Двенадцатичленная формула бытия
, или
12
нидан
, (санскр.
IAST
: dvādaśāṅga-pratītya-samutpāda, двенадцатичленное взаимообусловленное возникновение) — детализированное выражение
буддийской
концепции причинности, «
совместного возникновения условий
» (
пратитья-самутпада
); схема причин и следствий, образующих круговорот страдания (
сансару
).
В начале этой схемы-цепочки находится
неведение
(
авидья
), которое называют «корнем сансары». Звенья цепи последовательно порождают друг друга, и двенадцатое звено приводит снова к первому. Так цепочка причин и следствий создаёт круговорот
бытия
, природа которого — «не-душа», то есть отсутствие
субстанциональной
субъективности
(
анатма
)
, «не-вечное»
(
анитья
)
, «страдание»
(
духкха
)
: тот, кто родился, неизбежно умрет, а замутненное неведением сознание продолжится в новой форме
.
Осознание этой цепочки ведёт к освобождению от страданий
:
Чтобы понять природу нашего существования, мы начинаем с понимания двенадцати звеньев обусловленного возникновения, которые определяют форму и путь нашей жизни по мере её развёртывания. Тот, кто может созерцать эти двенадцать звеньев, полностью поймёт причины страдания, как и путь от страдания к освобождению.
Звено первое: неведение
Поскольку эта схема образует «порочный круг», есть толкование, что неведение (авидья) — корневая причина лишь условно, формально, но не «абсолютное начало или первопричина сансары»: наравне со всеми остальными элементами цепочки, авидья — как их следствие, так и причина. Будда об этом говорил: «Непостижимо начало неведения, о монахи, до которого неведения не было, и после которого оно появилось. Однако постижимо, что у неведения есть условие» (Ангуттара-никая, X. 51). В трактате
Буддагхосы
«
Висуддхимагга
» (17.36) утверждается, что не следует считать неведение «беспричинной корневой причиной мира... она небеспричинна, ибо причина ее определяется так: с возникновением омрачений (
асрава
) возникает неведение»
. Асрава (
пали
асава) — это отрицательные
психические
состояния, препятствующие духовному прогрессу, к которым относят:
-
жажду чувственных удовольствий, жажду существования, жажду несуществования (
тришна
; см. также 2-ю из
Четырех благородных истин
); жажда следует после неведения и является звеном 8 в цепочке факторов взаимозависимого возникновения (см. ниже); из жажды проистекают все аффекты (клеша) — страсть, ненависть, зависть и прочие, с нее начинается закабаление индивида в сансаре
;
-
ложные взгляды (дришти); конструирование ложных концепций провоцируется неведением
;
-
неведение (авидья).
Таким образом, получается, что неведение и прочие омрачения (асрава) взаимообусловлены.
Согласно буддийской философской школе
Мадхъямака
, авидья означает наделённость ума предвзятыми идеями и понятиями, из-за которой существа конструируют мир идей, накладывающийся на реальность и своими формами и качествами заслоняющий её
. В более узком смысле авидья определяется как невежество относительно
Четырех благородных истин
.
Схема двенадцатизвенной цепи причинно-зависимого происхождения
Классическая формула из двенадцати нидан, которую можно найти в «Саньютта-никае», части II, «Книге причинности» (Нидана-вагга
), СН 12.1 и СН 12.2
:
-
Неведение
(
пали
IAST
:
avijjā
,
санскр.
अविद्या
,
IAST
:
avidyā
—
авидья
,
тиб.
маригпа
,
кит.
無明
у-мин) относительно своей
истинной природы
и истинной природы окружающих вещей, незнание
Четырёх благородных истин
и
эгоцентризм
. Неведение является причиной:
-
Формирующих факторов
(
пали
IAST
:
sankhārā
,
санскр.
संस्कार
—
самскара
,
тиб.
дхудже
,
кит.
行
син), состоящих из
кармических
факторов прошлых жизней и создающихся кармических факторов. Формирующие факторы определяют:
-
Сознание
(
пали
IAST
:
viññāṇa
,
санскр.
विज्ञान
—
виджняна
,
тиб.
намше
,
кит.
