Interested Article - Овсиенко, Фридрих Григорьевич

Фри́дрих Григо́рьевич Овсие́нко ( 13 марта 1939 года , село Новосёлки , Киевская область , УССР , СССР 10 августа 2007 года , Москва , Российская Федерация ) — советский и российский религиовед и философ , крупнейший в России специалист по современному католичеству , методологии религиоведения и государственно-конфессиональных отношений . Доктор философских наук, профессор. Один из авторов « Атеистического словаря », словаря « » и «Религиоведение: Энциклопедический словарь», а также « » и « Большой Российской энциклопедии ».

Биография

Родился 13 марта 1939 года в селе Новосёлки Киевской области. Родителей потерял во время Великой Отечественной войны . Мать — Мария Александровна была расстреляна нацистами во время карательной операции в 1943 году. Отец — Григорий Парфентьевич, командир партизанского отряда погиб в 1944 году при освобождении Киева . Вместе с сестрами был определён в детский дом .

В 1956 году окончил среднюю школу и поступил на заочное отделение философского факультета КГУ имени Т. Г. Шевченко , а также работал на заводе.

В 1965 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова .

В 1969 году окончил аспирантуру философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и под научным руководством В. И. Гараджи защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Особенности идеологии и деятельности католической церкви в Польской Народной Республике».

В 1969 1972 годы старший преподаватель кафедры философии 1-го Московского медицинского института .

В 1972 1981 годы доцент кафедры философии Московского института радиотехники, электроники и автоматики .

В 1981 1987 годы старший научный сотрудник кафедры истории и теории атеизма философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1987 1991 годы — профессор Института религиоведения АОН при ЦК КПСС .

В 1988 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Критический анализ теоретических основ социальной доктрины католицизма».

С 1991 года — профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ .

Скончался 10 августа 2007 года . Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .

Автор более 100 научных работ общим объёмом более 170 п.л., в том числе 4 монографий.

Подготовил более 30 кандидатов и 5 докторов наук.

Владел несколькими европейскими языками.

Научная деятельность

Ф. Г. Овсиенко в своих трудах исследовал современную католическую философия ( онтология , гносеология и антропология неотомизма и тейярдизма ), а также новые течения в теологии. При этом им был дан критический анализ этики и социологии современного католичества. Он выдвинул и обосновал положение о том, что современная католическая социальная доктрина, представляющая собой совокупность особых политических, экономических, социально-этических и культурологических концепций, во многих пунктах входит в противоречие со светскими представлениями о природе добра и зла, о достоинстве человека и социальной справедливости. В то же время он высказал мысль, что эти расхождения тем не менее не являются препятствием для непосредственного сотрудничества верующих и неверующих людей, как и для их совместной борьбы с различной социальной и политической несправедливостью.

Начиная со второй половины 1990-х годов занимался разработкой вопросов государственно-церковных отношений в России и за рубежом.

Научные труды

Монографии

  • Овсиенко Ф. Г. Новые тенденции в католической философии и теологии. М., 1977;
  • Овсиенко Ф. Г. Личность и социальное развитие в католической антропологизированной теологии. М., 1980;
  • Овсиенко Ф. Г. Эволюция католического учения о роли женщины в обществе, семье и браке. М., 1980;
  • Овсиенко Ф. Г. Критический анализ католической «теологии труда». — М.: Знание , 1984. — 62 с.
  • Овсиенко Ф. Г. Проблема человека и гуманизма в современном католицизме. М., 1985;
  • Овсиенко Ф. Г. Проблема человека в философии католицизма. Киев, 1986. — 64 с.;
  • Овсиенко Ф. Г. Эволюция католической социальной теологии. [В соавт.]. М., 1986;
  • Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма: философский критический анализ. М. : Изд-во МГУ , 1987. — 256 с. ISBN 5-1639219 (ошибоч.) ;
  • Овсиенко Ф. Г. Социально-этическое учение современного католицизма (критический анализ). М..: Знание , 1987.— 63 с.;
  • Овсиенко Ф. Г. Католическая философия и теология. М., 1987;
  • Овсиенко Ф. Г. Социальная этика католицизма: методологический аспект. М., 1990;
  • Овсиенко Ф. Г. Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993;
  • Овсиенко Ф. Г. Государственно-церковные отношения в России. В 2 т. [В соавт.]. М., 1995;
  • Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. — М. : Приор, 1998 . — 475 с. — ISBN 5-7990-0166-4 .
  • Овсиенко Ф. Г. Новые религиозные культы, движения и организации в России. [В соавт.]. М.,1998.
  • Овсиенко Ф. Г. Католицизм. — М.: РАГС, 2005. — 314 с.

