Interested Article - Виджняна
- 2020-09-29
- 2
Виджня́на ( санскр. विज्ञान, IAST : vijñāna ; vi — префикс «раз-» и jnana — «знание», «познание», то есть распознавание, различающее познание) — понятие индийской философии и психологии, означающее различительное познание , осознание, понимание . В буддизме термин «виджняна» относится к сознанию в широком смысле ; отождествляется с общей способностью ощущать и распознавать категории чувственных и ментальных объектов, а также соответствует более узкофункциональной способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы (чувствительность, сознание, ум, интеллект) .
В буддийском учении психофизический мир составлен из пяти скандх , или групп элементов ( дхарм ), — рупа (телесная форма), ведана (ощущения), санджня (восприятие, понимание, концепции ), самскара (волевые импульсы) и, наконец, виджняна, которая делится на 6 разновидностей: виджняна зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, ума (включающая осознание самого себя ; однако истоки мысли «я есмь» обнаруживаются в деятельности санджни ). Согласно одному из типов классификации дхарм (по дхату ), виджняна занимает 6 из 18 позиций и соответствует сознанию слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и мыслимого .
В ряде текстов Палийского канона о виджняне говорится как о том, что связано с процессом перерождения и обеспечивает преемственность в пределах одной индивидуальной серии ( сантана ). Однако виджняна — не некая единая и постоянная сущность, подобная душе ( атман ) в брахманизме или джайнизме , которая переходит от одного существования к другому. В Махатаньха-санкхая-сутте Будда называет глупцом монаха, приписывающего ему такое мнение. В школах абхидхармы виджняна определяется как комплекс мгновенно возникающих и исчезающих синхронных дхарм и связывается с континуальностью дхармического потока (сантана) .
В буддийской концепции причинно-следственного порождения ( пратитья-самутпада ) виджняна, связанная с чувством «я» индивида, является одним из звеньев ( нидан ) цепи причинности и, таким образом, не имеет вечного и независимого существования, но постоянно генерируется вновь как результат авидьи (неведения) .
Центральное место понятие виджняны занимает в буддийской школе йогачара , которая также называется виджняна-вада (санскр. vāda — доктрина ), поскольку признает сознание единственной реальностью. Восемь видов виджняны — это пять видов чувственного восприятия, умственное сознание ( мано-виджняна ), ложное сознание «я» ( клишта-мано-виджняна ) и так называемая алая-виджняна . Алая-виджняна («аккумулированное сознание») представляет собой «хранилище» отпечатков всего накопленного в безначальном прошлом опыта псевдоиндивида, которые определяют содержание его сознания в настоящем при созревании «плодов» кармы . Переживание опыта в настоящем также оставляет отпечатки, которые сохранятся в будущем (если не будет достигнуто « освобождение »). Алая-виджняна служит единственным источником всех других видов виджняны, и, следовательно, в целом того, что считается «реальностью» .
В « Катха-упанишаде » виджняна практически тождественна интеллекту- буддхи и выше рассудка- манаса .
В веданте виджнянамайя-коша — первая из «оболочек» тонкого тела ( сукшма-шариры ), если рассматривать их «со стороны» каузального, причинного тела ( карана-шариры ). Виджняну как дискурсивное, различительное познание превосходит Праджня — целостная интуитивная «мудрость» .
См. также
Примечания
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. I, ч. II, гл. 11, II.
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 8, XXXV.
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. I, ч. II, гл. 7, XII.
- Лысенко В. Г. Виджняна // Философия буддизма: энциклопедия . — М. : Восточная литература, 2011. — С. 210. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Лысенко В. Г. Санжня / Философия буддизма: Энциклопедия 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 . / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 599. — 1045 с. —
- Лысенко В. Г. Скандхи // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 639. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Чаттерджи С., Датта Д. . Индийская философия, ч. 4, гл. II.6.
- Лысенко В. Г. Санджня // Философия буддизма: энциклопедия / Под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 600. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- ↑ Шохин В. К. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 120. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
- Лысенко В. Г. Виджняна // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 211. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Радхакришнан С. Индийская философия,Т. I, ч. II, гл. 7, XIII.
- Шохин В. К. Вада // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / под науч. ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина / Ин-т философии РАН. — М. : Мысль, 2010. — Т. I. — С. 354. — 744 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-244-01115-9 . — ISBN 978-2-244-01116-6 (Т. I).
- Радхакришнан С. Индийская философия Т. I, ч. II, гл. 11, IV.
- Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте, гл. XIV.
Литература
- Радхакришнан С. Индийская философия. — М. : Академический проект ; Альма Матер, 2008. — 1007 с. — (Концепции). — ISBN 978-5-8291-0992-9 , ISBN 978-5-902766-34-6 .
- Чаттерджи С. , Индийская философия / Пер. с англ. А. В. Радугин (главы I—III), Е. А. Тучинская (глава IV), А. Р. Романенко (главы V—X); Под ред. В. И. Кальянова . — М. : Академический проект ; Альма Матер, 2009. — 365 с. — (Концепции). — ISBN 978-5-902766-55-1 , ISBN 978-5-8291-1137-3 .
- 2020-09-29
- 2