識
ши) — различение «сигналов от разных чувственных анализаторов (индрий)», а также в более близком контексте «индивидуальное перерождающееся сознание» с семенами стремлений в виде кармических привычных тенденций. Сознание «спускается» в чрево матери, где происходит формирование:
-
Нама-рупы
(
пали
IAST
:
nāmarūpa
,
санскр.
नामरूप
,
тиб.
мингчжук
,
кит.
名色
мин-сэ), психо-телесного комплекса или
пяти скандх
, образующих личность. Нама-рупа обуславливает возникновение:
-
Шести сфер познания
(
пали
IAST
:
saḷāyatana
,
санскр.
षडायतन
—
шад-аятана
,
тиб.
кьече друк
,
кит.
六入
лю-жу) — сфер «видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (
манасом
)». Благодаря сферам познания возникает:
-
Контакт
(
пали
IAST
:
phassa
,
санскр.
स्पर्श
—
спарша
,
тиб.
рекпа
,
кит.
觸
чу) сфер с чувствами (сферы видимого со зрением, сферы слышимого со слухом, сферы осязаемого с осязанием, сферы обоняемого с обонянием, сферы ощущаемого на вкус со вкусом, сферы воспринимаемого умом с манасом). Контакт является причиной возникновения:
-
Приятных, неприятных и нейтральных ощущений
(
пали
.
IAST
:
vedanā
,
санскр.
वेदना
—
ведана
,
тиб.
цорва
,
кит.
受
шоу). В результате чего появляется:
-
Жажда
(
пали
IAST
:
taṇha
,
санскр.
तृष्णा
—
тришна
,
тиб.
сепа
,
кит.
愛
ай) или
страстное
желание
, которое неизбежно превращается в:
-
Присвоение (привязанность)
(
пали
.
IAST
:
upādāna
,
санскр.
उपादान
—
упадана
,
тиб.
ленпа
,
кит.
取
цюй) или цепляние, попытку удержания «объектов чувств и мыслей». Присвоение является основным элементом цепи с точки зрения возможности разрушить схему. Если человек посредством своей воли и правильного мышления прекращает присвоение, то заканчивается процесс формирования:
-
Становления (существования)
(
пали
IAST
:
bhāva,
санскр.
भव
—
бхава
,
тиб.
сипа
,
кит.
有
ю) или «возможности перерождения в одной из трёх сфер» (
лока
). Становление обуславливает:
-
Рождение
(
пали
IAST
:
jāti, санскр. जाति —
джати,
тиб. кьева), которое связано с проявлением виджняны, нама-рупы и шести сфер познания. Рождение приводит к:
-
Старости
(
пали
IAST
:
jarā
, санскр. जरा —
джара,
тиб. гава) и
cмерти
(
пали
IAST
:
marana, санскр. मरण —
марана,
тиб. чива), к тяготе, скорби, страданию, неудовлетворенности (
духкха
)
.
Каждая из нидан представляет собой фактор, который действует только во взаимодействием со множеством прочих факторов
. В формуле существует не только последовательное воздействие элементов друг на друга, но и более сложное круговое взаимодействие. Например, виджняна появляется в схеме три раза: на третьем звене, на четвёртом в качестве одной из скандх и на пятом, где в буддийской традиции шести сферам ставят в соответствие шесть виджнян
.
Ф. И. Щербатской
полагал, что
пять скандх
наличествуют во время всего процесса, и разные ступени получили свое название от преобладающих
дхарм
.
В буддизме признаются
шесть возможных форм рождения
(звено 11): три «счастливые» формы рождения — в качестве божества (
дэва
), воинственного титана (
асура
), человека (манушья), и три несчастливые — в качестве животного (тирьяка), голодного духа (
прета
) и обитателя ада (
нарака
). Причем, никакой идеи духовной эволюции в этой схеме не заложено: после смерти в качестве божества, можно снова родиться человеком, затем родиться в аду, потом родиться животным, потом — снова человеком, потом — опять в аду и так далее. Двенадцать звеньев причинно-зависимого происхождения охватывают три последовательные жизни. Если первые два звена относятся к прошлой жизни, то звенья с третьего по десятое относятся к данной жизни, а одиннадцатое и двенадцатое звенья относятся к следующей жизни
. Причем, звенья 8, 9 и 10 выполняют относительно будущей жизни те же функции, что звенья 1 и 2 по отношению к настоящей жизни. Начало новой
кармы
— звено 8 «тришна»
.
