Interested Article - Хуэйнэн
- 2021-05-17
- 1
Дацзянь Хуэй-нэн , иногда Хуй-нэн , Хуйнэн , Хой-нэн ( кит. трад. 慧能 , упр. 惠能 , пиньинь Huìnéng , 638 — 713 ) — патриарх китайского чань-буддизма , одна из важнейших фигур в традиции. Хуэй-нэн был шестым и последним общим патриархом чань . В японской традиции Хуэй-нэн известен под именем Дайкан Эно. Хуэй-нэн отстаивал «внезапный» подход к буддистской практике и просветлению , и в связи с этим считается основателем южной школы чань, ставшей с течением времени господствующей .
Биография
Хуэйнэн родился в семье Лу в 638 году в Синьчжоуской области (совр. уезд Синьсин , провинция Гуандун ). Отец Хуэйнэна был из Фаньяна. Он был изгнан со своей административной должности и скончался в молодом возрасте, когда Хуэйнэн был ещё ребёнком . Хуэйнэн и его мать остались в бедности и переехали в Наньхай. Из-за бедности семьи у него не было шансов получить образование, поэтому через некоторое время он выбрал профессию дровосека.
Однажды Хуэйнэн случайно услышал человека, читающего Алмазную сутру , и сразу же обрёл пробуждение. После этого он решил отправиться в монастырь пятого патриарха Хунжэня, учившего этой сутре, чтобы стать его последователем .
Некоторое время спустя Хунжэнь стал выбирать себе преемника, предлагая общине написать гатху (короткое стихотворение), отражающую учение. Шэньсю, главный ученик Хунжэня, сочинил следующую гатху :
Тело есть древо просветления-бодхи,
А сознание подобно светлому зерцалу на подставке.
Мы должны прилежно трудиться, непрестанно вытирая его,
Чтобы на нём не было пыли и грязи.
Патриарх не был удовлетворён стихотворением Шэньсю и указал, что оно не показывает понимания «[его] собственной фундаментальной природы и сущности разума» .
Хуэйнэн, который в то время был послушником, услышав гатху Шэньсю, решил сочинить свою. Поскольку Хуэйнэн не знал иероглифов, он попросил другого послушника написать гатху, которая гласила:
Просветление-бодхи изначально не имеет древа,
А светлое зерцало не имеет подставки.
Коли природа Будды всегда совершенно чиста,
То где на ней может быть грязь?
Кроме того, он сочинил ещё одно стихотворение:
Само сознание есть древо бодхи,
А тело есть светлое зерцало с подставкой.
Светлое зерцало изначально чисто,
Где же на нём будет грязь и пыль?
Увидев гатху Хуэйнэна, Хунжэнь решил выбрать его своим преемником. Пятый патриарх в тайне от остальных вручил Хуэйнэну чашу и рясу, тем самым назначив его шестым патриархом .
Хуэйнэн возвращается на юг Китая и следующие 16 лет ведёт жизнь отшельника. Официально он получает свой титул патриарха в монастыре Фасинсы в 676 году. В 677 году он перебирается в монастырь Баолиньсы в Шаочжоуской области (совр. Шаогуань ). В другом тамошнем монастыре, Дафаньсы, он разъясняет «тайное учение» Праджняпарамиты и проповедует «внезапное учение» о просветлении посредством «внезнаковых предписаний». Несколько раз он приглашается предстать перед императором, но отказывается от приглашений. Посмертно получает титул «Великое Зерцало» от императора (806—821) .
Перед самой смертью Хуэйнэн произнёс следующую гатху :
В недвижимости не воспитать доброты.
Вздымаясь вверх, не совершай зла.
Пребывая в покое откажись от того, чтобы видеть и слышать.
Будучи умиротворённым, пребывай своим сердцем нигде.
После этого, согласно преданию, он произнёс «Я ухожу!» и исчез.
Учение
Главнейшую роль в своём учении Хуэйнэн отводил доктрине «внезапного просветления». Эту концепцию он подробно выразил в своей Сутре помоста шестого патриарха ( Лю цзу тань цзин ), являющейся сборником его проповедей .
Хуэйнэн являлся одним из основателей традиции коанов . Его известным коаном был коан о первоначальном лице : «Каким было твоё первоначальное лицо прежде твоего рождения?»
Патриарх Хуэй-нэн в дальнейших традициях
Поздние чань-буддисты часто выражали своё почтение Хуэйнэну. По названию горы, где он жил, в 832 году принял своё название Орден Чоге .
Сохранение тела
Мумифицированное тело Хуэйнэна сохраняется в буддийском храме городского округа Шаогуань провинции Гуандун .
Тело Хуэйнэна было замечено иезуитом Маттео Риччи , который посетил храм Наньхуа в 1589 году. Риччи поведал европейским читателям историю Хуэйнэна как схожую с христианским аскетом. Риччи называет его Lusù (то есть кит. трад. 六祖 , пиньинь Liùzǔ ), — Люцзу, «Шестой Патриарх» .
Примечания
- (англ.)
- , с. 756.
- Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 31.
- Солонин К. Ю. Обретение учения. Традиция Хуаянь-Чань в буддизме тангутского государства Си-Ся. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 15. — 266 с. — ISBN 978-5-288-04505-9 .
- Коробов В. Б. Опыт функционального описания буддийской дхьяны // / отв. ред. Н. В. Абаев. — Новосибирск: Наука , 1990. — С. . — 216 с. — ISBN 5-02-029372-5 .
- Завадская Е. В. Книга поучений шестого патриарха [Хой-нэна] // Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М. : Искусство, 1975. — С. 304—335. — 438 с.
- ↑ , Хуэйнэн.
- ↑ Addiss, Stephen; Lombardo, Stanley; Roitman, Judith (2008), , Indianapolis: Hackett Pub. Co, ISBN 9780872209091 , OCLC
- McRae, John (2003), Seeing Through Zen , The University Press Group Ltd
- , «Сутра помоста шестого патриарха Хуэйнэна («Люцзу таньцзин»)».
- , с. 459.
- De Christiana expeditione apud Sinas suscepta ab Societate Iesu: ex P. Matthaei Ricij eiusdem Societatis com[m]entarijs Libri V : ad S.D.N. Paulum V. in quibus Sinensis Regni mores, leges atq[ue] instituta & nouae illius Ecclesiae difficillima primordia accurate & summa fide describuntur. — Augsburg , , — 645 p. — Liber III. Cap.I. — .
Литература
- Абаев Н. В. Хуй-нэн // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. — М. : Вост. лит., ИФ РАН , 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Маслов А. А. Классические тексты дзэн. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 480 с. — ISBN 5-222-05192-7 .
- Маслов А. А. Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. — М. : Издательство Духовной Литературы, «Сфера», 2000. — 608 с. — ISBN 5-85000-058-5 .
- Титаренко М. Л. , Абаев Н. В., Институт Дальнего Востока РАН . Китайская философия. Энциклопедический словарь / ред. Титаренко М.Л.. — М. : Мысль, 1994. — 573 с. — ISBN 5-244-00757-2 .
- в переводе Н. В. Абаева
- в переводе А. Маслова
- 2021-05-17
- 1