Пять скандх (кхандх) или «групп привязанности»
,
Паньчаскандхи
(
пали
.
IAST
:
pañcakhandhā
,
санскр.
पञ्चस्कन्धी
,
IAST
:
pañcaskandhī
) — пять составляющих, необходимых для формирования
личности
, в соответствии с
феноменологией
буддизма
. В буддийской традиции индивид рассматривается не в плане дуализма души и тела, а как психофизический конгломерат пяти изменчивых скандх,
непрерывная
флуктуация которых создает видимость личной идентичности
. Другими словами, совокупность пяти скандх является основой для представления «Я» индивида.
Будда указывал, что отождествление пяти скандх с «Я» и «самостью» (не путать с понятием
Самости
в психологии
К. Г. Юнга
) является одним из ложных представлений о личности
, и отмечал, что
духкха
или страдание происходит вследствие привязанности к пяти скандхам
.
Группы привязанности
Эти группы являются пятеричной
классификацией
, в которой
Будда
подытожил все физические и умственные явления
существования
, и в частности те, которые кажутся невежественному человеку его «
эго
» или
личностью
. Следовательно, рождение, старение, смерть и прочий опыт также входят в эти пять групп, охватывающих в действительности всё
мироздание
.
-
Форма
,
материальное
—
рупа
(
санскр.
रूप
,
IAST
:
rūpa
;
пали
IAST
:
rūpa-kkhandha
;
кит.
трад.
色蘊
,
упр.
色蕴
,
пиньинь
sè yùn
) — тело с органами чувств, пять их познавательных способностей (пять «внешних»
индрий
, бахья-индрии
):
зрение
,
слух
,
обоняние
,
осязание
,
вкус
, а также пять соответственных типов материальных объектов восприятия (вишая): цветоформы, звуки, запахи, тактильные ощущения, вкусы
. То, что в рупа-скандху входят не только тело с органами чувств, но и внешние чувственные объекты восприятия, стирает границы между субъектом и объектом, организмом и окружающей средой
. Форма состоит из четырёх компонентов (
махабхута
): земли, ветра, огня и воды. Понятие «рупа» близко к понятию «
материя
» в западной философии.
-
«Чистое» чувство,
ощущение
—
ведана
(
санскр.
वेदना
,
IAST
:
vedanā
;
пали
IAST
:
vedanā-kkhandha
;
кит.
трад.
受蘊
,
упр.
受蕴
,
пиньинь
shòu yùn
) — чувственное переживание, возникающее в потоке сознания при контакте одного из пяти органов чувств и
ума
(шесть индрий:
ум
— шестая, «внутренняя» индрия
) с объектом восприятия (аламбана)
. Речь идёт о действии предметов мира на чувственность, перцепции (эмоции к ведана-скандхе не относятся). Существуют три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются: их яркость пропорциональна их интенсивности
.
-
Совместное постижение,
понимание
,
представления
—
санджня
(сання)
(
санскр.
संज्ञा
,
IAST
:
saṃjñā
;
пали
IAST
:
saññā-kkhandha
;
кит.
трад.
想蘊
,
упр.
想蕴
,
пиньинь
xiǎng yùn
) — опознавание объектов пяти видов чувственного восприятия: цветоформ, звуков, запахов, телесных ощущений, вкусов
; познание через соединение элементов, конструирование их единства, концептуализация,
идеи
. Знаково-понятийное содержание сознания
. Речь идёт об аффективной обработке чувственного восприятия и формировании концепций.
-
Формирующие факторы,
опыт, склонности, воля
—
самскара
(санкхара)
(
санскр.
संस्कार
,
IAST
:
saṃskāra
;
пали
IAST
:
sankhāra-kkhandha
;
кит.
трад.
行蘊
,
упр.
行蕴
,
пиньинь
xíng yùn
) — впечатление, отпечаток, след, латентная тенденция, оставляемая действием (
кармой
) тела, речи и ума в психике
; также мотивации практически всех видов умственной деятельности (мнений, мыслей, решений, волевых импульсов), которые в дополнение к
ощущениям
и
восприятию
присутствуют в отдельном моменте сознания.
