 2008). Дата обращения: 19 мая 2012. 23 июня 2012 года.
  37. от 10 октября 2021 на Wayback Machine . Радио «Свобода» , 10.10.2021
  38. . Lenta.ru (12 июля 2007). Дата обращения: 19 мая 2012.
  39. Малика Рахманова. . Радио Свобода (11 июля 2007). Дата обращения: 19 мая 2012. 22 сентября 2012 года.
  40. . ИА Regnum (22 октября 2007). Дата обращения: 19 мая 2012. 11 марта 2014 года.
  41. Felix Corley. (англ.) . Forum 18 News Service (2 июня 2009). Дата обращения: 20 мая 2012. 22 сентября 2012 года.
  42. . Посольство США в Туркменистане (11 марта 2010). Дата обращения: 20 мая 2012. Архивировано из 22 сентября 2012 года.
  43. . Портал-Credo.Ru (4 июня 2009). Дата обращения: 20 мая 2012. 27 апреля 2017 года.
  44. . ИА Regnum (25 августа 2006). Дата обращения: 19 мая 2012. 11 марта 2014 года.
  45. . ИА Regnum (16 июля 2007). Дата обращения: 19 мая 2012. 13 апреля 2014 года.
  46. . Мир Религий (16 июля 2007). Дата обращения: 19 мая 2012. 4 ноября 2011 года.
  47. . ИА Regnum (5 сентября 2008). Дата обращения: 19 мая 2012. 11 марта 2014 года.
  48. . NEWSru.com (13 июня 2007). Дата обращения: 19 мая 2012. 2 ноября 2011 года.
  49. . ИА Фергана (4 декабря 2002). Дата обращения: 19 мая 2012. 23 июня 2012 года.
  50. от 8 августа 2014 на Wayback Machine // Интерфакс , 01.08.2014
  51. Hääl Siioni vahitornist. — Nr 7. — 12.02.1934. — С. 4.
  52. . Vahitorni Veebiraamatukogu . Дата обращения: 28 апреля 2020. 16 августа 2018 года.
  53. . JEHOOVA TUNNISTAJATE AMETLIK VEEBISAIT (декабрь 2012). Дата обращения: 26 апреля 2017. 23 сентября 2016 года.
  54. . Centre of Registers and Information Systems . Дата обращения: 1 мая 2017. Архивировано из 15 апреля 2017 года.
  55. . JEHOOVA TUNNISTAJATE AMETLIK VEEBISAIT . Дата обращения: 26 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
  56. . Postimees. Tervis (9 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2017. 3 мая 2018 года.
  57. Riigikogu. . Riigi Teataja . Дата обращения: 26 апреля 2017. 27 апреля 2017 года.
  58. Департамент Сил обороны. . Kaitseressursside Amet . Дата обращения: 26 апреля 2017. 27 апреля 2017 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Свидетели Иеговы в странах постсоветского пространства