Interested Article - Атман

А́тман ( санскр. आत्मन् , IAST : ātman , «самость», «дух», « Я ») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма : вечная, неизменная духовная сущность , абсолют , осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего « Я » человека и всех живых существ. После «пробуждения» человек сознаёт себя как «Атма» (Истинное Я) — «я не это, я ТО», «я есмь Абсолют, и я это знаю» — Абсолют (человек) осознаёт своё существование. В качестве высшего субъективного начала, «абсолютного сознания», Атман соотносится с верховным объективным принципом, «абсолютным бытием» — Брахманом , в предельном случае отождествляясь с ним .

В Упанишадах

Согласно Упанишадам различают индивидуальный Атман и высший Атман. Так, в « Мандукья-упанишаде » есть следующий стих: «Не имеет частей четвёртое [состояние] — неизречённое, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это, проникает [своим] Атманом в [высшего] Атмана».

В Айтарея-упанишаде Атман создаёт миры (1.1.1) и отождествляется (3.2,3) с Брахманом , Индрой , Праджапати , пятью махабхутами (великими первоэлементами), различными качествами, всем «что дышит, и движущееся [по земле], и летающее, и неподвижное», познанием. Он — «тот, благодаря которому видят, благодаря которому слышат, благодаря которому обоняют запахи, благодаря которому произносят речь, благодаря которому распознают сладкое и несладкое».

В Брихадараньяка-упанишаде (1.1.4) Атман в виде пуруши становится «таким, как женщина и мужчина, соединённые в объятиях», разделяется на две части и так появляются супруг и супруга. Атман называется миром всех существ, состоит из речи, разума и дыхания (1.1.5), при этом «речь — этот мир, разум — воздушное пространство, дыхание — тот мир., .. разум — отец, речь — мать, дыхание — потомство». Жизненные силы, миры, боги и все существа выходят из Атмана как паутина из паука, или искры из пламени (1.2.1). Говорится, что брахманство, кшатра, боги, миры и существа оставляют того, кто считает их отличным от Атмана (1.2.4). «Подобно тому, как все спицы заключены между ступицею колеса и ободом колеса, так все существа, все боги, все миры, все дыхания, все Атманы заключены в этом Атмане» (1.2.5). При этом Атман отличен от природных стихий, существ, чувств, и познания, в которых он находится (1.2.7). Атман «непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается, неприкрепляем, ибо не прикрепляется, не связан, не колеблется, не терпит зла».

В Упанишадах прослеживается соответствие четырёх онтологических уровней реальности, восходящих от множественности к единому, четырём состояниям человеческой психики, связанным с постепенным освобождением от авидьи , неведения. Телесному космосу ( Вират ) соответствует состояние бодрствования, Атман называется в нём Вайшванара . С «тонким» миром «золотого зародыша», то есть совокупности всех душ ( Хираньягарбха ), соотносится сон со сновидениями, Атман носит имя Тайджаса . Третий уровень — это глубокий сон без сновидений, Атман именуется Праджня , в макрокосмическом плане с ним коррелирует Ишвара , верховный Господь. Четвёртое состояние Атмана, Турия , полностью свободно от различения субъективного и объективного и, вообще, от каких-либо «позитивных» ограничивающих определений .

В веданте

Адвайта-веданта понимает Атман как чистое сознание ( чайтанья ), лишённое атрибутов и частей. Феноменальный мир возникает в результате «наложения» ( адхьяса ) иллюзорной ( майя ) видимости ( виварта ) на единственно подлинную и неизменную действительность Атмана. Ряд других школ веданты признаёт определённую реальность множества атманов, зависимых от верховного из них, персонифицированного Бога (Ишвары) .

В ньяя-вайшешике

Ньяя и вайшешика считают Атман, или индивидуальную душу, одной из девяти субстанций. Сознание возникает при соединении Атмана с манасом , то есть рассудком .

В санкхье

В философии санкхьи Атман тождественен Пуруше — множеству высших «Я» всех живых существ в мире .

Буддизм

Философия буддизма отвергает понятие Атман как индивидуальную духовную субстанцию — так называемая доктрина анатмана , или анатты . Место Атмана, в частности, в школах буддизма Махаяны занимает доктрина «природы Будды ». В школе йогачара неким аналогом Атмана может служить «корневое сознание», «сознание-сокровищница» — алая-виджняна , понимаемая, однако, в отличие от Атмана, не как неизменная сущность, но как поток состояний .

См. также

Примечания

  1. Исаева Н. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  2. О Пуруше (Атмане) в « Санкхья-карике » Ишваракришны (основном тексте санкхьи), сказано следующее: «Ввиду предназначенности составного для другого, [необходимости наличия] противоположности трехгунному и т. д., управления, существования „вкушающего“, а также деятельности ради изоляции — Пуруша существует. Ввиду распределенности рождений, смертей и „инструментария“, неодновременности в действиях и различности в трехгунном устанавливается множественность Пуруши». Таким образом Пуруша (Атман) это тот кто наблюдает проявления Пракрити — мир.
  3. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия, ч. 4, гл. III.2 (Школа субъективного идеализма йогачаров).

Литература

Источник —

Same as Атман