Воля
, намерение (четана) являются основой действия (кармы) и движущей силой, закабаляющей в
сансаре
. При перерождении самскары выступают как «формирующие факторы» тела, органов познания, психики, пола, статуса, окружения и т. д. живого существа, появившегося на свет
. Санскара-скандха «собирает», «составляет» другие четыре скандхи
. Таким образом, самскара является одновременно и результатом накопления отпечатков прошлой кармы, и «формирующим фактором» при рождении, и источником новой кармы
. Речь идёт в первую очередь об осознанном действии.
-
Различение
,
избирательное познание
—
виджняна
(винняна)
(
санскр.
विज्ञान
,
IAST
:
vijñāna
;
пали
IAST
:
viññāṇa-kkhandha
;
кит.
трад.
識蘊
,
упр.
识蕴
,
пиньинь
shìyùn
; префикс
«ви-»
, стоящий перед словом
«
джняна
»
— «знание
», имеет распределительное значение
) — общая способность ощущать, различать, распознавать
. Существуют шесть распознаваний (виджнян): зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, ментальное
. «Шесть форм распознавания» всегда направлены на объект своей категории
. В отличие от
санджни
— познания через установление связи и соединение,
виджняна
является познанием через дифференциацию, различение, анализ, выбор
. Буддолог
А. В. Парибок
определяет виджняну как «фокус внимания», обращенный на восприятие какой-либо одной из шести познавательных способностей (
индрий
)
. Виджняна в широком смысле объединяет ряд непостоянных и мгновенных различных психических состояний в одну
серию
, обозначает всю интеллектуальную активность, сознание
, тождественна психике (
читта
) и охватывает все психические процессы — от чувственных распознаваний, эмоций и мышления до воли, намерений и внимания
, включая понимание результатов действия, не омрачённое эмоциями, запоминание, накопление знаний
.
Значение теории пяти скандх
Пять скандх
являются одной из основополагающих буддийских концепций и важной частью буддийской доктрины в целом. Только через них воспринимается мир (
сансара
), и ничто не воспринимается не через них. Поэтому, одной из основных систем классификации элементов (
дхарм
)
потока бытия
служит схема из пяти категорий, соответствующих пяти скандхам. Согласно классификации дхарм, которая появилась в
Абхидхарме
одной из ранних буддийских школ
сарвастивада (вайбхашика)
и затем воспроизводилась в разных абхидхармических текстах, а также в
«Энциклопедии Абхидхармы» (Абхидхарма-коша)
, насчитывается 75 элементов существования
. Сансару образуют 72 непостоянные дхармы, называемые «составными» (санскрита-дхармы). Эти 72 дхарма-элемента конституируют сансарический опыт, входят в пять скандх живого существа
и распределяются по скандхам следующим образом:
-
Чувственное, группа формы (рупа-скандха) — 11 дхарм: 5 типов объектов (вишая), 5 познавательных способностей (
индрии
), «непознаваемое» (авиджняпти) — элемент, относящийся к деятельности сознания.
-
Группа ощущения (ведана-скандха) — 1 дхарма. Ощущение бывает трех видов: приятное, неприятное, а также ни то, ни другое. По характеру ощущение бывает пяти видов: физическое наслаждение и боль, моральное удовлетворение и мучение, а также безразличие. По участию органов чувств различают 6 видов ощущения: 5 видов, возникающих при контакте с органами чувств зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и 1 вид, когда задействован интеллект. С точки зрения времени, ощущение бывает двух видов: прошедшее и настоящее.
Буддхагхоша
(V в.) рассматривал ощущения с точки зрения спасения: благоприятные, неблагоприятные, безразличные. Хотя дхарма и одна, но она образует группу (скандху) по причине большого разнообразия ощущения и рассмотрения с разных позиций.
-
Группа различения (санджня-скандха) — 1 дхарма. По
Васубандху
, суть различения — «схватывание» общего признака или отдельных существенных признаков: длинное, короткое, мужчина, женщина, друг, недруг и так далее. Различение рассматривается так же в аспекте органов чувств (6 видов) и времени (2 вида).
