Россини, Патрик
- 1 year ago
- 0
- 0
Месса по Россини — реквием , сочинённый совместно тринадцатью итальянскими композиторами на смерть Джоакино Россини . Написана для пяти солистов ( сопрано , контральто , тенор , баритон , бас ), смешанного хора, органа и большого оркестра.
Идея совместного сочинения поминальной музыки в память Россини принадлежала Джузеппе Верди . 17 ноября 1868 года, спустя четыре дня после смерти Россини, Верди обратился с этим предложением к , владельцу музыкального издательства . Месса, созданная совместно итальянскими композиторами, должна была быть исполнена в годовщину смерти Россини 13 ноября 1869 года в Базилике Святого Петрония в Болонье ; после этого ноты мессы должны были быть переданы на хранение в Болонский музыкальный лицей без права публикации или исполнения иначе как для возможного поминовения Россини в последующие годы.
Письмо Верди было опубликовано в течение нескольких дней в ряде итальянских газет и встретило, в целом, поддержку, хотя одна из газет и ответила невежливым фельетоном, заявив, что довольно странно чтить память выдающегося композитора каким-то попурри , явно не претендующим на высокие художественные качества, и лучше бы Верди написал мемориальную мессу сам . Предложение получило одобрение и поддержку городской администрации Болоньи и Болонской филармонической академии . Для выбора авторов, распределения частей между ними и росписи солирующих голосов по частям был создан комитет в составе Лауро Росси , Альберто Мадзукато и Стефано Ронкетти-Монтевити (все трое из Миланской консерватории ) . Кроме того, миланским специалистам пришлось назначить каждому композитору-участнику тональность и темп, ограничить длительность каждой части (до семи минут) и возможный состав инструментов (с расширенной по сравнению со стандартным составом итальянского оркестра группой духовых) . Комитет работал медленно и лишь к началу июня 1869 года выбрал двенадцать композиторов помимо самого Верди, принадлежавших к разным поколениям — от 86-летнего Карло Кочча до 40-летних Антонио Каньони и Пьетро Платаниа ; одним из критериев выбора был успешный опыт работы в оперном жанре, исключение было сделано для выдающегося инструменталиста Антонио Бадзини . Композиторы, напротив, работали быстро, и в начале сентября все тринадцать частей мессы были готовы . Дирижировать мессой должен был Анджело Мариани .
Мариани на протяжении всего года занимался преимущественно подготовкой многодневного фестиваля памяти Россини в Пезаро , однако думал и о готовящемся концерте в Болонье, ещё в августе обсуждая с Верди кандидатуры солистов (в частности, ) и предлагая для придания церемонии общенационального масштаба собрать для неё хор из лучших воспитанников всех консерваторий Италии. Однако оргкомитет (находившийся в Милане ) ограничился тем, что запросил Муниципальный театр Болоньи о предоставлении солистов, хора и оркестра для церемонии 13 ноября. Импресарио театра Луиджи Скалаберини (1823—1876) 6 октября ответил комитету отказом, сославшись на то, что репетиции Мессы нанесут ущерб театральному сезону. Городская администрация Болоньи могла заставить Скалаберини, но не сделала этого — то ли потому, что в миланской прессе поторопились обвинить во всём болонцев, то ли потому, что руководство администрации принадлежало к поклонникам музыки Рихарда Вагнера и к Россини относилось равнодушно . Верди выступил против переноса исполнения Мессы на другое время (после окончания оперного сезона) или в другое место, а в срыве своего проекта в дальнейшем обвинял бездействие Мариани, хотя организация торжества в обязанности дирижёра не входила . Рукопись Мессы осела в архиве издательства Ricordi . Написанную им заключительную часть Верди позднее использовал, с небольшой доработкой, как финал собственного Реквиема .
Первоначально в списке приглашённых значился Саверио Меркаданте , но он отказался от участия по состоянию здоровья. Agnus Dei должен был сочинить Эррико Петрелла , сперва согласившийся участвовать, но позже вышедший из проекта; его заменил Лауро Росси как член оргкомитета. Высказывались (в частности, со стороны импресарио Скалаберини, отказавшего исполнению Мессы в поддержке) претензии к отсутствию в этом списке ряда заметных композиторов — Арриго Бойто , Франко Фаччо , Амилькаре Понкьелли , Костантино даль’Арджине ; очевидным образом, все они не были приглашены по причине молодости (ни одному из них не исполнилось ещё и 35), а также в силу близости к художественно чуждому и Верди, и миланским специалистам из оргкомитета движению Скапильятуры .
В 1967 году ноты Мессы обнаружил в архиве издательства Ricordi американский музыковед . В 1986 году руководитель Института Верди в Парме рассказал о ней на лекции о «Реквиеме» Верди в рамках летней школы в Штутгарте, вызвав живой интерес её руководителя, дирижёра Гельмута Риллинга . Два года ушло на редактирование старых рукописей (по примеру Верди для этого были приглашены 13 музыковедов), и 11 сентября 1988 года под руководством Риллинга состоялась мировая премьера Мессы по Россини на Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте ; 15 сентября состоялась итальянская премьера в Парме, в том же году Риллинг записал Мессу. В 2017 году новую запись осуществил с оркестром и хором театра Ла Скала Рикардо Шайи — его трактовка отличается драматической напряжённостью, хотя и не позволяющей забыть о неровном характере музыкального материала . В том же году, 9 декабря, Месса по Россини наконец была исполнена в болонской Базилике Святого Петрония, как это задумывал Верди .
Современная критика, в целом, пишет о Мессе по Россини как о понятном объяснении того факта, что музыка большинства итальянских оперных композиторов эпохи Верди больше не исполняется: разрыв в уровне между Верди и остальными участниками проекта слишком заметен, хотя, замечает Питер Дэвис, ритмическая смелость Dies Irae Бадзини, величественный Confutatis Бушерона и особенно интересный в мелодическом и гармоническом отношении Agnus Dei Росси способны привлечь и современного слушателя .