По мнению востоковеда, буддолога Д. В. Поповцева, четыре первых звена цепи относятся к прошлой жизни, следующие пять звеньев относятся к настоящей жизни, три последних звена — к будущей жизни
. Д. Люстхаус предполагал, что Шакьямуни сформулировал схему в обратном порядке, начав с вопроса «Почему существует смерть?» и дойдя таким образом до неведения
.
Значение двенадцати звеньев причинно-зависимого возникновения
В
буддийской иконографии
(тиб. танка) для наглядности и лучшего понимания доктрины мирянами в изображении «
Колеса становления
» (бхава-чакра), или «Колеса сансары», размещают 12 образов, символизирующих 12 причинно-зависимых звеньев (во внешнем круге, по часовой стрелке):
-
Неведение
(авидья) — слепой с посохом.
-
Кармические формирующие факторы
(самскара) — горшечник, изготавливающий из глины кувшины: каждый «лепит» свою будущую жизнь.
-
Сознание
(виджняна) — обезьяна, прыгающая с ветки на ветку: сознание неустойчиво и склонно перескакивать с одного объекта на другой, оно способно только копировать и подражать.
-
Психическое и физическое
(нама-рупа) — два человека, плывущие в лодке: физическое гребет, психическое правит.
-
Шесть сфер
(шад-аятана) — дом с шестью окнами: шесть чувственных способностей (индрий) гла́за, уха, носа, языка, тела, ума (манас).
-
Контакт
(спарша) — два влюбленных, тесно прижавшиеся друг к другу, или акт совокупления.
-
Ощущения
(ведана) — человек, схватившийся рукой за вонзившуюся ему в глаз стрелу.
-
Жажда
(тришна) — человек, пьющий из чаши вино.
-
Присвоение
(упадана) — человек, срывающий с дерева плоды и складывающий их в суму: привязанность к объектам желания.
-
Становление
(бхава) — птица, сидящая на яйцах в гнезде; другой вариант — невеста.
-
Рождение
(джати) — женщина, рожающая ребенка.
-
Старение и смерть
(джара-марана) — сгорбленный старик, несущий на спине мертвеца.
Ф. И. Щербатской проводил параллели между ниданами и разными этапами развития организма: первые две ступени (авидья, самскара) — возникновение жизненного процесса; виджняна (3) — первый момент новой жизни; нама-рупа (4) —
пять скандх
в
эмбрионе
перед образование
органов чувств
; шад аятана (5) — образование
органов чувств
; спарша (6) — органы чувств и
сознание
начинают действовать; пробуждение полового инстинкта отнесено к тришне (8); бхава (10) — жизнь, разные действия
сознания
(карма-бхава)
.
Отказавшись от идеи неизменного самосущего
атмана
, «я» (
анатмавада
), Будда оставил только процесс — поток меняющихся
дхарм
(
сантана
), саморегулирующийся законом взаимозависимого становления (
пратитья самутпада
). Пратитья самутпада фактически утверждает, что все
феномены
обусловлены, и нет ни одного явления, которое, обуславливая другое явление, не было бы обусловлено каким-либо третьим
. Буддисты считают, что такой ход вещей существовал извечно и был открыт Буддой: «Возникает ли
татхагата
или нет, этот порядок существует: порядок дхарм, чередование дхарм, или обусловленность» (Самьюта никая, II. 25)
.
Формула зависимого бытия объясняет динамику разворачивания опыта индивидуального существования в условиях сансары
, связывает неизбежно страдание (
духкха
) и страсть (
тришна
), являясь важным дополнением к
Четырем благородным истинам
. После реализации индивидом Четырех благородных истин, неведение (авидья) прекращается, и цепь пратитья самутпады начинает раскручиваться в обратную сторону: перестает возникать тришна, не производятся
самскары
, и происходит
освобождение
. В доктринальном плане двенадцатизвенная цепь зависимого происхождения связна со 2-й истиной об источнике духкхи, а остановка процесса возникновения причинно обусловленных звеньев и выход из круговорота рождений и смертей — с 3-й и 4-й истинами о прекращении и пути
. Для объяснения Четырех благородных истин Будда описал 12 звеньев зависимого возникновения с четырех точек зрения:
-
Для пояснения истины о страдании 12 звеньев зависимого возникновения приводятся в порядке возникновения «осквернения»: «По причине неведения — самскара... ...По причине рождения — старость и смерть».