Энциклопедии и словари

Религиоведение. Энциклопедический словарь
Большая Российская энциклопедия

Статьи

  • Овсиенко Ф. Г. Эволюция католического учения о роли женщины в обществе, семье и браке // Вопросы научного атеизма . — Вып. 28. — М., 1981. — С. 163—182.
  • Овсиенко Ф. Г. Критика методологических основ социального учения католицизма // Вопросы научного атеизма . Вып. 33. Религия и политика / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1985. — С. 50—71. — 303 с. — 22 700 экз.
  • Овсиенко Ф. Г. // Социальная теория и современность. Вып. II: Фридрих Ницше . « Воля к власти ». — М., 1993. — С. 115—124.
  • Овсиенко Ф. Г. Экзистенциализм религиозный и атеистический? // Социальная теория и современность. — 1994. — № 14: Человек и его мир в философской мысли А. Камю и Ж.-П. Сартра. — С. 162—169.
  • Овсиенко Ф. Г. Проблема «человек—природа» в современной католической философии // Экология и религия. — Ч. I. — М., 1994. — С. 75-112.
  • Овсиенко Ф. Г. Гуманизм и религия // Наука, религия, гуманизм: Сб. статей. — М., 1996. — С. 39-53.
  • Овсиенко Ф. Г. Взаимоотношения государства и Церкви в Восточной Европе // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Уч. пособ. 2-е изд. — М., 1999. — С. 154—190.
  • Овсиенко Ф. Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма // Религиоведение . — 2001. — № 2.
  • Овсиенко Ф. Г. Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции развития и риски в современном российском обществе // Религиоведение . — 2002. — № 2.
  • Овсиенко Ф. Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение . — 2004. — № 2. — С. 116—130.
  • Овсиенко Ф. Г. // Религиоведение . — 2005. — № 2. — С. 3-15.
  • Овсиенко Ф. Г. // . — 2005. — № 1.
  • Овсиенко Ф. Г. Католическое образование // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красникова , Е. С. Элбакян . — М.: Академический проект , 2006. — С. 513—515. — 1254 с. — ISBN 5-8291-0756-2
  • Овсиенко Ф. Г. Пацифизм религиозный // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красникова , Е. С. Элбакян . — М.: Академический проект , 2006. — С. 756—758. — 1254 с. — ISBN 5-8291-0756-2
  • Зуев Ю. П. , Кудрина Т. А., , Овсиенко Ф. Г., Трофимчук Н. А. (недоступная ссылка) // Журнал « Государство, религия, Церковь в России и за рубежом » Вып. 1: Антология отечественного религиоведения Ч.4: Кафедра государственно — конфессиональных отношений РАГС, 2009. — С. 131—177 (также в сборнике — Религия и образование : Сб . обзоров и реф . / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Философии; Рос. Акад. гос службы при Президенте РФ. Каф. Религиоведения / Отв . Ред . Скворцов Л . В .; Сост . Девина И . В . — М .: 2002. — 208 с. — С. 5-72.- (Сер.: Религиоведение). ISBN 5-248-00119-6

Экспертиза

Награды

Отзывы

Кандидат философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС религиовед Ю. П. Зуев считает Ф. Г. Овисенко это « один из ведущих российских учёных-религиоведов ». Он вспоминает, что Ф. Г. Овсиенко « отличался широкой научной эрудицией, глубоким профессионализмом в философско-методологических проблемах религиоведения и истории религии » и « в последнее десятилетие оставался практически единственным в нашей стране специалистом в области католицизма ». Зуев отмечает, что у Ф. Г. Овсиенко был большой педагогический опыт, а его лекции и семинары вызвали живой интерес у студентов и аспирантов. Ф. Г. Овсиенко « в совершенстве владел искусством формирования личности молодого учёного, прививая ему вкус к научному поиску и профессиональную честность », был искренен и открыт в общении с людьми, выступал с готовностью «поделиться своим опытом и знаниями». Зуев отмечает, что Ф. Г. Овсиенко имел « исключительно толерантное отношение к людям разных мировоззренческих позиций и, вместе с тем, — твёрдость в отстаивании собственных убеждений, собственной позиции учёного ».

Кандидат философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС религиовед считает, что Ф. Г. Овсиенко « был человеком обширных знаний, культурных интересов и исключительного трудолюбия, являл собой тот тип учёного, который постоянно связывает свои научные изыскания и преподавательскую деятельность с судьбой родной страны ». Он отмечает, что по мировоззрению Ф. Г. Овсиенко « был убеждённым атеистом (отнюдь не вульгарным и не „ воинствующим “), не изменял своим взглядам, но при этом проявлял уважение к убеждениям других людей, в том числе религиозным ». Лопаткин указывает на то, что « среди тех, кто под его руководством защитил диссертации и дипломы, были люди самых разных мировоззренческих позиций, в том числе верующие разных религий и конфессий, среди них несколько православных священнослужителей, которым атеистические убеждения их учителя не мешали видеть в нём мудрого и глубоко уважаемого наставника ».

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 4-5.
  4. .
  5. , с. 4.
  6. , с. 5.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Овсиенко, Фридрих Григорьевич