Interested Article - Сфера форм

Буддизм
Практика
Дхамма

Сфера форм или Рупадхату ( санскр. रूपधातु , IAST : Rūpadhātu ), иногда Сфера получувственного — в буддийской космологии совокупность миров, населённых существами, обладающими телом и погружёнными в состояние глубокого медитационного сосредоточения ( рупадхьяна ) в состоянии объективности, выше эмоций, чувств, страстей, желаний.

Существ сферы форм называют высшими богами ( дэва ) или брахманами , слово «брахманы» применяют для обозначения обитателей только трёх миров Брахмы, или же ко всем обитателям Сферы форм и Сферы отсутствия форм .

Сфера форм ещё соприкасается с физической, материальной реальностью; её обитатели имеют тела, но эти тела сделаны из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы чувственного .

Существа сферы Форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств, что свойственно существам Сферы чувственного. А тела существ сферы форм не имеют пола или половых признаков.

Всего Сфере форм соответствует четыре дхьяны . Каждая из этих дхьян подразделена на несколько местопребываний, соответствующих уровням, по три для трёх низших дхьян, и восемь местопребываний для высшей дхьяны, всего в сфере форм семнадцать местопребываний (в тхераваде — шестнадцать).

Первая дхьяна: мир Брахмы

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Брахмы соответствует первой дхьяне, это состояние характеризуется наблюдением ( санскр. वितर्क , IAST : vitarka ), отражением, восхищением и радостью. Этот мир, также как и все существа Сферы чувственного, уничтожим огнём в конце .

В этом мире три местопребывания — сонмище Брахмы (советники Великого Брахмы), жрецы Брахмы (или министры) и сам Великий Брахма, он же Творец мироздания, он же Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий. Великий Брахма — первое существо, появляющееся во Вселенной в начале новой Великой Кальпы , и последнее, которое уходит в конце когда Вселенная погибает в катастрофе, поэтому у него возникает ощущение, что именно он сотворил весь мир и всех существ в низших мирах.

Вторая дхьяна: Местопребывания Абхасвара

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Абхасвара — состояние характеризуется восхищением и радостью. У этих существ есть тела и они излучают свет вспышками как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия.

Местопребывания Абхасвары уже не подвержены разрушению огнём по завершении Кальпы. После того, как мир был разрушен огнём с началом новой вивартакальпы, миры снова начинают заселяться существами из миров Абхасвары .

В этом мире выделяют три местопребывания по степени глубины медитации:

  • Боги ограниченного сияния ,
  • Боги безграничного сияния и
  • Лучезарные боги .

Третья дхьяна: Местопребывания Шубхакиртсна

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Шубхакиртсна ( санскр. शुभकृत्स्न , IAST : śubhakṛtsna ) характеризуется спокойной радостью. У этих существ есть тела и они излучают постоянный свет. Местопребывания Шубхакиртсна не подвержены разрушению водой по завершении Махакальпы, потоки воды не поднимутся так высоко, чтобы достичь этой сферы.

В этом мире выделяют три местопребывания по степени глубины медитации:

  • Боги ограниченного блаженства ,
  • Боги безграничного блаженства и
  • Боги всецелого блаженства .

Четвёртая дхьяна: Местопребывания Бирхатпхала и Шуддхаваса

Местопребывания соответствуют четвёртой дхьяны — йогической концентрации невозмутимости. Эти местопребывания уже не подвержены разрушению ветром в конце великой кальпы, и существа, находящиеся здесь, спасаются от разрушения.

Нижние местопребывания называются Бирхатпхала, в сарвастиваде это Безоблачные боги , Боги, обладающие избытком добродетели и Боги, обладающие всевозрастающим плодом . В вибхаджьяваде это Боги, обладающие всевозрастающим плодом и Бессознателные боги (последние — это которые полностью отключили сознание, надеясь достичь состояний Сферы отсутствия форм).

Пять высших местопребываний называются Шуддхаваса ( санскр. शुद्धवास , IAST : śuddhavāsa , «Чистые обители»). Они отличаются от других миров Сферы форм тем, что их обитатели — не те, кто просто накопил заслуги или технику медитации, а так называемые не-возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата , те кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах. Так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттва никогда не родится в этом мире — Бодхисаттва должен появиться в мире людей. Это следующие местопребывания:

  • Не самые великие боги ,
  • Безмятежные боги ,
  • Прекрасные боги ,
  • Ясновидящие боги и
  • Высшие боги .

См. также

Литература

  • Абхидхармакоша : (Энцикл. Абхидхармы) / Васубандху ; Перевод с санскрита, введение, комментарии, историко-философское исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого, СПб. Андреев и сыновья
Источник —

Same as Сфера форм