-
Для объяснения истины об источнике страдания 12 звеньев зависимого возникновения приводятся в порядке возвращения «осквернения»: «Если старость и смерть и возникают от чего-то, то возникают от рождения... ...Если самскара и возникает от чего-то, то возникает от неведения».
-
Для разъяснения истины о прекращении, или возможности прекращения, 12 причинно обусловленных звеньев приводятся в прямом порядке очищения: «В результате прекращения неведения, прекращается самскара... ...В результате прекращения рождения, прекращаются старость и смерть».
-
И наконец для пояснения истины пути 12 нидан приводятся в обратном порядке очищения: «Если старость и смерть и прекращаются благодаря прекращению чего-то, то прекращаются благодаря прекращению рождения... ...Если самскара и прекращается благодаря прекращению чего-то, прекращается благодаря прекращению неведения»
.
Будда оценивал учение о пратитья-самутпаде как «глубокое», «тонкое», «доступное пониманию только знатоков» и отождествлял его с Дхармой:
«Кто видит взаимозависимое возникновение, тот видит Дхамму;
кто видит Дхамму, тот видит взаимозависимое возникновение.»
Маджджхима-никая, I.191
Считается, что перед
пробуждением
(бодхи) Будда изучал все звенья цепи с тем, чтобы увидеть «слабое звено», уничтожив которое можно достигнуть освобождения. Будда указывал, что невозможно изменить прошлое и первые два звена вместе с ним; также невозможно изменить связанные с этими звеньями факторы виджняны, нама-рупы, контакта, шести сфер и ощущений. Но взаимодействие жажды и присвоения поддаётся пресечению. В части школ считается, что для прекращения данной связки Шакьямуни создал практику памятования
смрити
. В ряде текстов на место «слабого звена» претендовали и некоторые другие факторы, в частности
жажда
.
Будда представлял пратитья самутпаду как «срединный путь» между двумя «крайностями» — воззрением
этернализма
(сассатавада: действует тот же, кто пожинает результаты действия) и воззрением аннигиляционизма (уччхедавада: действует один, а пожинает плоды другой)
. В трактате «
Висуддхимагга
» взаимозависимое происхождение, наряду с
пятью скандхами
и Четырьмя благородными истинами, указывается как объект для
аналитической медитации
(пали: випассана, санскр.: випашьяна), посредством которой достигают
мудрости
(праджня)
и ослабления
омрачения
неведения (авидья)
.
Буддолог
А. В. Парибок
считает, что формула взаимозависимого происхождения является для буддизма «универсальным выражением любых
психофизиологических
процессов», также высказывая мнение о невозможности её истолкования на данный момент, так как «ни один из исследователей её поистине не понял»
. Однако буддисты провозгласили открытие двенадцатизвенной цепи причинности величайшим деянием
Татхагата
. Один стих подытоживает кредо всех буддийских школ, и его можно видеть везде, где буддизм оказывал влияние — на стенах храмов, статуях, камнях:
Татхагата разъяснил причину всех тех дхарм, которые возникают из причин, а также способ их прекращения. Это — Учение Великого Аскета.
IAST
: Ye dharmā hetu prabhabā hetun tesāṁ tathāgato hyavadat te teṣāṁ cayo nirodha evam vādī māha śramaṇah
См. также
Примечания
-
Рудой В. И., Островская Е. П., Островский А. Б. и другие.
Введение в буддизм
(рус.)
/ под ред. В. И. Рудого, Е. П. Островской, Ю. А. Сандулова. —
СПб.
: Лань, 1999. — С. 72, 73. — 384 с. — (Мир культуры, истории и философии). —
3000 экз.
—
ISBN 5-8114-0103-5
.
-
Шен Янь
.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 февраля 2017.