-
Группа сил (формирующих факторов; самскара-скандха) — 58 дхарм: 44 дхармы относятся к психическим процессам, 14 дхарм относятся к «чистым силам».
-
Группа сознания (виджняна-скандха) — 1 дхарма; по Васубандху — знание, или представление, в отношении каждого отдельно взятого объекта. Дхарма сознания определяется как общее понятие сознания (без содержания). Различают 6 видов сознания: сознание видимого, сознание слышимого, сознание обоняемого, сознание осязаемого, сознание вкушаемого и сознание ума (нечувственное) — интеллект, понимаемый как осознание предыдущего мгновения.
Из-за пяти скандх возникает привязанность (
упадана
) и страдания (
духкха
).
Бхара Сутта
:
Пять скандх — это бремя, а личность есть носитель бремени.
Бремя приносит страдание существам, а избавление от бремени приносит счастье.
Сложив с себя бремя, достойный почитания отдаляется от принятия другого бремени.
Полностью искоренив жажду, достигаешь совершенного покоя.
Доктрина описывает одну материальную (
рупа
) и четыре «умственных» (
нама
— «имя», в данном контексте — идеальное) скандхи, которые передают относительный опыт окружающего мира индивида. Отдельно рупа (форма) представляет собой каналы восприятия внешнего мира через органы чувств и объекты чувственного восприятия
; поэтому рупа отождествляется с материальным. Субъект, представляющий собой психосоматическую организацию «нама-рупа», изображается на схемах как лодочник (управитель, ум) и лодка. «Нама-рупа» является четвёртым звеном (нидана) в
двенадцатичленной формуле бытия
.
Скандхи зависимы друг от друга, поэтому в возникновении опыта и его анализе обычно задействована вся их система. Согласно «Махаведалла-сутте», «что ощущается (ведана), то и воспринимается (санджня), что распознается, то и осознается (виджняна)»
.
Порядок скандх имеет важное значение, так как при познании и реакции более «высокие» скандхи находятся в зависимости от более «низких». Четыре «идеальных» скандхи (нама) рассматриваются как элементарный кармический цикл. Сначала — ведана (ощущение чего-то нового, познание), потом — эмоциональное восприятие и опознавание (самджня), сопоставление с имеющимися представлениями. Потом — действие на основании воли и опыта (самскара), и затем — различение и распознавание
информации, получаемой от органов чувств и мышления
, осознание результата, накопление опыта (виджняна).
На основе схемы из пяти скандх базируется теория буддийской медитации.
Система скандх в некоторой степени коррелируется с теорией К. Г. Юнга, который рассматривал пять основных функций сознания:
восприятие, распознавание, оценка, интуиция, акт волеизъявления
. Однако психология Юнга опирается на понятие Самости как предельного основания человеческой психики (соответствующее понятию
Атмана
), а буддийская философия
отрицает субстанциальное существование Атмана
.
Скандхи и медитация
Смысл концепции скандх состоит в исследовании опыта для выявления механизма, продуцирующего и репродуцирующего
дукху
(страдания, неудовлетворенность), и закабаляющего индивида в
сансаре
. Буддийские авторы рассматривали схему из пяти скандх не только как теоретическое объяснение устройства человека, но и как знания, позволяющие на практике с помощью медитации достичь контроля над всеми психическими процессами, и обрести освобождение от тягот перерождений (
нирвана
).
Функция «собирания» и «составления» других четырёх скандх приписывается самскара-скандхе. Поэтому, четыре остальные скандхи могут рассматриваться как обусловленные, пассивные самскары.
В
Палийском каноне
приводятся списки самскар. В эти списки входят следующие исключительно ментальные явления: намерение (четана), внимание (манасикара), решимость (адхимокша), энергия (вирья), мысленное сосредоточение (самадхи), витарка и вичара (выделение объекта мысли и его обдумывание) и т. п., а также формирующие факторы тела (кая), речи (вач) и мысли (читта).
Каждому уровню
сосредоточения
(шаматха) соответствует прекращение определённых самскар. Например, в 1-й
дхьяне
прекращается самскара речи, во 2-й дхьяне прекращаются витарка и вичара (сознание пребывает на объекте непрерывно и без ментального усилия). В следующих дхьянах происходит прекращение групп привязанностей (скандх) — ощущений (ведана) и концептуального познания (санджня).
