Interested Article - Триратна

Один из традиционных символов Трех драгоценностей

Трира́тна ( санскр. त्रिरत्न , IAST : triratna , « три драгоценности »; пали : Tiratana; кит. 三宝 , Саньбао ; яп. 三宝 , Сампо ; монг. гурван эрдэнэ ) — в буддизме — три драгоценности буддийской доктрины:

Триратна является своеобразным « символом веры » буддиста. Восприятие Будды как учителя и проводника, его дхармы как закона, а сангхи как сообщества единомышленников, является непременным атрибутом буддийского мировоззрения:

  1. Есть Будда — совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений ( сансара ). Главными из этих вершин являются Просветление ( бодхи ) и Успокоение ( нирвана ), которые знаменуют окончательное Освобождение ( мокша ) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий.
  2. Есть Дхарма — Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр . Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н. э. они были впервые записаны на пали . Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались «Три корзины» (санскр. Трипитака , на пали — Типитака ): «Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию» ( Виная-питака ), «Корзина текстов [Слова Будды]» ( , на пали — Сутта-питака ) и «Корзина текстов высшего Закона» ( Абхидхарма-питака , на пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределённых по отделам. Эти названия собрания Слова Будды сохранились доныне, хотя в других школах каноны содержательно иные.
  3. Есть Сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих ( бхикшу , на пали — бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путём Будды.

Триратна в дзэн

«Истинное прибежище» в буддийской школе дзэн считается тождественным природе Будды , поэтому его, согласно учению, следует искать не во внешнем мире, а в глубине своего «я» , на что указывал шестой патриарх дзэн Хуэйнэн :

Тебя уверяют: «Ищи прибежище в Будде, Дхарме, Сангхе». А я говорю тебе: «Ищи прибежище в себе самом». Будда — внутри тебя, ибо Будда — значит пробуждённый, а пробуждение может происходить лишь изнутри. Дхарма — внутри тебя, ибо Дхарма — значит праведность, а праведность ты можешь найти только в себе самом. И Сангха — внутри тебя, ибо Сангха есть чистота, а чистоту ты можешь найти только в себе самом.

Второй дзэнский патриарх Хуэйкэ ответил на вопрос будущего третьего патриарха Сэнцаня о том, что такое Дхарма и Будда, следующим образом: «Будда есть сам ум. Сам ум есть Дхарма. Будда тождествен Дхарме, тождествен сангхе» .

Один из диалогов между монахом и наставником Янь-яном описывает три драгоценности следующим образом :

— Что такое Будда?
— Кусок глины.
— Что такое Дхарма?
— Земля движется.
— Что такое Сангха?
— Тот, кто ест жидкую кашу и рис.

Символика

Традиционно триратна изображается в виде тройственного символа: трезубца тришулы , обрамлённого алмазной ветвью ( ваджрой ), расположенного поверх цветка чакры с цветком лотоса. Другой вариант этого символа — три разноцветных прозрачных сферы, часто в виде трёх кругов — был использован Н. К. Рерихом в дизайне Знамени мира .

Примечания

  1. , с. 49.
  2. , с. 280.
  3. , с. 34.
  4. , с. 27.
  5. , с. 371.

Литература

Источник —

Same as Триратна