16 февраля 2017 года.
-
, с. 82.
-
Лысенко В. Г.
Асрава
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 127. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Лысенко В. Г.
Тришна
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 701, 702. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Авидья
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 82. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Ingrid Fischer-Schreiber.
Avidya
//
. — Boston: Shambhala, 1991. — С.
. —
ISBN 978-0-87773-520-5
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Пратитья самутпада
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 551. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
СН 12. Нидана-саньютта: наставления, связанные с причинностью
// Саньютта-никая. Связанные Наставления Будды. Часть II: Книга причинности
(рус.)
/ пер. с англ. SV. —
М.
: Ганга, 2022. — С. 11. — 416 с. — (Палийский канон). —
ISBN 978-5-907432-35-2
.
-
, с. 551—552.
-
.
-
(рус.)
.
Буддизм. Учение Старцев
. Дата обращения: 17 июня 2020.
18 июня 2020 года.
-
↑
Поповцев Д. В.
Введение
// Сокровищница татхагаты. Буддийские сутры в русских переводах
(рус.)
/ под ред. В. Ю. Трофимова, состав. и вступ. статья Д. В. Поповцева. —
СПб.
: ЕВРАЗИЯ, 2012. — С. 11. — 416 с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-91852-033-8
.
-
, с. 552.
-
↑
Щербатской Ф. И.
Центральная концепция буддизма и значение слова "Дхарма". Приложение II (пер. с англ. Б. В. Семичова)
// Избранные труды по буддизму
(рус.)
/ под ред. акад. Н. И. Конрада, Г. М. Бонгард-Левина. —
М.
: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 197-198. — 425 с. —
20 000 экз.
-
Торчинов Е. А.
Лекция 2. Основы буддийского учения
// Введение в буддизм
(рус.)
/ под ред. Т. Уваровой. —
СПб.
: Амфора. ТИД Амфора, 2013. — С. 32, 34-35. — 430 с. —
3040 экз.
—
ISBN 978-5-367-02587-3
(Амфора). —
ISBN 978-5-4357-0104-3
(Петроглиф).
-
↑
, с. 553.
-
Донец А. М.
(рус.)
/ под ред. А. А. Ананиной. — Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2004. — С.
-60. — 268 с. —
500 экз.
—
ISBN 5-7925-0150-5
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Бхавачакра
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 190. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Торчинов Е. А.
Лекция 2. Основы буддийского учения
// Ведение в буддизм
(рус.)
/ под ред. Т. Уваровой. —
СПб.
: Амфора. ТИД Амфора, 2013. — С. 36. — 430 с. — (Academia). —
3040 экз.
—
ISBN 978-5-367-02587-3
(Амфора). —
ISBN 978-5-4357-0104-3
(Петроглиф).
-
Лысенко В. Г.
Пратитья самутпада
// Философия буддизма: Энициклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 550, 551. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Лысенко В. Г.
Пратитья самутпада
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 549. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
↑
Конзе Э.
Буддизм: сущность и развитие
(рус.)
/ под ред. С. В. Пахомова, пер. с англ. И. Беляева. —
СПб.
: Наука, 2003. — С. 69. — 288 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-02-026855-0
.
-
Донец А. М.
(рус.)
/ под ред. А. А. Ананиной. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. — С.
-58. — 268 с. —
500 экз.
—
ISBN 5-7925-0150-5
.
-
Лысенко В. Г.
Пратитья самутпада
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 549-550. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Лысенко В. Г.
Пратитья самутпада
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 552-553. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
-
Конзе Э.
Буддийская медитация. Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость / Пер. с англ.
(рус.)
. —
М.
: Издательство Медков С. Б., 2017. — С. 8. — 160 с. —
300 экз.
—
ISBN 978-5-902583-06-6
.
-
Донец А. М.
Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе
(рус.)
/ отв. ред. канд. филос. наук С. П. Нестеркин. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. — С. 30. — 150 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-7925-0192-8
.
-
, с. 76, 116.
-
Поповцев Д. В.
Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа
(рус.)
/ под ред. В. Ю. Трофимова. —
СПб.
: ЕВРАЗИЯ, 2012. — С. 93. — 496 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-91852-034-5
.
Литература