В «
Висуддхимагге
»
Буддхагхоши
скандхи указываются как один из объектов
аналитической медитации
, посредством которой достигают
мудрости
(праджня)
, под которой понимается знание того, что, помимо скандх, нет никакого особого «Я» и «Моё». Есть два способа созерцания скандх: как образ, наделенный
концептуализацией
, и образ без концептуализации. Первый вид созерцания называют исследующим, второй — устанавливающим. Скандхи исследуются с точки зрения зрения
относительной истины и абсолютной истины
с целью установления подлинной сущности скандх посредством верного познания (прамана)
.
Пять скандх в тибетском буддизме
Ранний буддизм рассматривал личность как соединение пяти скандх. В
тантрическом буддизме
это представление переносится на самого Будду и заявляется, что он тоже состоит из пяти скандх. И эти скандхи сами по себе являются буддами. В европейской литературе их часто называют «
Дхьяни-будды
»
. Следует отметить, что в
санскрите
есть слово «
дхьяна
», но нет слова «дхьяни». и данное выражение неправильно
. В тантрических текстах говорится о «пяти
Татхагатах
» (панча-татхагата) или о «пяти Джинах» (панча-джина). «Джина» — это древний эпитет, прилагающийся к Будде, который первоначально относился к победе над страстями (
тришна
)
.
В
тибетском буддизме
рассматриваются пять Джин, представляющих собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды (
Ади-Будда
). Точнее, пять Джин соответствуют телу
Самбхогакая
, свободного от страстей и привязанностей, выраженных пятью скандхами. Поэтому их также называют буддами пяти скандх.
-
Будда
Акшобхья
соответствует форме (рупа). Считается, что он способствует преодолению омрачения неведения (
авидья
).
-
Будда
Ратнасамбхава
соответствует ощущениям (ведана), помогает освободиться от
гнева
(кродха).
-
Будда
Амитабха
соответствует представлению (самджня) и преодолению гордыни (мана).
-
Будда
Амогхасиддхи
соответствует опыту, воле (самскара), и преодолению вожделения (рага).
-
Будда
Вайрочана
соответствует сознанию, различению (виджняна), и преодолению ревности (иршья)
.
Тантрические системы
активно работают с пятью скандхами и соответствующими им «пятью Джинами» (
тиб
. сангье нга).
См. также
Примечания
-
Лысенко В. Г.
Скандхи
// Индийская философия: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 743. — 950 с. —
3000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036357-1
. —
ISBN 978-5-8291-1163-2
.
-
, с. 76.
-
, с. 13.
-
↑
Лысенко В. Г.
Рупа
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 574—575. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Индрии
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 329. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Скандхи
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литератуоа, 2011. — С. 638. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Steven M. Emmanuel.
(неопр.)
. —
John Wiley & Sons
, 2015. — С. 587—588. —
ISBN 978-1-119-14466-3
.
11 января 2023 года.
-
от 3 января 2018 на
Wayback Machine
Encyclopædia Britannica (2013)
-
Karunamuni N. D.
The Five-Aggregate Model of the Mind
(неопр.)
//
(англ.)
(
. — 2015. — May (
т. 5
,
№ 2
). —
doi
:
.
-
↑
Peter Harvey.
(англ.)
. —
Cambridge University Press
, 2013. — P. 56—57. —
ISBN 978-0-521-85942-4
.
11 января 2023 года.
-
Peter Harvey.
(англ.)
. —
Cambridge University Press
, 2013. — P. 55—59. —
ISBN 978-0-521-85942-4
.
11 января 2023 года.
-
Charles S. Prebish.
(неопр.)
. —
(англ.)
(
, 2010. — С. 32—33. —
ISBN 0-271-03803-9
.
-
Андросов В. П.
Ведана
// Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь
(рус.)
/ под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. —
М.
: Ориенталия, 2011. — С. 184. — 448 с. — (Самадхи). —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-91944-007-4
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Санджня
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 599. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Андросов В. П.
Санджня
// Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь
(рус.)
/ под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. —
М.
: Ориенталия, 2011. — С. 332. — 448 с. — (Самадхи). —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-91994-007-4
.
-
Лысенко В. Г.
Санскара
// Индийская философия: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 716. — 950 с. —
3000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036357-1
. —
ISBN 978-5-8291-1163-2
--
ISBN 978-5-98426-073-2
.
-
Лысенко В. Г.
Четана
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 786—787. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Санскара
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 603. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Скандхи
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 639. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Виджняна
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 210. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Андросов В. П.
Джняна
// Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь
(рус.)
/ под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. —
М.
: Ориенталия, 2011. — С. 211. — 448 с. — (Самадхи). —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-91994-007-4
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Скандхи
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 640. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Лысенко В. Г.
Дхату
// Философия буддизма; Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 321. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Лысенко В. Г.
Виджняна
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 211. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Парибок А. В.
Лекция четырнадцатая
// Буддизм Махаяны: Курс лекций
(рус.)
/ под ред. В. А. Слесаревой. —
СПб.
: Философский факультет СПбГУ, 2009. — С. 270, 271. — 321 с. —
4 экз.
—
ISBN 5-2345-6789-1
.
-
Лысенко В. Г.
(рус.)
// Новая философская энциклопедия : сайт. — Электронная библиотека Института философии РАН, 2018.
-
Лысенко В. Г.
Читта
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 794. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-1
.
-
Лысенко В. Г.
Санскрита-дхармы - асанскрита-дхармы
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 605, 606. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Торчинов Е. А.
Лекция 2. Основы буддийского учения
// Введение в буддизм
(рус.)
/ под ред. Т. Уваровой. —
СПб.
: Амфора. ТИД Амфора, 2013. — С. 47. — 430 с. — (Academia). —
3040 экз.
—
ISBN 978-5-367-02587-3
(Амфора). —
ISBN 978-5-4357-0104-3
(Петроглиф).
-
Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В., Рябов С. В.
Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание
(рус.)
/ под ред. Н. Л. Жуковской. —
М.
: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2006. — Т. 2. — С. 68—70. — 600 с. — (Ars Buddhica). —
ISBN 5-278-00033-2
(серийный). —
ISBN 5-278-00373-0
.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 декабря 2009.
23 августа 2006 года.
-
Лысенко В. Г.
ПРатитья самутпада
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 551, 552. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Андросов В. П.
Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь
(рус.)
/ под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. —
М.
: Ориенталия, 2011. — С. 189. — 448 с. — (Самадхи). —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-91994-007-4
.
-
Jung C.G.
Psyhcologische Typen. GW6.. — Zürich: Bollingen Series, 1967. — С. 578.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 декабря 2009.
2 января 2010 года.
-
Лысенко В. Г.
Санскара
// Индийская Философия: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 717. — 950 с. —
3000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036357-1
. —
ISBN 978-5-8291-1163-2
--
ISBN 978-5-98426-073-2
.
-
Лысенко В. Г.
Санскара
// Философия буддизма: Энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 604. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-1
.
-
Конзе Э.
Буддийская медитация. Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость / Пер. с англ.
(рус.)
. —
М.
: Издательство Медков С. Б., 2017. — С. 8. — 160 с. —
300 экз.
—
ISBN 978-5-902583-06-6
.
-
Донец А. М.
Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе / под ред. С. П. Нестеркина. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. — С. 29, 30. — 150 с. —
ISBN 978-5-7925-0192-8
.
-
↑
Конзе Э.
Буддизм: сущность и развитие
(рус.)
/ под ред. С. В. Пахомова, пер. с англ. И. Беляева. —
СПб.
: Наука, 2003. — С. 251. — 288 с. —
ISBN 5-02-026855-0
.
-
Загумённов Б. И.
"Гирлянда изъянов", или типичные ошибки и неточности в переводах буддийских текстов на русский язык
(рус.)
// Буддизм России : буддийский, буддологический журнал / под ред. А. А. Терентьева, М. Н. Кожевниковой. —
СПб.
: Нартанг, 2005. —
№ 38
. —
С. 122
.
-
Терентьев А. А.
Дхьяни-будда
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 324. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
Литература
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|